Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дошкольного музыкального образования
Мониторинг результативности образовательного процесса в системе дошкольного музыкального образования
Пояснительная записка
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно - образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данной формы динамики музыкального развития в том, что она позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы. Следуя по станциям, «Музыкальный паровозик» помогает детям развивать внимание, память, мышление и повышать эффективность проведения проверки их знаний в нужных областях.
ИКТ как средство интерактивного обучения, применяемое в мониторинге «Музыкальный паровозик», позволяет стимулировать познавательную активность детей и желание участвовать в ответах. Система «Музыкальный паровозик» для диагностики музыкального развития включает в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС. Данная технология обеспечивает планированный контроль – мониторинг. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности детей, повышению эффективности подведения итогов знаний дошкольников, расширению границ образовательно – итогового пространства. Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ при мониторинге, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр – вопросов, способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм, знакомит детей с развивающими играми.
Диагностическая игровая ситуация «Музыкальный паровозик»
Цель — выявить музыкальные предпочтения детей. Организуется индивидуально с целью выявления музыкальных предпочтений детей.
Проводится диагностика в музыкальном зале, определяя заранее вместе с воспитателем определенное время. Задействованы в этом процессе, как музыкальный руководитель, так и воспитатель данной возрастной группы.
По сигналу «Паровозика» дети по подгруппам (3-5 человека в группе), «едут» на определенную станцию, взяв в руки плоскостной «Паровозик». Приезжают и рассаживаются по местам – это остановка, и как бы платформа, на которую надо всем сойти. Остановка не должна быть слишком продолжительной по времени, поэтому и разбиваю детей по подгруппам. Они не устают, так как все проходит в игровой форме вопросов по теме, соответствующей названию станции. Применение ЭОР и ИКТ (видеоролики, слайды) благотворно действуют на переключение внимания и деятельности детей.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы. Музыка:
- слушание
- певческие умения и навыки;
- развитие музыкальной памяти;
Здоровье:
- дыхательная гимнастика Стрельниковой; Физическая культура:
- Укрепление тонуса мышечной системы посредством музыкально-ритмических движение;
Социализация:
- развитие игровой деятельности на музыкальном занятии. Ребенок развивается, общается.
Безопасность:
- формирование осторожного, бережного отношения к своему голосовому певческому аппарату не только на музыкальных занятиях; Коммуникация:
- развитие свободных отношений с взрослыми и сверстниками на музыкальном занятии;
Познание:
- достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через многообразие свойств и качеств окружающих предметов через песни о родном крае, о Родине. Развитие кругозора.
Периодичность диагностики: сентябрь, май. Диагностика должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Для реализации необходим ноутбук, проектор и экран. Легко сделать плоскостной «Паровозик», небольшой с двумя-тремя окошками. Возможен вариант, когда дети по сигналу «Гудок паровоза», отправляются в путешествие по станциям, взявшись, за плечи друг друга.
Анимация, видео слайды помогают педагогу мотивировать детей к деятельности. Дети высказывают предположения, делают свои выводы, таким образом, музыкальный руководитель проверяют их. Так дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты.
Анализ продуктов деятельности
Диагностика музыкального развития дошкольников с помощью разработанной мною системы «Музыкальный паровозик», подготовительная группа. Анализ детских достижений представляет собой сумму знаний, умений и навыков, которые выявляются на каждой станции.
Диагностика по разделу «Музыка»
Станция «Лужайка слушания». Узнать портреты композиторов на слайдах, прослушивание их произведений в записи.
- Назвать композитора и дать характеристику музыкальному произведению. У ребенка развита культура слушательского восприятия.
- Пьеса названа, но ребенок затрудняется назвать композитора, в меньшей мере ориентируется в направлениях классической музыки.
- Неверные ответы, значительные ошибки.
Станция «Песенный городок».
- Чистое интонирование песенного материала. Ребенок может устанавливать связь между средствами выразительности и содержания.
- Частично неверное интонирование, не всегда различает изобразительный характер в музыке.
- Искажение звуковысотности в исполнении, не четкая артикуляция.
Диагностика по разделу «Физическая культура»
Станция «Ритмоград». Применение видеороликов с записями знакомых программных мелодий – простучать в ритме мелодию, придумать и выполнить движение самостоятельно. Презентация «Назови танцевальное движение» (Видеофильм).
- Отслеживается высокий уровень усвоения программных движений, умение применять музыкальные ударные инструменты, развито чувство ритма. Активно проявляет себя в исполнении музыкально-ритмических движений. Может назвать все движения по программе.
