Открытые занятия по РСВ и ФП
Документы для скачивания
Открытое занятие по РСВ в 8 классе А. Учитель Глумова О. В. Ученик: Пустовалов Владимир, Состояние слуха: дву сторонняя глухота, расстояние 6 метров с аппаратом, 0, 5 метра без аппарата. Тема. Текст «Первый снег ». Фразы, связанные с учебной деятельностью. Цель: формирование навыков восприятия речи на слух у слабослышащего учащегося. Задачи: - развивать умение воспринимать на слух предлагаемый речевой материал в разных условиях с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов; - развивать способность контролировать собственное произношение; - воспитывать любовь к природе. Ход занятия. I. Орг. момент. / - Ты слышишь хорошо? / - Будет занятие по развитию слухового восприятия. / - Какое будет занятие? II. Работа над текстом «Первый снег». - Сначала будем работать над текстом. - Сейчас будешь слушать текст целиком и скажешь, что ты услышал. - Что ты будешь делать? Слушай внимательно. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался. Н аконец я понял, что просто за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал, подошел к окну – за стеклами было снежно и безмолвно. В туманном небе стояла одинокая луна. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался, как стеклянный дождь. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром все хрустело вокруг: подме рзшие дороги, листья на крыльце. Зима начала хозяйничать над землей. - Что ты услышал, расскажи. - А тебе нравится, когда выпадает первый снег? Почему? Какое ощущения у тебя возникают? - Сейчас б удешь слушать текст по предложениям и повторять слитно, внятно. - Что будешь делать? Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался. Наконец я понял, что просто за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал, подошел к окну – за стеклами было снежно и безмолвно. В туманном небе стояла одинокая луна. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался, как стеклянный дождь. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце. Зима начала хозяйничать над землей. - Что ты делал? - Ты слушал текст, который называется «Первый снег». Как называется текст? - Посмотри на картинки и выбери ту, которая подходит к тексту. IV. Итог. - Какое было занятие? - Что ты делал? ( Слушал текст целиком, по фразам, повторял их, выполнял поручения) - Как ты говорил? Самоанализ занятия п о развитию слухового восприятия Учитель Глумова О. В. Класс: 8а Ученик Пустовалов Владимир Состояние слуха: дву сторонняя глухота, расстояние 6 метров с аппаратом, 0, 5 метра без аппарата. Тема. Текст «Первый снег». Фразы, связанные с учебной деятельностью. Цель: формирование навыков восприятия речи на слух у слабослышащего учащегося. Задачи: - развивать умение воспринимать на слух предлагаемый речевой материал в разных условиях с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратов; - развивать способность контролировать собственное произношение; - воспитывать любовь к природе. Тема занятия отвечала программным требованиям, была доступна ученику и соответствовала его слуховым возможностям. Занятие было построено в соответствии с требованиями методики развития слухового восприятия слабослышащих учащихся, было учтено расстояние, проводилась работа «на голое ухо». Использовала слух учащегося для восприятия им звучащей речи, для исправления произносительных ошибок. В полной мере применятся аналитико- синтетический метод при предъявлении фраз на слух. В ходе всего занятия давались четкие установки за контролем произношения, осуществлялась обратная связь. Велась работа над интонационной стороной речи. При отборе речевого материала учитывались межпредметные связи. На занятии присутствовала наглядность для активизации познавательной деятельности учащегося, для поддержания интереса к занятию. В течение всего занятия происходила смена видов деятельности, что способствовало снятию напряжения, предуп реждению утомляемости учащегос я.
