технология «Развитие критического мышления»
Введение
«Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия
о предмете» (Л. Выготский)
В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике.
В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития критического мышления у младших школьников. Я считаю, что использование технологии «Развитие критического мышления» будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, уметь находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне.
Актуальностью данной технология является и то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
- Содержание и методика критического мышления
Слово « критическое» происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синоним слова «критика». В литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое свойство живого. Подлинный, познавательный процесс на любом этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную позиции. Поэтому надо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, учителям удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенками классной комнаты.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии познавательной активности и мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда на уроке используется технология критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.
Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.
Особая, главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
- Основные стадии технологии
Критическое мышление (ТРКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть
В основе технологии критического мышления лежит трехфазная структура урока:
1.Вызов.
- Осмысление новой информации (содержание).
- Рефлексия.
Задача стадии вызова на уроке – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать на поверхность» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения обучающихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы КМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.
На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Я считаю, что именно такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала младшему школьнику необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания необходимы и, где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
2.2. Методы и приемы развития критического мышления
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Педагогическими условиями развития критического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, которые можно было бы использовать на уроках.
Комбинируя методы и приемы развития критического мышления, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
В работе мной используются следующие методики:
«Мозговой штурм» - позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же и формирует нестандартное мышление.
Цель использования:
- выяснение того, что знают дети по теме;
- набрасывание идей, предположений по теме;
- активизация имеющихся знаний.
Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, лучше использовать ряд правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2–3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
«Корзина идей, понятий, имен...» - задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко, в виде тезисов, я записываю в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
«Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Таксономия вопросов: простые, уточняющие (Ты так считаешь? То есть ты сказал?), объясняющие (Почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза), оценочные (выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) практические (Как поступили бы вы на месте героя? Где в обычной жизни?)
«Чтение с остановками» - данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Моя задача : найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Фишбоун» (рыбный скелет). Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«Зигзаг»
1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.
2 этап – рассаживаются в группы экспертов, по номерам, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы.
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал.
«Двухчастный дневник». Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике.
«ЗХУ»
Заполнение таблицы: Знаю - Хочу узнать - Узнал
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка - ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме.
«Взаимоопрос» - чтение текста в парах по одной части. Меняемся ролями с детьми. Учащиеся ставят вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.
«Верите ли вы, что...» Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
«Логическая цепочка» - после текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
«Синквейн» – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Методика проведения данного приема:
- Объясняются правила написания синквейна.
- В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
- Задается тема синквейна.
- Фиксируется время на данный вид работы.
- Проверяются варианты составления синквейна
«Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Методика проведения данного приема:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Ключевые термины.
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ |
+ |
– |
? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
- Что я знаю по данной теме?
- Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
· кто... · что... · когда... · может... · будет... · мог ли... · как звали... · было ли... · согласны ли вы... · верно... |
· дайте объяснение, почему... · почему вы думаете... · почему вы считаете... · в чем разница... · предположите, что будет, если... · что, если... |
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы я при чтении делаю паузы.
«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:
- не стоит использовать приём на уроке больше одного раза
- все версии должны быть аргументированы
- после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть, какие предположения были верны, а какие нет и почему.
- Достоинства технологии развития критического мышления
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе позволило мне повысить уровень познавательной активности младших школьников, которая способствует формированию социальной успешности.
Большим полем деятельности в применении технологии критического мышления в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, однако с успехом может применяться на уроках математики, русского языка, а также технологии, музыки и изобразительного искусства.
Уроки, выстроенные и проведённые мной по технологии "критического мышления", учат детей самим задавать вопросы, что делает их активными участниками образовательного процесса. Поменялись роли педагога и обучающихся, ученики на уроках не сидят пассивно, а являются главными действующими лицами: думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Формируя у детей критическое мышление, не надо вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, постепенно учить детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей.
Технология критического мышления дает ученику:
1) повышение эффективности восприятия информации;
2) повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
3) умение критически мыслить;
4) умение ответственно относиться к собственному образованию;
5) умение работать в сотрудничестве с другими;
6)повышение качества образования учеников;
7) желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления даёт учителю:
1)умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
2)возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
3)стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
4)стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Затруднения, с которыми мне приходится сталкиваться, работая в данной технологии.
- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
- Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
- Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
- С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
- Неправильное понимание стратегий и методов.
- Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
- Сложность в подборе материала (из разных источников).
- Заключение
Технология критического мышления помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика. Большинство учащихся с удовольствием применяют полученные знания на олимпиадах и конкурсах, занимают призовые места.
Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов ТРКМ, применимости технологии вообще для уроков, но ТРКМ – стоящее дело, если хорошо разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Технология не является способом раскрасить урок, сделать уроки интересными для себя. Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение ТРКМ обеспечивает качественный уровень образования.
Технология развития критического мышления о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна, она обеспечивает активную учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.
- Использованные ресурсы
- Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008.
- Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.
- Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
- Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
- Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003.
- it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.
- http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=1659Стратегии технологии РКМЧП «З-Х-У» и «Инсерт»
- http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htmПриемы технологии РКМ