Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологии на тему: "По Сеньке и шапка".
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 города Кузнецка Конспект проведения организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий на тему: «По С еньке и шапка» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет. Воспитатель: Фролова Г. А. 2015 Цель: Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах одежды. Задачи: Различать и называть существенные детали головных уборов, группировать их по функциональному признаку. Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов. Активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы. Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов. М атериал: Головные уборы разного назначения( картинки) . Две шапки( мятая, старая и аккуратная, красивая) . Шапка- ушанка и шляпа. Иллюстрации- схемы, головной убор повара. Две атласные ленточки, хрустальная ваза, деревянный кубик, бумага, металлическая миска. Ход занятия: Беседа по пословице «По Сеньке и шапка». Представим себе, что где- нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое- как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка был на нем( какая … В от эта- мятая, неказистая( воспитатель показывает старую, мятую шапку) . Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка! »- А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была( какая… Аккуратная, красивая( воспитатель показывает красивую, новую шапку) . Про такого люди говорили с уважением, как- бы любуясь им: «По Сеньке и шапка! » Рассказ воспитателя о происхождении слова «шапка». Это слово нерусское, оно произошло от французского « шапо » или « шап », что означает покрышка. - Для чего нужны шапки- покрышки? ( Чтобы голове было тепло; от солнца голову закрывать, чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла) . - Какие головные уборы покрывают голову летом? ( Косынки, панамы, бейсболки, пилотки) . - Какая главная работа у этих головных уборов? ( Защищать голову от солнца) - Какими они должны быть? ( Легкими) . - Назовите осенние головные уборы. ( Капюшон, вязанные шапки) . - Какими должны быть головные уборы зимой( Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми) . Рассмотрение под системных признаков шапки- ушанки и шляпы в сравнении. Задание: Чем шапки и шляпы похожи? Отличаются? - А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток и люди не умели шить и вязать? ( От солнца можно было какой- нибудь большой лист найти и накрыть им голову) . - А зи мой? ( Из шкур зверей мастерили) . - Чем современные шапки отличаются друг от друга? ( Цветом, меховые, вязанные, с узорами, с цветами и т. д. ) . КОНКУРС «Г оловные уборы сказочных героев». - А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает сказки и сможет назвать их по головным уборам главных героев. - У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев( колпачок Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов- витязей, чалма для волшебника, шапка- невидимка) . Водящий будет крутить волчок, брать картинку на которую указывает стрелка и отгадывать сказку. За правильный ответ получаете фишку. Победителей ждет приз. ( Итоги конкурса) ( Воспитатель вносит белую шапоч ку, надевает на ребенка( куклу) . - Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку? ( Медсестрой, врачом) . - Кто еще носит белую шапочку( Продавец, повар, мл. воспитатель) . Вот повар в белом колпаке Стоит с половником в руке. Готовит суп он из гороха, И получается неплохо. - Для чего надевают колпаки повар и продавец? ( Чтобы волосы не мешали работе: не падали на глаза и не попадали на продукты) . - Значит все люди надевают белые шапочки на работе( Нет, не все) . - Может расскажете мне, какие головные на какой работе надевают? ( На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты- пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п. ) - Посмотрите на эти ленточки. Какой головной убор они напоминают? ( Бескозырку) . - Как вы думаете, для чего на бескозырке длинные ленты? - Могут ли они помочь морякам в ветреную погоду? ( Их подвязывают под подбородком) . - А сейчас я приглашаю вас в свою «фантастическую» мастерскую и предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами. - У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это- шляпы( хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая миска, бумага) . Игра «Хорош о- плохо» Шляпа «Хрустальная ваза»: - Что хорошего в такой шляпе? ( Она красивая, прозрачная, сверкающая, оригинальная) . - Что плохо? ( Шляпа может разбиться, холодная, тяжелая) . - Кто может носить такую шляпу? ( Стеклянный человек, Снежная Королева) Шляпа «Деревянный кубик»: - Что хорошо( Прочная, не промокает, экологически чистая, надеж- ная) - Что плохо? ( Тяжелая, твердая, неудобная) - Кто может такую шляпу носить? ( Дедушка- Добрынюшка – в деревянной шапке, он же деревянный) Шляпа «Бумага»- Что хорошо? ( Ее не надо покупать, можно сделать самому пилотку от солнца, она легкая и т. д. ) - Что плохо? ( Может намокнуть, легко порваться) - Кто может носить? ( Бумажные куклы, Петрушка, мы сами. ) Шляпа «Железная миска»- Что хорошо? ( Непромокаемая, не поломается, не разобьется) - Что плохо? ( Тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно) - Кто может носить? ( Железный дровосек) - А теперь попробуем сами придумать необычные головные уборы, может быть даже головные уборы будущего. ( Дети и зготавливают головные уборы из отдельных деталей и украшают бросовым материалом. ) - Что в ваших уборах можно делать? Какую работу выполнять? ( Ответы детей. ) - Устроим выставку головных уборов.