ПРАВДОЛЮБ ИЛИ ЯБЕДА: как реагировать на детские жалобы?
Документы для скачивания
ПРАВДОЛЮБ ИЛИ ЯБЕДА: как реагировать на детские жалобы? Вы никогда не узнаете детей, пренебрегая их жалобами. Януш Корчак Почему некоторые дети все время жалу ются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит? Как реагиро вать на постоянные жалобы некоторых уче ников? ДОНОСЧИКУ — ПЕРВЫЙ КНУТ «Ябеда — по Ожегову — это клевета, мел кий донос, наушничание ». Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах — детских садах и школах. Все мы читали о суровых порядках, царив ших в российских гимназиях в прошлые века, о постоянном противостоянии учащих ся и учителей. Гимназисты презирали до носчиков, считая их подлизами и предате лями. Начальство же стремилось держать учащихся в повиновении и всячески поощряло доносительство. Отправляя ребенка в гимназию, многие родители предупрежда ли его, что доносить на товарища — бесче стно. В современной школе такого противосто яния нет, и учащимся не нужно доносами завоевывать расположение преподавате лей. Наоборот, учителя в большинстве сво ем очень неприязненно относятся к детям, постоянно жалующимся на товарищей. Са мая частая реакция взрослых на детские жалобы — досада или негодование. Мно гие дети тоже не любят ябед и жалобщиков — их считают нытиками, слабаками, им не доверяют, не берут в общие игры. В общем, жизнь у ябеды невеселая — его презирают, осуждают, избегают. Еще в начале двадцатого века замеча тельный чешский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» отмечал, что ребенок, решивший пожаловаться, рис кует вдвойне: получить от воспитателя «не брежный и резкий ответ» и быть отвергну тым ребятами за свою жалобу. Может быть, явно негативное отношение к ябедам со стороны взрослых связано с мрачным прошлым нашей страны, с теми временами, когда процветало доноситель ство и стукачество? Но государство и сей час поощряет граждан жаловаться: сооб щать о месте нахождения преступников, о забытых в транспорте вещах, о тех, кто ута ивает налоги и т. д. , — гарантируя аноним ность, а иногда и вознаграждение( существуют даже специальные «книги жалоб» и горячие линии) . Так принято не только в нашей стране, но и во всем мире. Взрос лые часто жалуются, например, милиции на буянящих по ночам соседей и очень него дуют, если орган власти никак не реагирует. В школе тоже постоянно жалуются( на пример, учителя — на родителей, на начальство, на учеников, друг на друга) . Школа — это большое общежитие, дисциплина и по рядок в котором поддерживаются за счет открытости и прозрачности всего там происходящего. Родители должны понимать, что в школе детские жалобы — это основ ное средство получения учителями инфор мации о детях. В одной началь ной школе в Англии одна мама с сыном столкну лись с поощрением жалоб и порицанием попыток детей разобраться в конфликтах самостоятельно. Именно то, что в школе «тайное всегда становится явным», и есть залог безопасности детей. Родителям надо быть готовыми к тому, что учителя часто специально поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи. Многих родителей это не устраивает. Но бы вают такие ситуации, в которые необходи мо посвящать взрослых, например, если ребенка травят одноклассники или запугива ют старшие. Маленький ребенок обычно не преследу ет никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок это наблюдает и не видит в посвя щении во все подробности окружающих ничего предосудительного. Такая «излишняя» детская честность ча сто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую си туацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме их подарок, малышка отвечает: ««А мама сказала, что у нас такой ерунды по лон дом! » Что такое жалоба, ребенок понимает, ког да окружающие начинают реагировать на его слова соответствующим образом( уте шают, сочувствуют, ругают обидчика) или говорят: «Жаловаться нехорошо! Не ябед ничай! » Согласно наблюдениям психолога Р. Х. Шакурова( «Самолюбие детей») , уже четырехлетние дети, возвращаясь из садика, гордятся тем, что они «не ябеды», то есть не жалуются. Именно родители и вос питатели, порицая детей за жалобы, повто ряя, что жаловаться нехорошо, надо разби раться самим в своих спорах, отказываясь вникать в суть детских взаимоотношений, присваивают ребенку статус ябеды. Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5- 6- х классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпо читая разбираться со своими проблемами самостоятельно, однако, к сожалению, не всегда удачно. НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ ПООЩРЯТЬ? В проблему детских жалоб бывают во влечены и родители, и учителя, и психоло ги. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников( распространенная ситуация: во время опроса учитель вызывает ученика, поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у него ка рандаш) . Родителям же не хочется, чтобы их дети росли ябедами, так как они счита ют, что за ябедничеством скрывается трус ливый, склочный характер, или полагают, что ребенок не занимается своими дела ми, а сует нос в чужие. Следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка, когда жалобы име ют корыстную цель. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что- то и может расска зать взрослому из- за плохого настроения, обиды, неумения промолчать( такой уж ха рактер) ; но может и не рассказать — пото му что не хочет связываться или из соли дарности. Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправ даний, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищать ся самостоятельно. Дети перестают дове рять учителю, считают его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в учителе или вос питателе — несправедливость по отноше нию к детям. Януш Корчак предостерегал воспитате лей и родителей от небрежного отношения к детским жалобам: «Некрасиво жаловать ся. Кто установил это правило? А что де лать ребенку, если его обокрали, оскорби ли отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворя ют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощ ных будут обижать, эксплуатировать, оби рать, а позвать на помощь, потребовать справедливости — нельзя! Обидчики тор жествуют, обиженные страдают». Никогда не следует торопиться с выво дами, в первую очередь необходимо выяс нить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказыва ет о своих проблемах, иногда ему доста точно внимания и сочувствия. Во всем мире существуют организации, куда ребенок мо жет обратиться за помощью или где просто может излить душу. Наверное, такие орга низации нужны детям, не нашедшим пони мания и справедливости у своих близких. Но стоит ли доводить до этого?