КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС» (старший дошкольный возраст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 44
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС» (старший дошкольный возраст)
Подготовила: Сугако Е. В.
Воспитатель l кв. категории.
Цель
Продолжать формировать представления детей о космосе и космонавтах.
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о целостной картине мира.
- Обобщить знания детей о космосе: в космическом пространстве есть звезды, планеты, кометы, спутники. Закрепить начальные представления о строении солнечной системы: в центре находится Солнце, а вокруг него вращаются девять планет. Уточнить знания об отличии звезд от планет.
- Систематизировать знания детей о покорителях космоса: кто был первым космонавтом, какими качествами должен обладать космонавт, какие предметы и оборудование нужны ему для успешного полета.
- Развивать коммуникативные навыки детей:
- Закрепить умение отгадывать литературные загадки, понимать переносное значение выражений, объяснять свою отгадку, развивать объяснительную форму речи;
- Упражнять детей в умении начинать свой ответ словами: «Я думаю..», «Я считаю..», «Мое мнение…» и т.д.
- Развивать умение составлять рассказ о планете, используя полученные ранее знания.
- Активизировать словарь детей: звезда, планета, названия планет Солнечной системы, карта солнечной системы; космический корабль, космонавт, спутник, скафандр.
Развивающие задачи:
- Развивать социально-личностную сферу ребенка:
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение выслушивать и дополнять высказывания других детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников – первых покорителей космоса.
- Воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь и поддержку.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях, космонавтах.
- Беседы: «Наша солнечная система», «Как человек космос покорил»
- Знакомство с картой Солнечной системы.
- Изготовление карты Солнечной системы совместно с детьми.
- Чтение Н.Носов «Рассказы о Незнайке и его друзьях», албанская сказка «Как солнце и луна друг другу в гости ходили»;
- Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
- Д\игра «Что лишнее»
- Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению, чертежу, образцу.
- Наблюдение за солнцем на прогулке
- Разучивание физкультминутки «Планеты солнечной системы»;
- музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»
Оборудование и материалы:
Игрушка «Незнайка», воздушные шары, привязанные к его руке; магнитофон; кассета с музыкой для музыкальной игры; картинки с изображением отгадок к загадкам; д\и «Что нужно космонавту» (маленькие ковролины на каждого ребенка, на них изображения предметов, необходимых космонавту в полете и несколько «лишних» вещей, ниточки, которыми дети соединят нужные предметы); геометрический конструктор на ковролин; чертеж ракеты; макет ракеты с космонавтами – сюрпризными подарками для детей; ковролин.
Организация детей:
1 часть – дети свободно передвигаются по группе
2 часть – работа за столами
3 часть – дети свободно передвигаются по группе.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам отгадать загадки, но не простые, а космические.
(Дети отгадываю загадки, объясняют отгадку, находят картинку-отгадку и прикрепляют ее на ковролин, составляя из них изображение космического пространства):
- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
- Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна
В небе не заснет…. (Луна)
- Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)
- Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной. (Комета)
- Специальный космический есть аппарат
Сигналы на землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите… (Спутник)
- Чудо птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Воспитатель: Ребята, мы с вами последнее время часто говорим о космосе, читаем книги, смотрим мультфильмы, какой же приближается праздник?
Дети: 12 апреля – День Космонавтики.
Воспитатель: А чему посвящается этот праздник? Что произошло 12 апреля много лет назад?
Дети: Человек впервые полетел в космос, это был Юрий Гагарин!
Стук в дверь. Входит Незнайка – кукла, с воздушными шарами в руке.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть? А узнали кто я? Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка. И вдруг подумал: «А почему бы мне не совершить путешествие к Солнцу?» Правда это будет здорово? Я бы даже побегал по солнышку.
Воспитатель: Дети, как вы считаете, возможно ли такое путешествие?
Дети: Солнце очень горячее, ты сгоришь! Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему нельзя подлететь и др. ответы детей.
Незнайка: Спасибо вам ребята, что предупредили меня об опасности, вижу, что придется мне отказаться от путешествия к Солнцу, (грустно) очень жаль, я так хотел побывать в космосе…
Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, ты же ведь можешь полететь к любой планете, выбирай! (показать карту солнечной системы).
Незнайка: (удивленно) Как много планет!!! Какую же мне выбрать?
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Давайте мы назовем ему все планеты Солнечной системы.
Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики
«Планеты солнечной системы»
Ребенок – солнце, в центре круг выполняет движения вместе с другими детьми.
Хоровод планеты водят - дети взявшись за руки идут по кругу
В вышине на небосводе - руки поднять вверх
Заключили Солнце в круг - взялись за руки
И летят за другом друг - легкий бег по кругу
По порядку все планеты назовет любой из нас
Меркурий – раз,
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Незнайка: Как же трудно выбрать!!!
Воспитатель: Мы тебе сейчас немного расскажем об этих планетах, а ты уж выбирай.
Дети составляют элементарные рассказы о планетах из собственного опыта,
используя ранее полученные знания.
Незнайка: Спасибо вам за рассказы, мне понравился рассказ о….(называет планету), туда и отправлюсь.
Воспитатель: Незнайка, а на чем же ты собрался лететь в космос?
Незнайка: Как на чем? У меня же много воздушных шаров, на них и полечу.
Воспитатель: Ребята, сможет ли Незнайка совершить космический полет на воздушных шарах?
Дети: Нет, в космосе холодно, нет воздуха, шары лопнут.
Незнайка: А на чем же летают в космос?
Дети: На ракете.
Незнайка: У меня нет ракеты.
Воспитатель: Ребята, построим ракету для Незнайки вот по этому чертежу.
Дети выкладывают изображение ракеты на большом ковролине из геометрических фигур по предложенному чертежу.
Незнайка: Какая красивая ракета, спасибо, я полетел, до свидания!!
Воспитатель: Подожди, Незнайка, не торопись, а в какой одежде ты собираешься лететь?
Незнайка: В моих замечательных штанишках и рубашечке.
Воспитатель: Ребята, разве можно ему лететь в этой одежде? Почему? А в какой нужно?
Дети: В скафандре.
Воспитатель: Поможем собрать необходимые вещи для полета?
Дидактическая игра «Что нужно космонавту»
(Дети на индивидуальных ковролинах ниточками соединяют необходимые для полета предметы, обосновывают свой выбор)
Незнайка: Спасибо, ребята! Теперь я точно могу лететь в космос: ракету вы мне построили, вещи помогли собрать. Пока буду лететь смогу выспаться, вкусненького поесть, отдохнуть… красота!!!!
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий космонавт? Готов ли Незнайка лететь в космос?
Дети: - Я считаю, что космонавт должен быть умным, много знать и уметь. Ракетой управлять трудно, там много разных приборов, дорогу в космосе надо находить по звездам.
- Я думаю, что космонавт должен быть сильным, выносливым, здоровым. Для этого надо тренироваться, заниматься спортом.
- Космонавт должен быть сильным, внимательным, дисциплинированным
Воспитатель: Ребята, а давайте мы потренируем еще Незнайку перед полетом.
Музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»
Незнайка: благодарит детей за оказанную помощь, (перечисляет, что ему больше всего понравилось в общении с детьми); дарит им подарки, прощается.