"Роль дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений"
Документы для скачивания
«Роль дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств 3. Все психологические новообразования берут начало в игре 4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике 5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего- то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр: 1. Игры с предметами: « Найди предмет такой же формы», «Где расположены предметы? », «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй домик» и т. д. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов( величина, форма, цвет) . 2. Игры для сенсорного развития: - на з акрепление цвета предмета: «Радуга – дуга», «Спрячь мышку» и т. д. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету. - на закреп ление формы предмета: «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Заплатки для коврика», «Разложи правильно фигуры» и т. д. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. - на закрепление величины предмета: «Весёлые матрёшки», «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. - и гры с крышками от бутылок: «Круглое домино», «Найди цветок», «Воз душные шары», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине. А ч то бы ребён ок заинтересовался такими играм, сделайте вместе с ним любую игру по формированию элементарных математических представлений.