«Мама, я потерялся»
рекомендации из книги «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления», авторы Ю. Дубягин и О. Богачева.
Часть 1. Профилактические меры.
- Пришейте к его одежде метки, выполненные на хлопчатобумажной однотонной ткани печатной машинкой с именем, фамилией, телефоном для связи и медикаментозными противопоказаниями. Нет ничего проще, чем, отправляясь с маленьким ребенком на улицу, положить ему в карманчик визитку с указанием домашнего адреса и телефона.
- Собираясь в места большого скопления народа, оденьте ребенка в яркую одежду, которую вам будет легче всего заметить.
- Выходя в места массового скопления народа, не забудьте взять с собой фотографии ребенка, наиболее полно отражающие его внешность.
Фотографию родителей можно положить ребенку в карман.
- Входя с ребенком на улицу, повторите с ним, что он должен будет предпринять в случае, если его захотят увести насильно.
«Ты чужой, я тебя не знаю! Это не мой папа (Это не моя мама)! Помогите! Пожар!» — эти слова ребенок должен помнить и всегда повторять родителям, когда они об этом просят. В этом случае прохожие поймут, что на их глазах происходит не семейная сцена, а похищение ребенка. Они либо вступятся, либо запомнят ребенка и нападавших на него людей. Услышав такие крики, злоумышленник может просто отпустить ребенка, поскольку похищение становится слишком рискованным.
- Входя на площадь или в магазин, покажите ребенку, где вы с ним встретитесь, если потеряете друг друга. Не назначайте встречу у фонарных столбов или под часами, их может оказаться несколько.
Дети с удовольствием сами назначают дежурное место встречи и при контрольном вопросе безошибочно его называют.
Одна из важнейших рекомендаций — ребенок минут пять должен стоять на том месте, где он посчитал себя потерявшимся. Если родители только что были рядом, и не могли уйти далеко, ребенок должен крикнуть: «Мама! Папа!» Этот вариант развития событий нужно также несколько раз отрепетировать дома перед выходом, и повторять тренировку раз-два в месяц.
- Помните, что не только вы держите ребенка за руку, но и он держит вас. Не разрешайте ребенку держать вас за полу, рукав или ручку сумки, ему так легче всего потерять вас.
Подходя к прилавку или пробираясь к нужному для вас месту, старайтесь держать ребенка впереди себя. Родители должны всегда помнить о приоритетах: сначала — ребенок, а уже потом — магазин!
Часть 2. Только что мой ребенок был здесь!
- Вы потеряли ребенка: оглянитесь по сторонам, и если вы его не заметили, тут же продвигайтесь к месту встречи.
Подготовленный ребенок сначала какое-то время должен стоять на месте, надеясь, что его сразу найдут.
Поэтому родители должны двигаться к месту встречи по маршруту, которым только что двигались вместе с ребенком. Если народу очень много, ребенок должен звать: «Мама! Папа!» По голосу родители могут моментально обнаружить потерявшееся чадо.
- Ребенок не должен реагировать ни на какие предложения пойти поискать родителей, он может попросить, чтобы объяснили, что он потерялся.
Охранник может предложить ребенку пройти в комнату охраны, но ребенок не должен никуда уходить. Оставаясь на виду большого количества людей, он будет в большей безопасности, и его скорее могут найти. Если же времени прошло много, ребенок может подойти к комнате охраны и, не заходя внутрь, находясь в относительной безопасности, ждать результатов поисков.
- Если вас двое, один идет к месту встречи, другой идет к администратору или организаторам «гуляний» и просит объявить, где вы ждете своего ребенка.
Продвигаясь к месту встречи, показывайте фотографии ребенка окружающим вас людям, спрашивая, не видели ли они его.
- Если вы заметили своего ребенка, не зовите его, постарайтесь не терять его из виду и начните продвигаться к нему.
В зале шумно, и поэтому мамин крик может послышаться ребенку совсем с другой стороны, и он может побежать в противоположную от родителей сторону.
- Объявляя по радио, что вы разыскиваете своего ребенка, назначайте встречу или у заранее оговоренного места, или у наиболее приметного, не назначайте встреч у справочного бюро.
Об этом говорилось выше, но в пункте 5 родители заранее договариваются о встрече у приметного ориентира. Если же договоренности не было, родители должны сами выбрать это место и назвать его по громкоговорителю.
- Если ребенок обнаружил, что он потерялся, ему нужно подойти к администратору или кассиру и попросить помощи в розыске родителей.
- На все уговоры посторонних пойти с ними для розыска родителей или с предложением отвезти его домой ребенок должен отвечать отказом.
Если его пытаются насильно увести, а ребенок забыл телефон родителей, то он может кричать: «Меня хотят украсть, я этих людей не знаю, позовите милицию!».
Ребенка нужно научить кричать, если его куда-то тащат. Если он не будет шуметь и привлекать к себе внимание, то шансы на его возвращение могут стать мизерными.
- Оказавшись в незнакомом районе, ребенок должен зайти в любое государственное учреждение, больницу, предприятие, магазин, кинотеатр, аптеку и попросить позвонить его родителям: напомнить телефон ему поможет метка, пришитая на одежде, или записка в кармане (лучше иметь и то и другое).
Этому всему родители должны научить своего ребенка. Хорошо бы найти возможность и провести своеобразный экзамен, предложив ему продемонстрировать то, чему его научили.
Например, попросить ребенка в магазине подойти к охраннику и спросить, где находится магазин игрушек или как можно добраться до фонтана.
Можно подойти к администратору, чтобы ребенок в присутствии мамы спросил, какие данные о себе он должен сообщить, чтобы можно было дать качественное объявление.
Не нужно без особой нужды отрывать от работы специалистов соответствующих служб, но вот познакомить ребенка с ними было бы очень желательно.
Часть 3. Какое счастье! Он нашелся!
- После того как вы нашли друг друга, не обрушивайтесь на ребенка, ругая его за неправильное поведение, лучше разберите с ним ошибки, которые были допущены.
Проанализируйте, правильно или нет вы выбрали место для встречи, и почему ваш ребенок сразу не смог его найти.
Похвалите его за правильные действия после его исчезновения.
Как не надо реагировать
- Агрессивная реакция
«Ты куда смотрел? Ты почему убежал? Ты почему меня не слушаешься? Вот я папе (маме) на тебя пожалуюсь!». - «Жертва»
«Хорошо, что ты нашелся, а то я ужа валерьянки пузырек выпила, думала — умру от страха за тебя». - «Курица-наседка»
«Ах ты, мой бедненький, как ты испугался, как ты настрадался, а если бы тебя украли, а если бы мы тебя не нашли!». - Равнодушие
«Мы и не заметили, что тебя нет». Даже если в шутку — это ранит больнее всего. А уж если всерьез...
Как надо реагировать
Не сердитесь. Он не нарочно. Не спешите ругать. Подождите. Как правило, родительский гнев, изливаемый на голову только что найденного дитя — не что иное, как разрядка после пережитого стресса. «Притормозите» слова и фразы. Вы скажете ему все, что сейчас хотите сказать, чуть позже, когда успокоитесь. Обнимите ребенка. Крепко, искренне и молча. Почувствуйте его, подышите немного вместе, посмотрите в глаза, погладьте по спинке. Такие объятия успокоят вас обоих.
Помогите ребенку выразить пережитые чувства. «Ты испугался? А чего? Ты боялся, что я тебя не найду? Ты рассердился? Ты растерялся?». Малыш не всегда может словами описать свои чувства, и помощь родителей оказывается просто незаменима. Расскажите о своих чувствах — но спокойно и без трагизма. Ребенку важно понять, что чувства есть у всех, что они могут быть очень разными, все они имеют право на существование.
Помогите ребенку осознать, что он сделал правильно. «Ты молодец, что стоял на месте и ждал меня. Правильно, что попросил помочь продавца, а не незнакомую тетю» и так далее. Это важно для маленького человечка — понять, что он сам тоже способен о себе позаботиться, что он сам может в какой-то мере влиять на события.
А что потом?
Хорошо, если у вас получится в спокойной обстановке, за приятным для обоих занятием «вернуться» на пару дней назад, и обсудить случившееся.
Как видите, научить ребенка правилам личной безопасности в том случае, если есть шанс потеряться, довольно сложно. Нужно терпение, упорство, последовательность действий.