- Не в полной мере усвоены музыкально – ритмические движения, затрудняется или неверно простукивает ритм на ударных инструментах (ложки, бубен, погремушка, барабан). Не все движения выполняет с напряжением мышц, не всегда следит за осанкой.
- Ребенок не слышит сильной доли в музыке. Чувство ритма слабо развито. Программные движения усвоены не в полной мере. Не совсем задействует мышечную систему, не энергичен.
Диагностика по разделу «Здоровье»
Станция «Здоровей-ка». Презентация по Стрельниковской дыхательной системе. Показ видеослайдов, с фото самих детей, выполняющих дыхательные упражнения. Применение наглядных пособий.
- Самостоятельное, активное выполнение основного приема дыхательной гимнастики по Стрельниковой – глубокого вдоха через нос.
Применение упражнений самостоятельно в ритме музыки, уметь рассказать о значимости выполнения этих упражнений для здоровья.
- Выполнение упражнений по показу воспитателя, музыкального руководителя с использованием музыкального сопровождения и стихов
- Неумение правильно дышать при выполнении упражнений, невнимание к музыкальному сопровождению, что приводит к сбою ритма.
Диагностика по разделу «Социализация»
Станция «Город фантазеров». Использование фонограмм, репертуар из программных танцев.
- Умение сочинить несложный танец на 2-х частную музыкальную форму (контрастный характер). Движения передают достаточно четко.
Умение сочинить небольшую сказку, рассказ в соответствии со сменой характера в музыке, у ребенка сформированы основы взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Развиты творческие способности.
- Движения переданы недостаточно определенно и умело. Сочинение сказок происходит с помощью взрослого. В игровой ситуации чаще опирается на помощь воспитателя. Не совсем ориентируется при разговоре о песнях, музыкальных произведениях.
- Ребенком не продуманы движения, он не совсем внимателен к музыкальному сопровождению, не социален, не совсем активен.Не высказывается о своих впечатлениях Диагностика по разделу «Безопасность».
Станция «Внимания». Презентация «Безопасность поведения», применение наглядных пособий, как надо и как не надо себя вести.
- Ребенок приобщен к правилам безопасного и бережного отношения к своему голосовому певческому аппарату, не форсирует звук.
- Ребенком не продумывается правильное звукоизвлечение, он выполняет все правила только после напоминания музыкального руководителя.
- Танцевальные движения выполняются неряшливо, не уделяет внимания осанке, дыханию. При пении часто форсирует звук, стараясь перекричать других.
Диагностика по разделу «Коммуникация»
Станция «Мой мир». Устная беседа с воспитателем, музыкальным руководителем.
- Ребенок свободно общается и с воспитателем, и с музыкальным руководителем, и со сверстниками на музыкальном занятии. Развиты все компоненты устной речи, он не затрудняется при диалогах.
- Затрудняется при обсуждении песен, характера музыки, жанрах.
- Речь не связана, набор слов не лаконичен, не совсем понятен.
Диагностика по разделу «Познание».
Станция «Всезнайка». Презентация «Угадай-ка», беседа с детьми. Деятельность детей с предметами и материалами, продуктивными видами деятельности.
- В игровых ситуациях видна активная деятельность ребенка, он умеет экспериментировать, обобщать опыт. Развит звуковысотный слух. Находит легко сходство и отличие по слуху.
- Не совсем верно может упорядочить набор колокольчиков по звучанию – от низких звуков к высоким.
- Не может распределить звуки разной высоты на примере: птички, кошки, медведя.
Оценочные баллы.
1 – три балла (Высокий уровень). 2 – два балла (Средний уровень).
3 – один балла (Низкий уровень).
Система оценки качества дошкольного образования производится путем диагностики. Мир музыки – один из самых любимых занятий для детей в детском саду, а для того, чтобы зафиксировать предполагаемый результат музыкального развития, необходима диагностика. Проработав музыкальным руководителем, пришла к мысли, что постоянно испытываю затруднение в проведении диагностики музыкального развития детей. Ранее выбранные приемы давали результат, который являлся сомнительным, процедура обследования проходила монотонно и скучны для дошкольников.
