Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»
Документы для скачивания
Мастер- класс для воспитателей на тему: « Современные з доровьесберегающие т ехнологии в работе педагогов ДОУ » Провела Версткина Е. В. – воспитатель средней группы. Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе. Задачи: • Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения. • Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников. • Познакомить с методикой их проведения Ход мастер – класса- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш мастер- класс будет проходить под девизом: «Я здоровье берегу- сам себе я помогу! » Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар» Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие( например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д. ) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 ( а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? ( Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например: 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д. ) Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье- неразделимы. Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют здоровье », «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете? » все дружно говорят: «Да» - А чем вас лечат? »- «Таблетками». - «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет! » Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься» Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су– Джок – терапию, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, релаксацию, гимнастику для глаз. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющей здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. 1. Одними из форм оздоровительной работы являются – Пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика. Я вам предлагаю разделиться на команды. ( У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом) 1 команда: Сбил, сколотил – вот колесо. Сел да поехал. Ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат. 2 команда: Жил – был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик И поехал греться к ребятишкам в гости. 2. А пока команды готовятся, мы с вами сделаем упражнение по дыхательной гимнастики. Это упражнение называется «Гуси шипят», И. п. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «РАЗ, два, три, четыре» - наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш- Ш- Ш- Ш». Повторить 3- 4 раза в медленном темпе. 3. Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су- Джок терапия. Су- Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су- кисть, Джок- стопа. Су- Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма( Направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений) Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су- Джок » он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной. «Ежик» Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек. По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. ( Катаем шарик, слегка сжимая ладонями, прямыми движениями между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда – сюда, мне щекотно, да, да, да( Движения по пальцам) Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! ( Кладем в ладонь шарик и берем подушками пальцев) 4. С успехом в своей работе использую элементы точечного массажа. Ученым давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа, укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Давайте выполним упражнение, его можно делать, как сидя, так и стоя. Точечный массаж+ пальчиковая гимнастика Крылья носа разотри – раз, два, три И под носом себе утри – раз, два, три Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять Вытри пот теперь со лба – раз, два Серьги на уши повесь, если есть. Заколкой волосы скрепи – раз, два, три Сзади пуговку найди и застегни Бусы надо примерять, применять и надевать А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку. А сюда браслетики, красивые манжетики. Девочки и мальчики, приготовьте пальчики Вот как славно потрудились и красиво нарядились Осталось ноги растереть и не будем мы болеть. 5. Следующий метод «Гимнастика для глаз». Регулярная гимнастика для глаз, способствует улучшению и сохранению остроты зрения, улучшению мышц глаза и стенок кровеносных сосудов. Упражнение «Часы» Приступим к выполнению. Вы помните, как идут часы, и какую песенку они поют? ( Тик – так, тик – так) А теперь давайте представим, что наши глазки – это и есть часы. Нужно не поворачивая головы, водить только глазами вправо – влево, вправо – влево и приговаривать: тик – так, тик – так. Остановились часы ( закрываем глаза) И снова часики пошли. ( И так чередовать 3 – 4 раза) 6. Следующий метод – Релаксация. Сядьте по удобнее. Представьте себе, что вы загораете у моря, на солнышке. Солнышко греет ваше лицо. ( Поднять лицо вверх) . Вы расслабились, вам хорошо. Но вот солнышко зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться ( задержать дыхание) . Солнышко вышло из – за тучки, снова стало жарко – все расслабились ( на выдохе) Повторить 3 – 4 раза. 7. И последний метод – это Музыкотерапия. Музыкотерапия – это когда слушают музыку. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно, в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано, успокаивает нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. ( Прослушивание Л. В. Бетховена «К Элизе») Вот на такой приятной ноте мы и закончим. Я благодарю вас за внимание, мне было очень приятно общаться с вами. Все упражнения, которые мы с вами выполняли, вы можете выполнять и с детьми дома. До свидания.