Открытое занятие по ФП в 8 классе А Учитель: Глумова О. В. Ученик Богданов Артём Состояние слуха: дву сторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, расстояние 7 метров с аппаратом, 2 метра без аппарата Тема. Дежурные звуки[ Н- Д] , работа над голосом( логическое ударение) , звук[ Ш] . Задачи: - дифференцировать звуки[ н] - [ д] , закреплять звук[ ш] в разных позициях на речевом материале; - развивать умение выделять главные слова во фразе более громким голосом; - развивать мышление, внимание. Ход занятия. I. Орг. момент. –Па- па- па. Как меня слышишь? - Какое у тебя настроение? - Сейчас будет занятие по формированию произношения. Какое будет занятие? II. Работа над дежурн ыми звуками[ Н- Д] . - Какой дежурный звук на этой неделе? ( Дежурные звуки[ Н- Д] ) - Чем похожи эти звуки? ( Согласные, звонкие, …. - Чем отличаются эти звуки? ( При звуке[ Н] …, а при звуке[ Д] ……) 1) Будем читать слоги и слова со звуками Н- Д. Что будем делать? На – налево Ны- параллельные На – наречие На – самостоятельная Зна- признак Бна- служебна я Ина – котловина Ину – Минусинск Ене – по- зимнему Да – далеко До – досуха Ди – перпендикулярные Де- действия Дви- движутся Ада- беспорядочно 2) Бу дем читать словосочетания. Что будем делать? Параллельные прямые Перпендикулярные прямые Подчеркни наречия Самостоятельная часть речи Служебная часть речи О народных героях Признак действия Движутся непрерывно Движутся беспорядочно Минусинская котловина 3) Нарисуй параллельные прямые. Что ты сделал? Нарисуй перпендикулярные прямые. Что ты сделал? 4) Прочитай слова. Налево, далеко, досуха, по – зимнему, действие, наверху. - Какое слово лишнее? Почем у? ( все наречия, действие- существительное) - Подчеркни наречия. - Наречие – это самостоят ельная или служебная часть речи? Что обозначает наречие? - Составь словосочетания с наречиями. ( Повернуть налево, ехать далеко, вытереть досуха, по- зимнему холодно) - Составь предложение с одним словосочетанием. 5) Прочитай слова. Находится, котловины, центре, в, Минусинск, минусинской Молекулы, непрерывно, движутся, беспорядочно, и Составь предложения из слов. Запиши его. - Прочитай предложение. Выдели голосом главные слова. - Что ты выделил? Как сказать по- другому? - Покажи на карте город Минусинск. - Над какими звуками мы работали? III. Работа над звуком Ш. - Сейчас будем работать над звуком Ш. Что будем делать? - Что ты знаешь о звуке Ш? ( согласный, глухой, твёрдый) 1) Посмотри на профили и выбери на звук Ш. - Почему этот? ( Рот раскрыт, воздух идёт через рот, голоса нет. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его) Губы округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка п риподнят к передней части нёба, воздух теплый идёт через рот) . - Произнеси звук Ш- ш- ш- ш- ш … 2) Будешь читать слоги со звуком Ш. Ша, шо, шу, ши, ше, шта, шка, шко, шпа, аши, уши, ыши, иши, шка 3) Будешь находить слова, которые спрятались. Шахматы шампунь шёпот шуткашитьшея штанышкафшкола шпагам ашина ошиб ка мыши лягушка бабушка Проверь: Шахматы шампунь шёпот шутка шить шея штаны шкаф школа шпага м ашина ошиб ка мыши тишина лягушка бабушка 4) Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. ( Запиши слова) Мы с другом любим играть в_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я хорошо подумал и исправил свою_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я положил свои штаны в_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я взял_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и пошёл в душ. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с внучкой шли впереди всех. В комнате тихо шуршали_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Послушай, я прочитаю предложения, выделяя логическое ударение( 1, 2, 3) Повтори. - Теперь сам прочитай предложения, выделяя логическое ударение. - Назови грамматическую основу … предложения. - Выполни фонетический разбор слова МЫШИ. Какой звук мы слышим после звука Ш? Почему? ( Ш – всегда твёрдый, у него нет парного по мягкости) IV. Итог. / - Какое занятие было? ( Было занятие по формированию произносительных навыков) . / - Над чем мы работали? ( Мы работали над логическим ударением, закрепляли звуки[ н] - [ д] , [ ш] ) . Самоанализ занятия по формированию произношения. Учитель: Глумова О. В. Класс: 8а Ученик: Богданов Артём Состояние слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, расстояние 