Практика работы подвела меня к мысли о создании универсальной для музыкального руководителя диагностики, которая проводится в игровой форме с применением ИКТ, вызывая интерес детей и способствующая выявлению истинного уровня знаний. В основе предложенного методического приема лежит идея диагностики музыкального развития дошкольника во всем его объеме. Подобная диагностика проводится совместно воспитателем и музыкальным руководителем. В дошкольном возрасте память ребенка служит базой для мышления, а эта методика дает возможность музыкальному руководителю не только понять индивидуальные особенности, но и проанализировать трудности, возникающие у дошкольника в музыкальном воспитании. Весь процесс проходит в виде увлекательного путешествия. Для детей – это игра, а именно в игре дети проявляют истинные свои качества, без приукрашивания, какие они есть. Метод диагностики с использованием ИКТ сводится к тому, что дети в «Музыкальном паровозике» «ездят» по станциям, красиво украшенным, привлекающим их внимание. Сам паровозик плоскостной, у него глаза и улыбка, как у паровозика из Простоквашино. Дети отправляются в путешествие по подгруппам, это облегчает для воспитателей и музыкального руководителя процесс диагностирования. В сопровождении веселой музыки дети с радостью путешествуют в «Музыкальном паровозике», останавливаясь на станциях: «Лужайка слушания», «Песенный городок», «Ритмоград», «Здоровей-ка», «Город фантазеров» многих других. Можно добавлять свои варианты.
На каждой остановке их ждут вопросы (видеослайды), задания, соответствующие названию станции. На «Лужайке слушания» детям даются задания по разделу «Слушание» (понимание и восприятие музыки). Здесь дети называют знакомые произведения, делятся своими впечатлениями, дают характеристику произведению, называют композитора (Слайды). В «Песенном городке» - дети поют. В этом городке разрешается исполнять свои любимые песни, а так же песни, разученные на музыкальных занятиях. Чаще здесь предположителен прием пения соло, но возможен вариант пения дуэтом или по трое. В « Песенном городке» для этого есть все условия, ведь в нем стоят дома из строительного материала, которые по желанию выбирают дети. Каждая такая импровизированная «семья» исполняет свои песни. Прослушивание детей по одному и маленькими подгруппами позволяет точно выполнить диагностику слуха и голоса. Раздел « Слушание», « Пение» предполагает тесную связь со следующей станцией «Ритмоград», на которой собраны разнообразные музыкальные ударные инструменты для большей заинтересованности детей.
Ручки дружно поднимайте, Танцевать все начинайте.
На этой станции проводится игра «Танцевальная цепочка», в которой дети по очереди показывают знакомые танцевальные движения, а так же называют движения, увиденные в презентации «Угадай движение», или проходит игра «Будем дружно повторять», где дети называют танцевальное программное движение и повторяют его за ведущим. Детям дается задание придумать самим под музыку небольшой танец из двух, трех движений (трехчастная форма произведения). Вариантов на этой станции много, но главная цель – это отслеживание уровня усвоения программных музыкально – ритмических движений.
Итак, «Музыкальный паровозик» прибывает в «Город фантазеров». Диагностика проводится по разделу «Социализация». Здесь и сочинительство сказок (опора на музыкальное сопровождение, фонограммы), и показ заданного воспитателем образа «злого медведя», «хитрой лисы», «играющей в мячик девочки», «плаксивого ребенка», «двух драчливых петухов» и т.д. В городе много костюмов, их дети используют для показа выбранных образов.
Следующей станцией, на которую приезжает «Музыкальный паровозик» является станция «Здоровей-ка». Дети самостоятельно демонстрируют тут упражнения из дыхательной гимнастики по Стрельниковой, беседуя о ее пользе для здоровья. На этой станции стоят цветы для упражнения «Цветочек»:
Мы понюхаем цветочек – очень нравится он нам, Дарит запах, дарит запах он и вам, и вам, и нам!
Игрушечная кошечка для упражнения «Кошка», картинки с изображением насосов для упражнения «Насосы»:
Мы насосы, мы насосы
Шумно нюхаем мы носом
Разложены погончики – это для тех, кто выберет для показа упражнение «Военные».
Очень хочется мальчишкам Родину всем защищать, Мы военные все люди – выправка у нас и стать.
Игра – диагностика обычно заканчивается тем, что «Музыкальный паровозик» «привозит» всех детей к фортепиано и мы поем любую песню по выбору детей. Иногда проводим массовую хороводную игру «Девочки и мальчики».
Все результаты диагностики по каждому ребенку заносятся в журнал «Дневниковых записей динамики музыкального развития детей». В нем указаны и промежуточные оценки детей по кварталам, которые производятся по наблюдению музыкального руководителя. Родители, при желании, всегда могут проследить за данными результатами музыкальное развитие их детей.
Так, в игровой форме, проводится диагностика дошкольников по основным пунктам музыкального развития в детском саду. Диагностика «Музыкальный паровозик» позволяет в полной мере проанализировать мне, как музыкальному руководителю, каждого ребенка. Выставляются баллы в начале учебного года, а так же – в конце года
В итоге графики, выстроенные по баллам каждого ребенка, дают точные результаты в данной возрастной группе.