Доклад на тему : Работа над качеством звука на аккордеоне"
Звук — основное средство выразительности. У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.
Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Тесно связана с меховедением, филировкой звука. Выразительный звук – основа художественного исполнения музыкального произведения.
Работа над качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем, или последующим движением меха. На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.
Сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять выполнить упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например , играть крещендо и диминуэндо.
Ученик должен не только владеть основными динамическими нюансами — пиано, меццо - форте, форте, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание и т. д.
На первых занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо.
Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.
Красивое звучание тесно связанно с умением правильно интонировать на инструменте. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используется опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон.
Прежде всего, нужно определить, что же такое интонация. Долгое время в истории исполнительства вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха. И только в конце XIX века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения.
Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Приведу некоторые их высказывания:
Б.В.Асафьев говорил: "Музыку слушают многие, а слышат немногие”, "Музыка всегда интонационная и иначе не мыслима”.
Интонация – специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку – постигать ее интонационный смысл.
Б.М.Теплов писал: "Музыкальное переживание – это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки”.
Таким образом ,в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является слухо - интонационная работа, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая слухо - интонационной культуры музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить.
Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения игре на аккордеоне широко распространен метод, при котором основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков.
На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.
На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха – нет. А ведь музыкальная интонация – носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться, как и меховедение и звукоизвлечение, с начала обучения игре на аккордеоне.
Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (аккордеона) располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.
Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха ученика. Основным в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием.
Например:
Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Чтобы ощутить ритм, нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом:
"Дож – дик, дож – дик, при – пу – сти!
Дай цве – точ – кам под – ра – сти.”
Слова "припусти”, "подрасти” включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить главные акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем "про себя”.
В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление (приближение) звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученику можно объяснить понятие "динамика”, познакомив его с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука).
В процессе проведенной работы ученик может сам построить простую музыкальную фразу, сопровождающуюся текстом.
На следующем этапе обучения слово уже не сопровождает мелодию. С помощью педагога ученик должен понять структуру музыкальной фразы, определяя кульминации, динамические оттенки, подобрать штрихи и приемы игры, соответствующие характеру произведения, наиболее полно раскрывающие его смысл. Главное в данной работе – логика интонирования. Обязательно нужно добиться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса.
В процессе работы над интонированием на аккордеоне на начальном этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.
Для правильного, красивого звучания произведения важно и понятие «дыхание». Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» – мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. Предложите ученику упражнения на "дыхание” инструмента. Это различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений ("Спокойный ветерок”, "Маленькая буря”, "Спокойное дыхание”, "После бега отдохнем”).
Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный – не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.
Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение аккордеона зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого – на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе.
Пользуясь тем или иным приемом игры, важно верно совмещать ведение меха и нажим пальцев на клавиши. В зависимости от смысла пьесы одни и те же приемы могут быть по-разному сыграны.
Часто учащиеся играют кричащим, форсированным звуком. Здесь следует обратить внимание на технологию изменения силы звука движением меха.
В зависимости от характера произведения исполнитель должен уметь произвести необходимый силы удар кистью и пальцами. Нередко для извлечения звука аккордеонисты слишком резко ударяют по клавишам. Из–за этого возникают стуки, сухие звуки, рывки.
Качество извлекаемого звука во многом зависит, от того насколько аккордеонист владеет движением меха. Выработка правильного движения меха на начальном этапе обучения должна занимать не меньшее место, чем вопросы кистевого звукоизвлечения. Здесь прежде всего надо научить равномерно с одинаковой силой менять движение меха в сжим и разжим на каких –либо чередующихся звуках во время следить чтобы перед сменой меха и после сила звучания не колебалась. Полезно научит менять мех на одном выдержанном звуке; смену меха делать внезапно. Но без изменения силы сжима.
Чтобы добиться плавной смены меха на звуке, надо, чтобы учащийся до момента и в момент смены движения меха имел одно, неизменное положение руки под левым ремнем.
Самое удобное положение руки – опора ее на три точки: 1) ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются около переднего края левой крышки аккордеона; 2) тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень; 3)предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки.
