Проект "Современный подход к работе с родителями " и презентация.
Документы для скачивания
Слайд 2 Актуальность темы проекта.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи |
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. |
Слайд 3 Проблема. |
Минимум знаний у родителей в области дошкольной педагогики и психологии, что не удовлетворяет требованиям современного общества. Это говорит о необходимости повышать педагогическую культуру каждого родителя. В связи с этим изменяется дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи. . |
Слайд 4 Гипотеза. |
Взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее, если нетрадиционные формы будут использоваться в комплексе с традиционными . На основе данного предположения мы стали продумывать работу с родителями по новому, по современному, используя разнообразные формы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе. |
Слайд 5 |
Тип проекта Практико - ориентированный Открытый Коллективный Творческий Долгосрочный (сентябрь – июнь) Участники проекта: Воспитатели, родители, дедушки и бабушки, дети. разновозрастная группа(5-7 лет) Сроки реализации проекта: Сентябрь 2014 года – июнь 2015 года |
Слайд 6 |
Цель проекта Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений между семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания |
Слайд 7 |
Задачи -Установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника. -Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. -Повысить культуру родителей в области педагогики и детской психологии для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. -Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, к совместной работе по обмену опытом. |
Слайд 8 Принципы совместной деятельности: |
||
|
- Целенаправленность, системность, плановость. -Дифференцированный подход к работе с учётом специфики каждой семьи. -Возрастной характер работы с родителями . -Доброжелательность, открытость. |
|
Слайд 9 |
Направления 1. информационно-аналитическое – сбор информаций и обработка данных о детях и семьях воспитанников (анкеты, целенаправленные наблюдения, беседы с детьми, родителями); 2. познавательное – ознакомление родителей с особенностями, методами и приёмами воспитания (родительские собрания, консультации, тематические выставки детских работ, НОД с привлечением родителей, «Дни открытых дверей», совместное создание предметно- развивающей среды, рекомендации по поиску необходимой информации в сети Интернет и т.д.); 3. наглядно – информационное – ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ через оформление наглядных материалов (информационные стенды, папки- передвижки, фотоотчёты, фотовыставки и т.д.) 4. информационно-просветительское - наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада и группы, о проводимых мероприятиях, праздниках и развлечениях. 5. досуговое – установление доверительных отношения между педагогами, родителями и детьми (совместные мероприятия, праздники, акции, участие в выставках) |
Слайд 10 |
|||
Интеграция образовательных областей в работе с родителями
1.«Познавательное развитие» – привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. -Проводить совместные с семьёй конкурсы, фотовыставки, «Дни открытых дверей» с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми.
2.« Социально – коммуникативное развитие» - побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками; подсказывать, как легче решить конфликтную ситуацию; -консультировать родителей по вопросам обучения и воспитания.; -привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников. – привлекать родителей к организации экскурсий на свои рабочие места , с целью ознакомления детей с профессиями; -привлекать к обогащению предметно-развивающей среды в группе посредством изготовления пособий, атрибутов; -участвовать в совместном благоустройстве участка в зимний и летний период, в озеленение участка; в совместном проекте по созданию огорода на окне - информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице, дома.
|
Слайд 12 |
1 этап - Подготовительный ( сентябрь) Цель: Выявление особенностей детско-родительских отношений (анкетирование родителей, наблюдение за детьми во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности), обобщение результатов, составление плана дальнейшей деятельности с родителями. |
Слайд 13-14 |
Формы работы с родителями Ø информационно-аналитическая – -Анкетирование :«Мой ребёнок и его индивидуальные особенности», «Сотрудничество детского сада и семьи». - Презентация группы « Фантазеры» на сайте МБДОУ в сети интернет. -Информационный стенд: «Возрастные особенности детей 5-7- го года жизни». -Составление перспективного плана мероприятий. -Подготовка к проведению мероприятий. - «Почта доверия». С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях , заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна. |
Слайд 15 |
2 этап. - Основной (октябрь – апрель) Цель: Реализация плана взаимодействия с семьями воспитанников, использование творческих возможностей каждой семьи в тесном сотрудничестве в воспитании детей, установление доверительных отношений в процессе совместной деятельности, размещение информационного и продуктивного материала на стендах и выставках . |
Слайд 16-17 |
Формы работы с родителями -Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. -Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам: 1. «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» - круглый стол 2. «О здоровье всерьез» - деловая игра 3. «Семья на пороге школьной жизни ребенка». - практикум Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?» Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?». Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. На собрание были приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Слайд 18 «День открытых дверей» (посещение родителями режимных моментов, праздников, НОД) . Слайд 19 Совместное создание проектов: Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды. Слайд 20 Проекты: 1.«Современный подход к работе с родителями» 2.«Лук – всем полезный друг» Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Слайд 21 Совместное создание предметно – развивающей среды Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины ,сшили красивую одежду в «уголок ряженья», помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть мультфильмы, дети сидят на диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить. Слайд 22 Совместно с родителями организовали мини – музей «Моя семья». Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В Музее « Моя семья» хранятся: 1.Совместные поделки детей и родителей 2. Оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи.» Слайд 23-25 Одной из результативных форм являются Выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. Выставки семейного творчества: 1.« У солнышка в гостях» 2.« Новогодняя игрушка от нашей семьи» 3.« Весенний букет.» (поделки из бросового материала) Слайд 26- 27 Выставки рисунков: 1. «Любимый вид спорта». 2. «Открытка Ветерану» -акция 3. «День победы» Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Слайд 28-29 Ø Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Информационные стенды: 1.« Скоро в школу» 2.« Реализация ФГОС в ДОУ» 3.« Всё о здоровье детей» 4. « Времена года». Слайд 30 Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей»,
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. |
Слайд 31 |
В решении этой задачи мне помогли -фотовыставки 1.« Мамы разные важны, мамы всякие нужны»» 2.«Мой папа защитник Родины»
Слайд 32 Оформлены коллективные работы детей к праздникам: «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Наши бабушки.» Слайд 33
Фотостенды: 1.«Здоровье в порядке- спасибо зарядке» 2. «Хорошо у нас в саду» |
Слайд 34 |
|
Ø ДОСУГОВАЯ форма- для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:
|
|
|
На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Слайд 35 Родители проводят большую работу по благоустройству и озеленению участка в летний период.
