Консультация для педагогов "Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях по обучению грамоте"
Документы для скачивания
Консультация для педагогов
«Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях по обучению грамоте»
Подготовила: В.Н.Власюк
учитель-дефектолог
Обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника.
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда, учителя-дефектолога в детском саду. Практика показывает, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причём эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Следуя рекомендациям известного психолога Выгодского Л. С. – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребёнка в освоении грамоты является возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одарённости», особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребёнка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Для повышения эффективности обучению грамоте в детском саду рекомендуется использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. На занятиях дети должны не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Как показала практика, занимательный речевой материал, интересные игры и упражнения, сюрпризные моменты способствуют развитию познавательных способностей детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятий.
На коррекционных занятиях желательно применять разнообразные упражнения и игры с чётко организованной системой обратной связи: карточки, символы, цифровой ряд, звуковые линейки, схемы, действия с мячом, движения и т. д., что помогает детям не только научиться читать, но и предупредить расстройства письменной речи (дисграфию) .
Занятия-игры способствую развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, связной речи, умению правильно выражать свои мысли.
- Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога
Для формирования у детей знаний на уровне буквы и слога используются игры, задания и упражнения:
1) выкладывание букв из счётных палочек с фиксированием внимания на расположении и количестве элементов (с использованием стихов) ;
2) реконструкция букв (добавить, передвинуть, убрать палочку) ;
3) конструирование букв из различного материала (камешки, тесьма, карандаши, игра – «Буквенные узоры»;
4) моделирование букв по образцу и самостоятельно из элементов: овал, полуовал, длинные и короткие палочки;
5) рисование или раскрашивание ассоциативных рисунков, игра – «На что похожа буква? ».
- Формирования у детей знаний на уровне слова
Для формирования знаний на уровне слова используются следующие игры, задания и упражнения:
1) деление слов на слоги, игры – «Прошагай слово», «Найди свой домик», «Весёлый поезд»;
2) деление слов на слоги с выделением ударного. Безударный слог – хлопок, на ударный слог топнуть ногой;
3) составление звуковых схем слова. Ребенок показывает кружок, который обозначает тот или иной звук;
4) подбор слов к заданной звуковой модели (схема слова из цветных кружков) ;
5) подбор слов к схемам – окошкам, игра – «Кто в тереме живёт? »;
6) составление новых слов, игра – «Слово рассыпалось» (анаграмма) ;
7) чтение слов из букв разного шрифта, цвета, высоты, ширины;
- Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения
Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения проводятся следующие игры, задания и упражнения:
1) составление предложений по графическим схемам;
2) составление схемы к предложению;
3) составление предложений по интонационной схеме;
4) составление предложений из слов, данных в беспорядке;
5) соединение частей разорванных предложений;
6) распространение предложений, изменение порядка слов;
7) выделение слов из предложения, подсчёт слов, определение их последовательности;
8) выделение границ предложений (устно – в конце предложения – хлопок, на письме – точка) ;
9) составление предложений с заданным предлогом по картинкам и без них.
- Применение на занятиях по обучению детей грамоте индивидуальных карточек
Эффективно использование на занятиях индивидуальных карточек. Применение карточек стимулирует развитие познавательных способностей ребёнка, создаёт условия для ориентировочно – исследовательской деятельности, закрепляет запас имеющихся знаний, развивает графические навыки, формирует учебную деятельность, навыки самоконтроля и самооценки. С помощью индивидуальных карточек педагог может контролировать уровень усвоения программного материала, налаживать отношения с детьми, повышать самооценку ребёнка.
Работа с карточками проводиться как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и фронтальных. Некоторые виды карточек подразумевают использование букв «Разрезной азбуки». Предпочтительно, чтобы карточки содержали яркие иллюстрации, были защищены прозрачной плёнкой, что даёт возможность многократного использования при выполнении заданий фломастерами.
Примеры использования карточек на занятиях:
- Дописать недостающий элемент буквы.
- Найти букву в геометрической фигуре.
- Раскрасить только гласные или согласные буквы.
- Прочитать слово по буквам разного шрифта
- Прочитать слово по буквам разной высоты.
- Прочитать слог по первым звукам картинок. Составить схему.
- Прочитать слог по последним звукам картинок.
- Определить место звука [Р] на звуковой линейке.
- Дописать букву в таблицу и прочитать слог.
- Чтение прямых и обратных слогов с опорой на цифровой ряд.
- Составить звуковую модель слова.
- Составить звуковую модель слова, гласные звуки обозначить буквами.
Заключение
Любая форма взаимодействия с ребёнком предполагает формирование у него эмоционально – положительного отношения к познавательной деятельности. Общение взрослых с детьми должно носить спокойный, доброжелательный характер, так как внимание и уважение стимулирует к повышению познавательной активности. Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приёмов обучения с учётом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешное развитие речевой и познавательной деятельности у детей на этапе подготовки к школе.
Список используемой литературы:
- Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет. – М. : 2003.
- Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М. : 2000.
- Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. – СПб. : 1995.
- Узорова О. В, Нефёдова Е. А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. – М. : 2003.