Консультация "Расширяем кругозор ребенка"
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Расширяем кругозор ребенка» Ребенок познает мир: людей, общество, природу и развивается. Желание каждого родителя – научить ребенка всему и, естественно, гордиться его успехами. Нередко в разговоре со взрослыми можно услышать: «Мой сын в свои четыре года назвал мне десять( пятнадцать, двадцать) животных». Гордость родителей понятна, но нужно помнить, что важнее не объем знаний, а их качество: то ли это на уровне запоминания названий животных, то ли ребенок овладел понятием «животное». Вопрос о том, чему учить ребенка, стоял всегда. Что касается природы, то знания о ней беспредельны, и человек овладевает ими в процессе всей своей жизни. И как же быть с нашим дошкольником? Одна из основных задач – научить ребенка выделять свойства и признаки тех предметов природы, с которыми он встречается с первого дня жизни. Чем больше этих свойств и признаков ребенок различает, тем глубже идет познание. И тут мы вновь должны вспомнить об органах чувств. Ребенок рассматривает предметы природы, вслушивается, если можно, трогает, пробует на вкус, нюхает. Педагоги и психологи называют эти процессы «обследовательскими действиями»: именно с помощью органов чувств дошкольник познает природу. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные представления. Это значит, что ребенок должен уметь выделять общие и существенные признаки, характерные для группы предметов. Например, рыб объединяет то, что они живут в воде и имеют определенное строение – форма и покров тела, органы передвижения, органы дыхания( жабры) . Одни из первых обобщений, которыми дети овладевают на четвертом году жизни, это обобщения о домашних и диких животных, об овощах и фруктах. В 5- 6 лет ребенок может вести обобщения по месту проживания животных, по способу их питания, передвижения и т. д. Главное – постоянно тренировать малыша в умении обобщать с помощью игр и упражнений, которые можно придумать самим и использовать на прогулке и дома, например: - Кто летает( плавает, бегает) ? - Что, где растет( на огороде, в лесу, в поле) ? - Когда это бывает( летом, осенью, зимой, весной) ? Подберите картинки с изображениями различных животных, растений и предложите ребенку сгруппировать их по тем или иным признакам. И тогда можно будет увидеть, что кошка в одном случае окажется вместе с собакой, лошадью, коровой( домашние животные) , в другом – в компании с тигром, львом( семейство кошачьих) , в третьем – вместе с зайцем, китом, морской свинкой( млекопитающие) . Эти несложные упражнения развивают мыслительные процессы ребенка. Чтобы выполнить задание, ему нужно быстро провести анализ, выделить именно те свойства, которые соответствуют поставленной цели, объяснить свои действия. У ченые считают, что старший дошкольник способен усваивать и элементарные теоретические знания, для чего необходим определенный уровень развития логического мышления. И снова тут как тут природа. В ней все логично, все взаимосвязано. Поэтому важно учить детей не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними связи и зависимости. Это наглядно прослеживается на формировании понятий о сезонах. Мы уже говорили, что ребенок очень рано начинает различать: есть солнышко или его нет, стало теплее или холоднее, день длится долго или коротко, идет теплый грозовой дождь или моросящий холодный и многое другое. Это факты. Но наступает момент( примерно в 5 лет) , когда ребенок способен понять, почему это происходит. От количества солнечного света меняется состояние неживой природы, это, в свою очередь, влияет на жизнь растений, животных, на деятельность человека. Постоянно отвечая на вопрос ребенка «почему? », мы помогаем ему усваивать логику происходящих явлений, событий. Помимо умения устанавливать причинно- следственные связи, знакомство с сезонной жизнью природы формирует у детей понятие о последовательных и временных связях( сами сезоны и события внутри сезона следуют один за другим, каждому времени года характерны свои явления) . Постарайтесь постоянно разгадывать с ребенком тайны природы, спрашивайте, почему это происходит, что будет, если …. Тем самым вы развиваете логическое мышление, которое так необходимо будущему школьнику. К атомина И. Э. , воспитатель