Открытый урок на тему:« Художественный образ музыкального произведения, способы его раскрытия с начинающим аккордеонистом».
Документы для скачивания
Тема урока: « Художественный образ музыкального произведения, способы его раскрытия с начинающим аккордеонистом».
Преподаватель Долганина Е.В. , учащаяся 2 класса Филатова Софья.
Тип урока: открытый; комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков урок обобщения и систематизации изученного
Цели урока:
1.Образовательные: изучение средств музыкальной выразительности 2.Воспитательные: любовь и интерес, уважение к музыкальной и общей культуре; формирование творческого подхода к инструменту, к его специфическим особенностям. Стремление к познавательной, творческой деятельности.
3.Развивающие: развитие стиля мышления, развитие ритмических, слуховых и эмоционально- образных представлений, развитие исполнительско - творческих навыков и умений.
Задачи урока: активизация творческой деятельности учащегося, работа над выразительностью исполнения компонентов музыкального языка, в том числе и правильного звукоизвлечения, раскрыть художественный
образ музыкального произведения.
Материально-техническое оснащение урока: инструмент, нотная литература, показ музыкального произведения.
Музыкальный материал :А. Иванов «Полька».
Введение
Работа над музыкальным произведением словно делится на ряд этапов: ознакомление, детальный разбор (вникнуть в текст, т.е. ритмические, звуковысотные, динамические, фактурные и другие особенности), техническая отделка. Но для того чтобы ярко, выразительно исполнить музыкальное произведение, передать настроение, чувства, мысли всего этого все же недостаточно. Художественный образ - особая форма отражения и познания. В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, её интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также композицией музыкального произведения.
Ход урока:
1.Подготовка игрового аппарата: игра гамм.
-Встречаются ли фрагменты гамм в пьесах?
-Да.
-Можно ли исполнить гамму выразительно?
-Можно.
-А при помощи чего?
-Для выразительного исполнения гаммы можно использовать разные штрихи. А также использовать динамические оттенки.
-Какие известны динамические оттенки?
-пиано, форте, крещендо, диминуэндо
Гамма исполняется от более тихого звучания к более громкому и, наоборот.
Раскрытие художественного образа в « Польке».
1.Для того чтобы понять как должна звучать эта пьеса, надо иметь представление что же такое полька. А полька- это чешский народный танец, быстрый, живой. Музыкальный размер польки — 2/4 .. Полька появилась в середине XIX века и с тех пор стала народным танцем.
Целостное исполнение р.н.п.
- Методы, которые были использованы для разучивания данной пьесы:
- Анализ пьесы (подвижный темп; различные динамические оттенки; штрихи (легато, стаккато); удобная расстановка аппликатуры; смена движения меха - соответствует фразировке).
- Детальный разбор нотного текста на инструменте: показ произведения педагогом; далее разбор нотного текста уч-ся.
- Работа над фразировкой: определение кульминаций во фразах, во всей пьесе.
- Работа с ритмом: в этой пьесе учащаяся была ознакомлена с исполнением шестнадцатых длительностей нот. Для того чтобы они прозвучали ровно - педагог рекомендовала счет вслух. А также были проделаны упражнения со словами(мама, папа) соответствующими данной ритмической группе- а именно четыре шестнадцатых.
- Работа над штрихами: в тексте, где штрих стаккато -добиться четкости исполнения, там где штрих легато- плавной связной игры, Стаккато – как бы показывает движение танца- подскок.
- Работа с динамическими оттенка: пиано, форте. Смена динамических оттенков делает почти одинаковые части пьесы более интересными.
- При возникновении трудностей нужно вернуться снова к детальной работе: уточнить текст, аппликатуру, смену движения меха, другие компоненты музыкального языка.
Далее делается анализ проделанной работы, дается домашнее задание.
В заключении хочется сказать, что работа над музыкальным произведением включает в себя «вживание» в образный мир произведения, постепенное формирование конкретного исполнительского замысла с учѐтом программных названий, а также собственных ассоциаций и конкретных образов, возникающих у ученика.