Рабочая программа по окружающему миру
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области" Утверждаю" Директор_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. Б. Шипилова Приказ №_ _ _ _ _ _ от" _ _ _ _ _ " _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. " Согласовано" Заместитель директора лицея по УВР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кубрак Л. В. Рассмотрена на заседании кафедры/ МО Протокол №_ _ _ _ _ _ от" _ _ _ _ _ " _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1- А КЛАССЕ Разработал: учитель высшей квалификационной категории Покусаева Ирина Юрьевна 201 7- 201 8 учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир » для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. , №373) , на основе: - Примерной программы начального общего образования( Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2- х частях. –М. : «Просвещение» 2010г. ) - Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир 1- 4 классы»( учебно- методический комплект «Школа России») - Москва «Просвещение», 2014г. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны- как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются: - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своегоместа в нём; - формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условияхповседневной жизни и в различныхопасных ситуациях; - формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованногоповедения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме. Для реализации рабочей программы используется уче6но- методический комплект, включающий: Учебник Окружающий мир. 1 класс. А. А. Плешаков- Москва: Издательство « Просвещение», 201 7. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 кл. А. А. Плешаков- Москва: Издательство « Просвещение», 201 7. Методические пособия- Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ ( А. А. Плешаков, М. А. Ионова, О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева) . — М. : Просвещение, 2014- Плешаков А. А. От земли до неба: атлас- определитель: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2017. - Плешаков А. А. Окружающий мир: тесты: 1 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. — М. : Просвещение, 2017. Согласно примерной программе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется в 1 классе 66( 2 ч в неделю, 33 учебные недели) . Всего в течение года- 66 часов. В соответствии с требованиями СанПин в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день. В учебном плане ОО на изучение данного предмета выделено 50 часов, вместо 66: в сентябре- октябре уроки не проводятся. Сокращение программного материала( 16 часов) произошло за счёт объединения тем- 16 часов. В целях индивидуализации и дифференциации в рамках основного учебного времени 20% занятий( 10 уроков) из общего количества отведено на изучение внутрипредметного модуля « Наш удивительный мир. Изучение внутрипредметного модуля предполагается в различных формах и видах, отличных от урока: урок- сказка, урок- игра, урок- презентация, урок- проект, урок- путешествие, урок- КВН, познавательная лаборатория. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У обучающегося будут сформированы: — первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу; — умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; — первичное представление о ценностях многонационального российского общества( образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов) ; — ценностные представления о своей семье и своей малой родине; — первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; — представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни( быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради) ; — положительное отношение к школе и учебной деятельности; — первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; — эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; — этические чувства, эмоционально- нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; — потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; — первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур; — бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий. Метапредметными результатами изу чения курса «Окружающий мир» являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий( ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; — сохранять учебную задачу урока( воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя) ; — выделять из темы урока известные знания и умения; — планировать своё высказывание( продумывать, что сказать вначале, а что потом) ; — планировать свои действия на отдельных этапах урока( целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя) ; — сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; — осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; — фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке( с помощью средств, предложенных учителем) , позитивно относиться к своим успехам/ неуспехам. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации( условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки) ; — находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях; — понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем; — анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; — проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; — устанавливать элементарные причинно- следственные связи; — строить рассуждение( или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений; — располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — включаться в диалог с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению( деятельности) , не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению; — излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; — признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; — употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту»; — понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы( работы в паре) , распределять функции в группе( паре) при выполнении заданий; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи( с учётом возрастных особенностей, норм) ; — готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире. Обучающийся научится: — правильно называть родную страну, родной город, село( малую родину) ; — различать флаг и герб России; — узнавать некоторые достопримечательности столицы; — называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; — проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; — проводить опыты с водой, снегом и льдом; — различать изученные объекты природы( камни, растения, животных, созвездия) ; — различать овощи и фрукты; — определять с помощью атласа- определителя растения и животных; — описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца( кошку, собаку) ; — сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; — сравнивать реку и море; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — находить на глобусе холодные и жаркие районы; — различать животных холодных и жарких районов; — изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; — различать прошлое, настоящее и будущее; — называть дни недели и времена года в правильной последовательности; — соотносить времена года и месяцы; — находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; — объяснять причины возникновения дождя и ветра; — перечислять цвета радуги в правильной последовательности; — ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; — мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; — раздельно собирать мусор в быту; — соблюдать правила поведения в природе; — правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; — подбирать одежду для разных случаев; — правильно обращаться с электричеством и электроприборами; — правильно переходить улицу; — соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; — различать виды транспорта; — соблюдать правила безопасности в транспорте. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение 1 ч. Знакомство с учебником и учебными пособиями( рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом- определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зел ёные страницы» и «Великан на по ляне») . Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой Что и кто? 20 ч. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Как, откуда и куда? 12 ч. Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Где и когда? 11 ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? 22 ч. Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово? 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Количество часов на изучение темы Темы уроков Введение( 1ч) 1. 1 Задавайте вопросы. Что и кто? ( 1 7 часов) 2* . 1 Урок – путешествие. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? 3. 1 Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина» 4. 1 Что у нас над головой? 5* . 1 Экскурсия Что у нас под ногами? 6. 1 Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? 7. 1 Что растёт на клумбе? 8* . 1 Экскурсия Что это за листья? 9. 1 Что такое хвоинки? 10. 1 Кто такие насекомые? 11. 1 Кто такие рыбы? 12. 1 Кто такие птицы? 13* . 1 Урок- игра Кто такие звери? 14 1 Проверочная контрольная работа( тест) № 1 по итогам первого полугодия 1 5* . 1 Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Экскурсия в кабинет информатики. 1 6. 1 Что вокруг нас может быть опасным? 1 7. 1 На что похожа наша планета? 1 8. 1 Обобщение пройденного по разделу «Что и кто? » Проверочная работа № 2. Презентация проекта «Моя малая Родина» Как, откуда и куда? ( 8ч) 1 9. 1 Как живёт семья? Проект: «Моя семья» 20* . 1 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Познавательная лаборатория 2 1* . 1 Как путешествует письмо? Экскурсия на почту. 2 2* . 1 Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? Урок- путешествие. 2 3. 1 Как живут растения? Как живут животные? 2 4. 1 Как зимой помочь птицам? 25. 1 Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 26. 1 Обобщение пройденного по разделу «Как, откуда и куда? » Проверочная работа № 3. Презентация проекта «Моя семья» Где и когда? ( 8ч) 27 1 Когда учиться интересно? Проект: «Мой класс и моя школа» 2 8. 1 Когда придёт суббота? 2 9* . 1 Когда наступит лето? Урок- КВН 3 0. 1 Где живут белые медведи? Где живут слоны? 3 1. 1 Где зимуют птицы? 3 2. 1 Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? 3 3. 1 Когда мы станем взрослыми? 3 4. 1 Обобщение пройденного по разделу «Где и когда? » Проверочная работа № 4. Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Почему и зачем? ( 15ч) 35. 1 Почему Солнце светит днём, а звёзды н очью? Почему Луна бывает разно 36. 2 Почему идёт дождь и дует ветер? 37. 1 Почему звенит звонок? 3 8* . 1 Почему радуга разноцветная? Урок- исследование. 3 9. 1 Почему мы любим кошек и собак? Проект: «Мои домашние питомцы» 40. 1 Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 41. 1 Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 4 2. 1 Зачем мы спим ночью? 4 3. 1 Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 4 4. 1 Зачем нам телефон и телевизор? 4 5 1 Итоговая контрольная работа( ТЕСТ) 4 6 1 Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? 4 7 1 Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? 4 8 1 Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему н а корабле и в самолёте нужно со блюдать правила безопасности? 4 9. 1 Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? 50. 1 Обобщение пройденного по разделу «Почему и зачем? » Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Примечан ие: номера уроков со значком* - уроки внутрипредметного модуля «Наш удивительный мир»