Рабочая программа по русскому языку для 1класса Школа России
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области" Утверждаю" Директор_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. Б. Шипилова Приказ №_ _ _ _ _ _ от" _ _ _ _ _ " _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. " Согласовано" Заместитель директора лицея по УВР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кубрак Л. В. Рассмотрена на заседании кафедры/ МО Протокол №_ _ _ _ _ _ от" _ _ _ _ _ " _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1- А КЛАССЕ Разработал: учитель высшей квалификационной категории Покусаева Ирина Юрьевна 201 7- 201 8 учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебно го предмета «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( у тверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. , №373) , на основе: - примерной программы по русскому языку( Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х частях. – М. : «Просвещение» 2010г. ) - авторской программы В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1- 4 классы. - М: Просвещение, 2016 г. - авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык». - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2016 год. Основные цели преподавания русского языка: Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся. Когнитивно- познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся. Социокультурная цель предполагает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней( устной и письменной) , во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи( устной и письменной) как показателя общей культуры человек а. Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами( лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения. Задачи: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - овладение обучающими умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объёма; - воспитание у учеников позитивного эмоциональн о- це нностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Ведущая задача- развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней( устной и письменной) , во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия. Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится 4 часа в неделю. На изучение учебного предмета в 1 классе выделяется 132 часа за 33 учебные недели( 85 часов на период обучения грамоте и 47 часов на русский язык) . В целях индивидуализации и дифференциации образовательной программы в рамках основного учебного времени 20% занятий- 26 уроков из общего количества- отводится на изучение внутрипредметного модуля «Тайны русского языка». Изучение внутрипредметного модуля предполагается в разных формах, отличных от ур ока: урок этикета, урок- аукцион, урок- игра, урок- викторина, урок- дискуссия, урок- сказка, урок- презентация, урок- рефлексия, урок образовательного путешествия, урок творчества, урок- КВН, урок- моделирование, урок- исследование, познавательная лаборатория. Для реализации рабочей программы используется уче б но- методический комплект, включающий: 1. Пропись в 4- х частях, В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - М: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2. Учебник. Русский язык 1 класс, А. В. Полякова. - М. : Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 3. Методические рекомендации к курсу «Русский язык» 1 класс. Полякова А. В. , Песняева Н. А. М: Просвещение, 2017. 4. Горецкий В. Г. , Белянкова Н. М. Методическ о е пособие с поурочными разработками ФГОС. - М: Просвещение, 2016. 5. Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК «Школа России». – М. : ВАКО, 2017. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения русского язы ка в начальной школе являются 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково- символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска( в справочных источниках) , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка( орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании( морфемике) , морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу; - этические чувства( стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о русском языке как средстве межнационального общения; - представления о своей этнической принадлежности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; - проговар ивать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить необходимые коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - проводить сравнения, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать( выделять ряд объектов по заданному признаку) Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - подведение языкового факта под понятия разного уровня обобщения( н- р: слово- слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы) ; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - прини мать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - использовать в общении правила вежливости, - договариваться, приходить к общему решению, Обучающийся получит возможность научиться: - формулировать собственное мнение и позицию, - строить понятное для партнера высказывание. - задавать вопросы; - принимать другое мнение и позицию; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач Предметные результаты Предметные результаты( повышенный функциональный уровень) Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках( учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации; - участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания; - писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста. Развитие речи Обучающийся научится: - первичному умению оценивать правильность( уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных Обучающийся получит возможность научиться: - находить части( вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте; - первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку; - составлять текст по его началу и концу. Система языка Обучающийся научится: - различать звуки речи; - устанавливать число и последовательность звуков в слове; - различать гласные и согласные звуки; гласные ударные- безударные; согласные парные твердые- мягкие, звонкие- глухие; - определять звонкие и глухие непарные согласные звуки; - определять непарные твердые согласные( ж, ш, ц) , непарные мягкие согласные( ч, щ) ; - находить в слове ударные и безударные гласные звуки; - определять указатели мягкости- твердости согласных звуков; - делить слова на слоги; - различать звуки и буквы; - различать буквы гласных как показатели твердости- мягкости согласных; - определять функцию ъ, ь, букв е, ё, ю, я; - о бозначать на письме звук[ й' ] . - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка; - использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац( последнее при списывании) Обучающийся получит возможность научиться: - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка( круг слов определен словарем произношения в учебнике) ; - первичным навыкам клавиатурного письма Лексика Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многоз начность( без введения понятий Состав слова( морфемика) Обучающийся получит возможность научиться: - находить в ряду слов родственные( однокоренные слова) ; - различать( с опорой на рисунок) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы периода обучения грамоте 1 класс( 97 часов) Развитие речи Письменная речь( письмо) Ориентировка в тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков( ъ, ь) . Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Буквы г ласных как показатели твердости, мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Непарные твердые согласные( ж, ш, ц) . Непарные мягкие согласные( ч, щ) . Звонкие и глухие непарные согласные звуки. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Письмо Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных( заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного( с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение( проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Ознакомление с клавиатурным письмом. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией( на примере мотивированных названий) . Представление о многозначных словах. Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения( пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом. Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания( вариан ты интонации конца предложения- соответствующие знаки в письменной речи) . Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки( . ? ! ) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов( предлогов, союзов) , интонации( логического ударения, мелодики, пауз) , порядка слов. Составление( самостоятельно и под диктовку) схем предложений( постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы) . Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Орфография Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ( в положении под ударением) ; - прописная( заглавная) буква в начале предложения, в им енах людей и кличках животных; - пере нос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания( . ? ! ) в конце предложения. Содержание программы систематического курса русского языка 1 класс( 47 часов) I. Развитие речи Письменная речь( письмо) Сопоставление набора предложений и текста. Ознакомление с признаками текста: тема, смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Представление о частях текста на примере нау чно- популярного текста, записки, поздравительной открытки; красная строка; абзац. Восстановление деформированных текстов( нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие) . Сравнение особенностей языка( по стилю) в письменных текстах с одинаковым предметом описания, например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и пр. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений. II. Система языка Фонетика и орфоэпия Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение в слове звуков гласных- согласных. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Вывод о словообразующей функции ударения. Различение в слове мягких- твердых, звонких- глухих согласных звуков. Парные звуки: мягкие- твердые, глухие- звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Различение непарных звонких согласных; непарных глухих согласных; шипящих согласных. Различение непарных твердых согласных[ ж] , [ ш] , [ ц] , непарных мягких согласных[ й’] , [ ч’] , [ щ’] . Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка( см. «Справочник произношения» в учебнике для 1 кл. ) . Графика Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове. Функции йотированных гласных( е, ё, ю, я) . Наблюдение вариантов обозначения звука[ й’] . Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац( последнее при списывании) . Обозначения у букв ь и ъ. их роль в слове. Функции йотированных гласных. Наблюдение вариантов обозначения звука й. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Лексика Номинативная( назывная) функция слов. Представление о слове как единстве звучания и значения. Практическое ознакомление с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью( без введения понятий) . Состав слова( морфемика) Нахождение в ряду слов родственных( однокоренных) слов. Различение( с опорой на рисунки) однокоренных слов и слов одной тематической группы; однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Начальное( с опорой на рисунки) разведение понятий: разные( родственные) слова, формы одного слова. Морфология Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов( части речи) : знаменат ельные( самостоятельные) слова- слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова( без дифференциации) . Умение опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Различение названий предметов, о твечающих на вопросы «кто? », «что? ». Ознакомление с грамматическими признаками рода и числа у слов, обозначающих предметы. Нахождение слов, обозначающих предметы, которые заменяют слова- указатели( местоимения) , например: Птичка села на ветку. Она искала корм. Синтаксис Различение предложения и слова( осознание их сходства и различий) . Сравнение набора слов и предложения. Восстановление деформированного предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации( эмоциональной окраске) : восклицательные и невосклицательные. Сравнение предложений по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов( предлогов, союзов) , интонации( логического ударения, мелодики, пауз) , порядка слов. Сравнение предложений по смыслу при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами. Составление схем предложений, их многозначность. III. Орфография и пунктуация Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Орфографическое чтение( проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Понятие орфограммы. Использование орфографического словаря( см. в учебнике) . Применение правил правописания: _ раздельное написание слов; _ написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ( в положении под ударением) ; _ отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; _ перенос слов; _ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова( перечень слов в учебнике) ; _ знаки препинания( . ? ! ) в конце предложения. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях: - между целью, адресатом, местом общения и формой общения; - между целью устной речи и речевыми средствами( несловесными и словесными) ; - между целью письменной речи и правильностью ее выражения( оформление предложения, буквенный состав слов) ; - многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; - родственных словах и корне слов; владетьобщеучебными умениями( в рамках изученного) : - группировать языковой материал по заданным основаниям; - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения( например: звук гласный, согласный, гласный ударный, безударный) ; - соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; - адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников; - слушать и отвечать на заданный вопрос; - пользоваться учебными книгами; знать/ понимать: - признаки предложения( смысловая и интонационная законченность) ; - оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ; - звуки и буквы русского алфавита, их основные различия( звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем) ; - признаки гласных и согласных звуков; - признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких; - написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ; - алфавит; уметь: - голосом показывать различия в цели высказывания( правильно интонировать несложные предложения) ; - списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы; - писать правильно под диктовку текст( до 20 слов) , включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы( оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных) ; - соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, - записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме; - различать на слух звуки речи; - различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие; - определять место ударения в двусложных словах; - делить слова на слоги; - находить в ряду слов родственные слова; - применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками( . ? ! ) . Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса Обучающиеся должны иметь представление: - зависимости смысла речи от особенностей лексиче ской и грамматической сочетаемости слов в предложении; - грамматических группах слов: знаменательных( само стоятельных) словах, обозначающих предмет, признак пред мета, действие предмета, словах- указателях и служебных сло вах; - различии предложений по цели высказывания: повест вовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное; признаках текста и его оформлении; - владеть общеучебными умениями( в рамках изученного) : - группировать языковой материал по заданным основа ниям; - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения( например: звук- гласный, согласный- соглас ный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т. д. ) ; - использовать правила вежливости в зависимости от си туации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклассниками, на перемене, на прогулке; - адекватно реагировать на обращение учителей, одно классников; - слушать и отвечать на заданный вопрос; - ориентироваться в учебнике; - списывать и писать под диктовку небольшой текст; знать/ понимать: - признаки предложения( смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в кон це ставится нужный знак( . ? ! ) ) ] - звуки и буквы русского алфавита, их основные разли чия; - гласные и согласные звуки; - согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные; - алфавит; уметь: - отличать текст от предложения, предложение от слова; - находить границы предложения; - подбирать однокоренные слова из ряда данных слов; - различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие; - определять место ударения в слове; - делить слова на слоги; - обозначать на письме мягкость согласных звуков буква ми и, е, ё, ю, я, ь; - обозначать на письме звук[ й' ] ; - применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения; - списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обучение грамоте( 85 часов) Добукварный период( 15 часов) 1* . ( 1) 1 Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Урок- путешествие. 2. ( 2) 1 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. 3* . ( 3) 1 Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. Модели предложения. Урок- сказка. 4. ( 4) 1 Рисование полуовалов и кругов. Письмо длинных прямых наклонных линий. 5. ( 5) 1 Письмо наклонных линий с закруглением внизу. 6. ( 6) 1 Написание коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу. Письмо элементов букв. 7. ( 7) 1 Письмо больших и маленьких овалов, длинных и коротких наклонных линий. 8* . ( 8) 1 Написание элементов букв. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Урок- путешествие. 9. ( 9) 1 Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо элементов букв. 10* . ( 10) 1 Письмо строчной и заглавной букв а, А. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Урок- наблюдение 11. ( 11) 1 Письмо строчной и заглавной букв а, А. Письмо строчной и заглавной букв О, о. Закрепление. 12* . ( 12) 1 Письмо строчной и заглавной букв И, и Урок – путешествие. 13. ( 13) 1 Письмо строчной буквы ы. 14* . ( 14) 1 Письмо строчной и заглавной букв У, у. Урок – сказка. 15. ( 15) 1 Письмо изученных букв. Букварный период( 50 часов) 16. ( 1) 1 Письмо строчной и заглавной букв Н, н. 17. ( 2) 1 Письмо строчной и заглавной букв С, с. 18* . ( 3) 1 Письмо заглавной и строчной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Урок- сказка. 19. ( 4) 1 Письмо заглавной и строчной букв К, к. Письмо строчной и заглавной букв Т, т. Закрепление. 20. ( 5) 1 Письмо слогов и слов с буквами Т, т. 21. ( 6) 1 Письмо строчной и заглавной букв Л, л 22. ( 7) 1 Письмо строчной и заглавной букв Р, р 23. ( 8) 1 Письмо слов с изученными буками. 24. ( 9) 1 Письмо строчной и заглавной букв В, в. 25. ( 10) 1 Письмо строчной и заглавной букв Е, е. 26. ( 11) 1 Письмо строчной и заглавной букв П, п 27* . ( 12) 1 Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Урок- конкурс 28. ( 13) 1 Письмо строчной и заглавной букв М, м 29. ( 14) 1 Письмо слов с буквами М, м. 30. ( 15) 1 Письмо строчной и заглавной букв З, з. 31* . ( 16) 1 Письмо слов и предложений с буквой з. Урок- игра. 32. ( 17) 1 Письмо слов и предложений с буквами З, з. Письмо предложений с изученными буквами. 33. ( 18) 1 Письмо строчной и заглавной букв Б, б. 34. ( 19) 1 Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание текстов с изученными буквами. 35. ( 20) 1 Письмо строчной и заглавной букв Д, д. 36. ( 21) 1 Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв Д, д. Списывание текстов. 37. ( 22) 1 Письмо строчной и заглавной букв Я, я. 38. ( 23) 1 Закрепление написания буквы я. 39. ( 24) 1 Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами 40. ( 25) 1 Письмо строчной и заглавной букв Г, г. 41* . ( 26) 1 Написание заглавной буквы Г. Урок- игра. 42. ( 27) 1 Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА – ЧУ. 43. ( 28) 1 Заглавная буква Ч. Сочетания ЧА- ЧУ. 44. ( 29) 1 Написание буквы ь. 45. ( 30) 1 Написание буквы ь, слов и предложений с ь. 46. ( 31) 1 Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. 47. ( 32) 1 Сочетание ШИ. Закрепление. 48. ( 33) 1 Письмо строчной буквы ж. 49. ( 34) 1 Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ — ШИ 50* . ( 35) 1 Написание строчной буквы ё. Урок- путешествие. 51. ( 36) 1 Заглавная буква Ё. 52. ( 37) 1 Написание букв Й, й. 53. ( 38) 1 Написание строчной буквы х. 54* . ( 39) 1 Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. Урок – сказка. 55. ( 40) 1 Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо слов и предложений с изученными буквами. 56. ( 41) 1 Написание строчной и заглавной букв Ю, ю. 57. ( 42) 1 Проверочная контрольная работа( тест) по итогам первого полугодия. 58. ( 43) 1 Написание строчной и заглавной букв Ц, ц. 59. ( 44) 1 Проверочная контрольная работа( диктант) по итогам первого полугодия. 60. ( 45) 1 Написание строчной буквы э. 61. ( 46) 1 Написание заглавной буквы Э. 62* . ( 47) 1 Написание строчной буквы щ. Урок- викторина. 63. ( 48) 1 Написание заглавной буквы Щ. Закрепление правописания сочетаний ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. 64. ( 49) 1 Написание букв Ф, ф. 65. ( 50) 1 Написание букв ь и ъ( закрепление) . Повторение написания изученных букв. Урок – игра. Послебукварный период( 20 часов) 66. ( 1) 1 Письмо слов и предложений с изученными буквами. 67* . ( 2) 1 Закрепление написания изученных букв, слов и предложений. Урок- конкурс. 68. ( 3) 1 Списывание текста. 69. ( 4) 1 Письмо слов, предложений о Родине под диктовку. 70. ( 5) 1 Орфографическое оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. 71. ( 6) 1 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь. 72. ( 7) 1 Непарные по звонкости/ глухости и мягкости/ твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы 73. ( 8) 1 Способы обозначения звука[ й’] на письме 74* . ( 9) 1 Повторение тем «Слог», «Ударение». Урок- путешествие. 75. ( 10) 1 Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. 76. ( 11) 1 Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. Однокоренные слова, корень слова. 77. ( 12) 1 Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое». Письмо под диктовку. 78. ( 13) 1 Комплексное повторение на материале стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа». 79. ( 14) 1 Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа». 80. ( 15) 1 Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». 81. ( 16) 1 Повторение обозначения[ й’] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я 82. ( 17) 1 Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характеристике звуков. 83. ( 18) 1 Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» 84. ( 19) 1 Подготовка к изучению начального курса русского языка. 85. ( 20) 1 Контрольный диктант по итогам обучения грамоте. Русский язык( 47 часов) 86. ( 1) 1 Слово и предложение. 87. ( 2) 1 Как получается предложение? 88. ( 3) 1 Главные члены предложения. 89. ( 4) 1 Звуки и буквы. 90. ( 5) 1 Звуки и буквы. 91* . ( 6) 1 Слоги. Урок- сказка. 92. ( 7) 1 Гласные звуки. 93* . ( 8) 1 Гласные звуки. Урок- игра. 94. ( 9) 1 Согласные звуки. 95. ( 10) 1 Перенос слов. 96* . ( 11) 1 Перенос слов. Урок- исследование. 97. ( 12) 1 Ударение. 98. ( 13) 1 Ударение. 99. ( 14) 1 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. 100. ( 15) 1 Большая буква в кличках животных и географических названиях. 101* . ( 16) 1 Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы. 102. ( 17) 1 Русская азбука или алфавит. 103* . ( 18) 1 Русская азбука или алфавит. Урок- игра 104. ( 19) 1 Твёрдые и мягкие согласные звуки. 105. ( 20) 1 Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. 106* . ( 21) 1 Шипящие согласные звуки. 107. ( 22) 1 Буквосочетания ЖИ- ШИ. 108* . ( 23) 1 Буквосочетания ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ. Урок- практикум 109. ( 24) 1 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН 110. ( 25) 1 Глухие и звонкие согласные звуки. 111. ( 26) 1 Парные согласные в конце слова. 112* . ( 27) 1 Парные согласные в конце слова. Урок- игра 113. ( 28) 1 Части речи. Общее понятие. 114. ( 29) 1 Имя существительное. 115. ( 30) 1 Имя прилагательное. 116. ( 31) 1 Глагол. 117* . ( 32) 1 Словосочетание. Урок- практикум. 118. ( 33) 1 Предлоги. 119. ( 34) 1 Работа на восстановление деформированного текста. 120. ( 35) 1 Контрольное с писывание. 121* . ( 36) 1 Предложения повествовательные, вопросительные. 122. ( 37) 1 Предложения побудительные, восклицательные. 123. ( 38) 1 Итоговый контрольный диктант. 124* . ( 39) 1 Работа над ошибками. Слова вежливого общения. 125. ( 40) 1 Текст. 126* . ( 41) 1 Текст. Урок- соревнование. 127. ( 42) 1 Провероч ная работа по итогам года( тест) . 128* . ( 43) 1 Родственные слова. Корень слова. Урок- сказка. 129. ( 44) 1 Родственные слова. Корень слова 130. ( 45) 1 Секреты речи. Контрольный словарный диктант. 131. ( 46) 1 Секреты речи. Фразеологизмы. 132* . ( 47) 1 Секреты речи. Урок- смотр. Примечание: номера уроков со значком* - уроки внутрипредметного модуля «Тайны русского языка».