a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Школьная готовность- что это значит?" - Практикум, дискуссия для родителей.

Автор: Бекренева Валентина Ивановна Опубликовано: 2017-12-24 19:25:04

Документы для скачивания

Задачи:

  • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
  • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
  • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
  • Анализ стереотипов родительского поведения.

 

План проведения:

  1. Вступительное слово (введение в проблему).
  2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу».
  3. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Рекомендации родителям» (приложение 1),«Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение 2).
  4. Выступление учителя начальной школы Кузнецовой Е.М.
  5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

 Подготовительный этап

  • Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложени1), 

     «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение 2).

  • Оформление компонентов готовности ребенка к школе.
  • Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.

 

                                        Ход собрания:

 Выступление воспитателя.

 -Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания  « Школьная готовность. Что это значит?»

Тема  выбрана нами не случайно. Приближается тот день, когда ваши дети впервые войдут в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы:

 -А готов ли мой ребёнок к школе?

-Как он будет учиться?

-Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.

                                        Уважаемые родители!

- Предлагаю Вам выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери.

На ваших столах лежат цветные полоски: черная, синяя, красная. Прошу выбрать одну полоску.

Если вы выбрали черную полоску – это означает сильное беспокойство  в связи с приближающимся обучением;

 если выбрали синюю полоску – это умеренное беспокойство;

а если выбрали красную полоску, то это означает ощущение радости, чувство уверенности.

- От кого и от чего зависит нормализация вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы почувствовали себя лучше? (Высказывания родителей).

 Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

 Обратите внимание - на нашем стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. 

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к

школе являются:

-Физическое здоровье ребёнка.

-Развитый интеллект ребёнка.

-Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

-Выносливость и работоспособность.

-Умение ребёнка читать и считать.

-Аккуратность и дисциплинированность.

-Хорошая память и внимание

-Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

                             Задание родителям.

-Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

  К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе –научить ребёнка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но её недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.

                                             Школьная готовность

-Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятель­ности, который предлагает учитель. Для этого необходимы про­извольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя".

-Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привы­кать к школе.

-Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоро­вья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного рит­ма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

-Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок стано­вится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи за­трудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

Существует очень много методик, по которым можно "проверить готовность ребёнка к школе. Однако, какие бы мето­дики не использовались для этого, ни в коем случае не следует заниматься натаскиванием детей перед беседой. Ребёнок обяза­тельно выдаст ваши старания, и учитель или психолог очень легко определят, когда ребёнок просто зазубрил готовые ответы на вопросы. Помните, что в таком сложном деле, как воспита­ние, ничего не добиться одноразовым усилием. Только постоян­ная систематическая работа может дать хорошие результаты.

 

                                             Тест Керна-Ирасека.

В последний год перед школой нужно постараться пре­одолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчи­няться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

 

-Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш ребёнок стать первоклассником,

готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

                                                    Тест для родителей.

 Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
  9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

  1. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  2. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  3. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  4. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  5. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
  6. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

-Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

 -Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

 -В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

 -Если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

                                                                              Советы родителям.

                                                                                 (приложение 1)

 Психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребёнка:

- мотивационная готовность;

- волевая готовность;

-интеллектуальная готовность;

-социальная готовность.

 -А сейчас мне хотелось бы дать несколько практических советов, как определить, готов ли ваш ребенок к школе?

 

  1. 1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
  2. Волевая готовность.

Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, ну и некоторые подвижные игры.

Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств.

  1. 3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Затем попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому эта картинка «лишняя». Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.

4.Социальная готовность предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живёт ребёнок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребёнка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

 

 -Я хочу вам задать вопрос, дорогие родители: как вы думаете, что должен уметь ребенок к 1 сентября?

 - Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

- Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

- Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

- Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

- Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все эти произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Для вас мы приготовили памятку-

 

                                 ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

(приложение 2)

 Таким образом, психолого – педагогический феномен «готовность ребёнка к школе» складывается из различных видов готовности : физической, личностной, мотивационно – волевой, интеллектуальной, социальной.

 Какими качествами должен обладать ваш ребёнок  

- Сейчас мы с вами попробуем создать портрет будущего первоклассника. Ваша задача назвать те качества, которыми должен обладать ребёнок, идущий в школу.

Ответы родителей.

                  Эти качества можно представить следующим образом:

— внимание, способность к длительному (15-20 минут) со­средоточению;

— хорошая память;

— сообразительность;

— любознательность;

— развитое воображение;

— начальные навыки чтения, письма, счёта;

— физическая ловкость;

— волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

— организованность, аккуратность;

— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми. 

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу, ему надоело учиться.

 

 Родителям нельзя забывать о том, что в период поступле­ния в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положи­тельные качества. 

                          Успех ребёнка в школе зависит от:

- психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; 

- развития процессов: мышления, памяти, внимания;

- развития речи и фонематического слуха.

                          (приложение 1)

                                            Советы родителям:

 

-Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

 

-Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.

 

-Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

 

-По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

 

-Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

 

-Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

 

-Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

 

                                                      (приложение 2)

                           ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город, его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живёт.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних животных и их детёнышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

  1. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

 

 

Оставить комментарий: