Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду(из опыта работы)
Документы для скачивания
« Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский Мое педагогическое кредо: поддерживать детей в их делах и начинаниях, найти все лучшее, что в них есть и постараться развить. Любить свои х воспитанников уже за то, что им дано право жить на этой земле. Тема моего инновационного опыта: «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду». Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Попытка определить содержание творческих способностей в изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В 60- 80 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Саккулина, Н. Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной. Ученые отмечают, что детская художественно- творческая деятельность универсальна, пластична( В. В. Давыдов) , инициативна, «бескорыстна»( Н. Н. Поддьяков) , «избыточна»( В. А. Петровский) . Т. Г. Казакова обращает внимание на то, что для дошкольника важно… увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию» Н. Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество — это особая форма процесса развития ребёнка, оно «диалектично и противоречиво». В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Но необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Работая в детском саду воспитателем, стараюсь помочь детям увидеть всю красоту окружающего мира, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Н е надо вкладывать в еще неумелую руку ребенка кисточку или карандаш и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, даже раздражение. Н ужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Стала изучать методическую литературу различных авторов, таких как Никитина Алла Владимировна, Давыдова Галина Николаевна, Лыкова Ирина Александровна и других, и нашла много интересных идей по обучению детей рисованию в нетрадиционной технике. Нетрадиционные приемы рисования удивляют и восхищают детей, в ызывают желание заниматься таким интересным делом, открывают большие возможности самовыражения. Технология их выполнения доступна и взрослым, и детям. Я поставила перед собой следующие задачи: 1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. 2. Использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы, создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ 3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования. 5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально. 6. Сформировать у детей технические навыки рисования. Организовала в группе кружок по нетрадиционной технике рисования «Разноцветны й мир », был составлен перспективный план работы, который включает: — серию занятий по нетрадиционному рисованию; — элементарные пальчиковые игры; — гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный отдых, развивают подвижность, формируют навык письма. Была преобразована развивающая среда в группе по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Страна маленьких художников», г де есть все необходимое для самостоятельного творчества: Бумага разной фактуры, восковые мелки, краски( гуашь, акварель) , кисти мягкие и жесткие, кусочки поролона, различные по толщине нити и веревочки, печатки и шаблоны, трубочки, ватные палочки, засушенные листья, салфетки. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Все темы, входящие в программу. изменяются по принципу постепенного усложнения материала На перв ом этап е обучения: — вторая младшая группа( 3- 4 года) . М алыши осваивали наиболее простую технику рисования «Пальчиковую живопись » и благодаря этому научились: - способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки( « Цыплятки », « Веточка мимозы », « Рябинка » и другие) ; - научились рисовать прямые линии( короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их( « Ёжик », « Мой любимый дождик) . Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную нетрадиционную технику: « Печать ладошкой », ( «Два весёлых гуся», « Рыбка », «Весёлые цветочки ») . В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой рисовани я «Оттиск печатками » и научились: - способу получения от тиска, держа печатку тремя пальцами; - составлять из отпечатков различные композици и( «Укрась салфеточку», »Платочек для мамы», «Новогодняя открытка» Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по всему листу. В результате детских достижений я перешла к реализации второго этапа: — средняя группа( дети 4- 5 лет) . Дети среднего возраста продолжали совершенствовать освоенные ранее нетрадиционные техники рисования и знакомились с новыми, более сложными: - «Оттиск поролоном ». Ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. В детских работах создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности( « Золотая осень », «Дерево», «Плюшевый медвежонок») ; - «Фотокопия » — рисование свечой. Суть техники в том, в осковым мелком или свечой на бумаге рисуется изображение, а затем кистью или поролоном наносится краска на все изображение. К раска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. Р исунок как бы внезапно проявляется перед глазами ребят. Цель таких занятий помочь детям освоить метод спонтанного рисования( « Зимний день», «Космос» и другие) . В конце учебного года знакомила с трудоёмкой нетрадиционной техникой: «Печать листьями ». Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений( «Золотая осень», « Зимний день») . «Тычок жесткой полусухой кистью». дети набирают гуашь только на кончик ворса и держа кисть вертикально, ударяют ею по листу бумаги и в результате получается особая пушистость или колючесть. Т акая техника используется для рисования шерсти животных. ( «Рыжий кот» «Зайчик» «Котенок») Все эти техники развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму. Познакомив детей с более сложными техниками нетрадиционного рисования, научив сочетать несколько их видов в рисунке, , я перешла к реализации третьего этапа обучения: — старшая группа( 5- 6 лет) . В начале учебного года дети осваивали достаточно трудную нетрадиционную технику: - « Кляксография с трубочкой » Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Дети аккуратно зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая не большое пятно, а затем раздувают это пятно из трубочки, получая хаотичное изображение. Его рассматривают, дорисовывают недостающие детали. У детей получались работы с такими названиями как( « Цветок который я придумал сам», « Букет для мамы» и другие) . - «Монот и пия». Используется для изображения зеркального отражения объектов. Дети складывали лист бумаги пополам, на одной половине рисовали объекты, а после ли ст скл адывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка рисунок можно оживить красками повторно, дорисовать необходимые детали. ( « Букет в вазе », «Каких я видел бабочек») . - В середине учебного года познакомила детей с техникой « Квилинг ». Это составление узоров из с крученных полосок цветной бумаги. Это рукоделие развивает мелкую моторику, подготавливает руку к письму. В технике квилинг у детей получились такие работы как «Барашек», « Букет для мамы» Я отметила, как радуются дети и при создании коллективной композиции. Особое удов ольствие доставляет детям общий результат, он всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят. У детей была возможность не только развивать мелкую моторику, овладеть и совершенствовать нетрадиционные техники рисования, но и выражать в рисунке свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания. Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, р азвлечение, дни открытых дверей. Я сделала вывод, что общение ребенка с близкими ему людьми- важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоциональн о- комфортное состояние. В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования( с 36% до 7 5% ) при отсутствии детей с низким уровнем освоения к третьему году обучения с редний показатель освоения детьми составляет 25% . \ s Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности Положительным результатом в своей работе также я считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. В рамках М Б ДОУ: Конкурс детского изобразительного творчества « Новогодняя гостиная »( грамота за 3 место) Смотр- конкурс по нетрадиционной техники рисования( диплом за активное участие) На муниципальном уровне: Конкурс рисунка «Волшебный мир детства»( Диплом участника конкурса) Конкурс по художественн о- изобразительному творчеству по пожарной безопасности( грамота за 1 место) Конкурс рисунка на тему «Моя семья» Российском уровне: Всероссийский творческий конкурс «Ар т- талант» «Календарь природы» номинация «Рисунок»( диплом за 2 место) Всероссийский творческий конкурс «Лучше зверя кошки нет» номинация «Рисунок нетрадиционной техникой рисования( диплом за 1 место) Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы образ получился выразительным. . Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Данный опыт по нетрадиционным техникам рисования я буду реализ овать в дальнейшей своей работе и делиться опытом с педагогами.