7 метров с аппаратом, 2 метра без аппарата Тема. Дежурные звуки[ Н- Д] , работа над голосом( логическое ударение) , звук[ Ш] . Задачи: - дифференцировать звуки[ н] - [ д] , закреплять звук[ ш] в разных позициях на речевом материале; - развивать умение выделять главные слова во фразе более громким голосом; - развивать мышление, внимание. Тема занятия отвечала программным требованиям, соответствовала реальному произношению учащегося. При выборе видов работ учитывалось концентрическое расположение звукового материала, работа велась от простого к сложному: звук- слог- слово- словосочетание- фраза. При подборе речевого материала учитывались межпредметные связи. В ходе всего занятия происходила смена видов деятельности, что способствовало снятию напряжения, предупреждению утомляемости учащегося. Следовало бы предложить больше заданий, вызывающих самостоятельную речь учащегося. Велась целенаправленная работа над интонационной стороной речи. Учащийся выделял логическое ударение в предложении более громким голосом по знаку, на слух, самостоятельно. В ходе занятия по формированию произношения осуществляла работу по развитию слуховой функции. Материал, предлагаемый на слух, был доступен слуховым возможностям ребёнка. Использовала слух учащего ся для восприятия им звучащей речи и ее элементов, при исправлении произносительных ошибок. Исправляла п роизносительные ошибки по подражанию, на слух. Использовала наглядный и дидактический материал, который способствовал активизации познавательной деятельности и поддержанию интереса учащегося. В ходе всего занятия осуществлялась обратная связь, соблюдалась чёткость установок. Работа над дежурными звуками[ Н- Д] . 1) Будем читать слоги и слова со звуками Н- Д. Что будем делать? На – налево Ны- параллельные На – наречие На – самостоятельная Зна- признак Бна- служебная Ина – котловина Ину – Минусинск Ене – по- зимнему Да – далеко До – досуха Ди – перпендикулярные Де- действия Дви- движутся Ада- беспорядочно 2) Будем читать словосочетания. Что будем делать? Параллельные прямые Перпендикулярные прямые Подчеркни наречия Самостоятельная часть речи Служебная часть речи О народных героях Признак действия Движутся непрерывно Движутся беспорядочно Минусинская котловина 3) Нарисуй …………. . прямые. Что ты сделал? Нарисуй ……………… прямые. Что ты сделал? 4) Прочитай слова. Налево, далеко, досуха, по – зимнему, действие, наверху. 5) Прочитай слова. Находится, котловины, центре, в, Минусинск, минусинской Молекулы, непрерывно, движутся, беспорядочно, и Составь предложения из слов. Запиши его. - Прочитай предложение. Выдели голосом главные слова. - Что ты выделил? Как сказать по- другому? - Покажи на карте город Минусинск. - Над какими звуками мы работали? III. Работа над звуком Ш. - Сейчас будем работать над звуком Ш. Что будем делать? - Что ты знаешь о звуке Ш? 1) Посмотри на профили и выбери на звук Ш. - Почему этот? ( Рот раскрыт, воздух идёт через рот, голоса нет. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его) Дай характеристику звуку Ш. ( Губы округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, воздух теплый идёт через рот) . - Произнеси звук Ш- ш- ш- ш- ш … 2) Будешь читать слоги со звуком Ш. Ша, шо, шу, ши, ш е, шта, шка, шко, шпа, аши, ыши, иши, шка 3) Будешь находить слова, которые спрятались. Шахматышампуньшёпотшуткашитьшеяштанышкафшколашпага машинаошибкамышилягушкабабушка Шахматы шампунь шёпот шутка шить шея штаны шкаф школа шпага машина ошибка мыши лягушка бабушка 4) Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. ( Запиши слова) Мы с другом любим играть в_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я хорошо подумал и исправил свою_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я положил свои штаны в_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я взял_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ и пошёл в душ. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с внучкой шли впереди всех. В комнате тихо шуршали_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - Послушай, я прочитаю предложения, выделяя логическое ударение( 1, 2, 3) Повтори. - Теперь сам прочитай предложения, выделяя логическое ударение. - Назови грамматическую основу … предложения. МЫШИ 1- Какой звук мы слышим после звука Ш? Почему? ( Ш – всегда твёрдый, у него нет парного по мягкости.