Постоянно держать так руку не следует – это ее утомляет.
При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье
( точка 2); при сжиме – Запястье и предплечье (точки 1,3).
Если в произведении очень большие фразы или выдержанные звуки, которые не удается сыграть на движении меха в одну сторону, надо менять мех на сильной доли такта или вступлениях других голосов, чтобы не нарушить логику музыкальной мысли.
Умело пользоваться движением меха (особенно в сжим), экономить запас воздуха при начале движения, а не в конце, так же очень важный момент в процессе обучения игры на аккордеоне. Это связанно с силой звука, темпом, длительностями и количеством взятых одновременно нот.
Существует два основных приема ведения меха: 1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при исполнении какого – то небольшого музыкального построения; 2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторыми остановками в движении меха.
Нельзя играть одним приемом меха разнообразные произведения. При широкой напевности (легато, полифоническая пьеса) мех постоянно напряженный. При игре танцевальной музыки, отдельных ударных аккордов – мех пульсирующий.
Полезной тренировкой для умелого ведения меха является игра внизу левой клавиатуры (здесь труднее играть и неудобнее – происходит потому, что при движении меха веерообразно мал рычаг нажима с низу).
Особое движение меха позволяет выполнять различные приемы и штрихи. Можно, например, поучить хорошее начало музыкальной фразы на пианиссимо, для этого следует нажать на клавиши, а только потом вести плавно мех.
Как известно, различные инструменты имеют различные способы звукоизвлечения. Например, чтобы на аккордеоне передать специфику звучания фортепиано, необходимо производить впечатление удара (играть звуки толчком меха). Исполнение пьесы же на органе такие толчки исключает, т. к. характер подачи звука в органной музыки глубокий и мягкий.
Играя любое произведение каждое движение меха должно быть, рассчитано в соответствии с содержанием произведение. На начальном этапе ученика надо научить трём основным типам движения меха:
1) ровное движение. Оно обусловлено неизменной скоростью ведения меха и постоянным одинаковым усилием левой руки. Частая ошибка, не сохраняется ровное звучание при смене меха.
2)ускорение или замедление движения меха. Характерной ошибкой является резкое крещендо или диминуэндо.
3)меховой рывок. (sf). Учащийся легко с этим справляется, если потом идет после сфорцандо диминуэндо.
Труднее отработать ударение с последующим сохранением силы звучности. Этому будет способствовать ровное, напряженное движение меха после рывка. Характер звучания произведения зависит не только от ведения меха, но и различных способов прикосновения пальцев к клавишам. Или туше (1.нажим полный или не полный, 2.удар легкий пальцевой или кистевой, или одновременно пальцевое – кистевой. 3.толчок, применяется для получения более тяжелого стаккато).
Большую роль играет и филировка звука, когда какой – то отдельный выдержанный звук или созвучие усиливается и ослабляется из–за различной скорости ведения меха (изменения динамики протяжении одного звука).
Уметь филировать звук, так как скрипачу, певцу, баянисту совершенно необходимо. Этот прием игры является трудным в исполнительстве, особенно момент окончания мотивов, фраз, предложений.
Основная трудность заключатся в умении избежать неровности затухания звука, сохраняя при этом красоту и особую выразительность звучания. Достигается это умелым и соразмерным сдерживанием меха до окончательной остановки его, пока полностью не прекратится звучание. Чаще всего филировка применяется в конце произведения или его части. В этом случае филированию предшествует общее диминуэндо и ритенуто. Иногда филирование звучности сочетается с ферматой. Филирование звучности может применяться и в нутрии произведения для большей законченности фразы, предложения. Часто филирование применять не следует, так кА это будет назойливо, снизит качество исполнения, вносит однообразие в исполнительскую палитру музыканта. Наличие хорошего музыкального вкуса у ученика поможет ему так соразмерить замедление движения меха, что законченность музыкальной мысли наиболее точно будет соответствовать характеру исполняемого произведения.
Литература:
- Школа игры на баяне А. Онегин М.1990
- Прогрессивная школа игры на баяне Ю. Акимов Ч.2 М.1971
- Школа игры на аккордеоне В. Лушников М. 1991