Проект "Семейное древо моей семьи"
ПРОЕКТНОЙ ВО 2 МЛ.ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:
«Семейное древо моей семьи»
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Актуальность темы:
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение , выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.
Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
- Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
- Вызвать интерес к собственному имени;
- Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
Предполагаемый результат: дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.
Планирование по реализации проекта:
1 этап. Накопительный (информационный, подготовительный)
Мероприятия |
Ответственные |
Постановка проблемы: Что мы знаем? · Мы дети. · У нас есть родители. Что хотим узнать? · Семья – что это? · Как о нас заботятся? · Почему меня так назвали? · Где работают мои родители? · Какая у меня семья? |
Воспитатели группы |
Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья». |
Воспитатели группы |
Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье; Формировать обобщающее понятие «Семья». |
Воспитатели группы |
Вовлечь родителей в работу над проектом: |
Воспитатели группы родители |
2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)
«Познавательное развитие»
Мероприятия |
Ответственные |
Цикл бесед на темы: |
Воспитатели группы |
Рассматривание сюжетной картины «Семья» |
Воспитатели группы |
Рассказ о каждом ребёнке, беседа о именах детей, воспитывать интерес к собственному имени |
Воспитатели группы |
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; |
Воспитатели группы |
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта. Информационная папка «Пословицы о семье» |
Воспитатели группы |
Подбор стихотворений об имени ребенка. Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут» |
|
Создание интерактивной игры «Моя семья. Что кому нужно?» |
Воспитатели группы |
«Социально-коммуникативное развитие»
Мероприятия |
Ответственные |
Беседа «Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы; |
Воспитатели группы |
Беседа «Я и мой папа» (познакомить с профессией папы; |
Воспитатели группы |
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; |
Воспитатели группы |
Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая) |
Воспитатели группы |
«Речевое развитие»
Мероприятия (чтение) |
Ответственные |
рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» |
Воспитатели группы |
стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» |
Воспитатели группы |
стихотворений А. Барто |
Воспитатели группы |
стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине» |
Воспитатели группы |
рассказа Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка» |
Воспитатели группы |
сказок: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» |
Воспитатели группы |
«Поищем и найдем хорошие слова» |
Воспитатели группы |
Выполнение заданий по карточке «Моя семья» и генеалогическому дереву. |
Воспитатели группы |
Д/и «Назови ласково» |
Воспитатели группы |
Д/и «Как тебя зовут?» |
Воспитатели группы |
Д/и «Отгадай, о ком я говорю» |
Воспитатели группы |
Д/и «Назови и покажи» » |
Воспитатели группы |
«Социально-коммуникативное развитие»
Мероприятия |
Ответственные |
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мама варит обед», «Помощники» |
Воспитатели группы |
Д/и «Моя семья» |
Воспитатели группы |
«Художественно-эстетическое развитие»
Мероприятия |
Ответственные |
Лепка «Угощение для бабушки» |
Воспитатели группы |
Аппликация «Укрась салфетку» |
Воспитатели группы |
Рисование «Бусы для мамы» |
Воспитатели группы |
«Физическое развитие»
Мероприятия |
Ответственные |
Пальчиковая игра «Моя семья» |
Воспитатели группы |
«Поможем бабушке» |
Воспитатели группы |
Пальчиковая игра «Ладушки» |
Воспитатели группы |
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Мероприятия |
Ответственные |
Составление генеалогического древа (памятки и рекомендации по составлению генеалогического древа семьи) |
Родители воспитанников |
Составление с детьми рассказов о членах семьи: |
Воспитатели, дети |
Рассматривание генеалогического древа |
Воспитатели, дети |
Чтение стихов о своей семье. |
Воспитатели дети |
Приложения:
- Генеалогическое древо каждой семьи
- Рассказы детей «Моя семья»
- Папка «Пословицы о семье»
- Папка «Хорошо и там и тут, где по имени зовут!!!»
- Папка «Стихи о семье»
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2–е изд., испр. и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2005.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2007