Слайд 36 Ежегодная акция: «Просто так», «Подари книгу детям».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям. Слайд 37 «Мастер своего дела»
(родители организуют экскурсии на свои рабочие места для ознакомления с профессиями) - провели экскурсию в магазин , познакомились с профессией продавец ( мама Захаровой Ксюши). В Дом Культуры (здесь работает мама Вани Куимова) –знакомились с интересной работой актеров.
Слайд 38 «Дни общения»
Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы ,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным
Слайд 39 «Все профессии нужны, все профессии важны»
(встреча с интересным человеком) Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. –участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова . Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей , как лечить больных, как вести здоровый образ жизни. Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.
Слайд40 «Семейный клуб»
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» по изготовлению самодельной куклы-оберега или из деревянной ложки или родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках. Родители с желанием принимают участие в мастер – классах по нетрадиционным техникам работы с бумажными салфетками и лепки из соленого теста. Слайд41-43 «Совместные праздники, развлечения»
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: · выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; · составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; · распределение ролей взрослых; · изготовление пригласительных билетов; · подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); · изготовление атрибутов, пособий.
Провели в группе праздники: 1.«Осень в гости приглашает» 2. «Мамочка любимая» , 3.«8 Марта – праздник мам» 4.«В гости к ёлке», 5. «Мой папа самый лучший», 6. «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение 7. «День Победы», 8. « До свиданья детский сад.»
Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья». Семья Наумовых: мама Ольга Витальевна, папа Александр Иванович, дочь Маша награждены грамотой за участие и ценным подарком. |
|
Слайд 44 |
3 этап -Заключительный (май – июнь)
Цель: Подведение итогов проекта, определение перспектив, обобщение опыта совместной работы с родителями. |
Слайд 45 |
Формы работы с родителями:
-Презентация проекта -Награждение родителей, принявших участие в различных мероприятиях -Благоустройство и озеленение участка в летний период .
Благодарность родителям (поощрение за участие). Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. |
Слайд 46 Результативность. |
-Родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками и нашими помощниками. -Создана атмосфера взаимоуважения. -Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы (100% посещаемость родительских собраний, участие в праздниках и НОД, проектной деятельности). -Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. -Повысилась культура родителей в области педагогики и детской психологии для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. |
|
Слайд 47 |
|
Приняли участие в конкурсах: |
|
· Ноябрь 2014г. Районный фестиваль Здоровья номинация «Самая здоровая семья». Участие семьи: Наумовых Ольга Витальевна и Александр Иванович, дочь Маша. Слайд 48-50 · Ноябрь 2014г. Районный фотоконкурс «Мамина улыбка, мамины глаза», посвященный к Дню матери России. Участие семей: Жилиных, Наумовых, Лежниных, Бахтиных, Бересневых, Самойловых. · Декабрь 2014г. Муниципальный этап 11 Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»номинация творческая работа. Участие семей: Андреевых, Наумовых, Макаровых, Киселевых, Лежниных, Бахтиных, Вохминцевых, Бересневых, Веселовых, Крупиных, Латышевых. · Декабрь 2014г. Конкурс рисунков «О спорт, ты жизнь!» ФОК р.п. Шаранга Участие семей: Андреевых, Макаровых, Киселевых, Лежниных, Вохминцевых, Бересневых, Веселовых, Крупиных, Игнатьевых, Бересневых, Куковякиных, Шабалиных. · Январь 2015г. Районный конкурс детских проектов «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании». - Семья Киселевых. · Февраль 2015г.Всероссийский детско- юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества в номинации «Зима-2015г.» Семьи: Киселевых, Шабалиных, Наумовых, Лежниных, Бересневых, Веселовых, Крупиных, Жилиных.
· Март 2015г. Районный Фестиваль исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Мои первые открытия». Семья Киселевых.
· Апрель 2015г. Проведение районной патриотической акции «У победы наши лица» (выставка фотопортретов) в рамках всероссийского проекта «У победы наши лица», посвященного 70-летию Победы в ВО войне 1941-1945гг. Семья Шабалиных.
· Апрель 2015г. Акция « Открытка ветерану –мы помним, мы гордимся!» посвященная 70-летию Победы в ВО войне 1941- 1945гг. Участие семей.
· Апрель 2015г Всероссийская патриотическая акция «Дети России за мир!» посвященная 70-летию Победы в ВО войне 1941- 1945гг. Участие семей. |
Слайд 51 |
Количество семей , принявших участие в конкурсах, , выставках 1-й квартал -10 семей 50% 2-й квартал -16 семей 80% 3 –й квартал - 18 семей 90% Вывод: Наблюдается положительная динамика активности родителей динамика активности родителей |
Слайд 52 |
Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения. В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. |
Слайд 53 Литература:
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №1155 17.10.2013.) |
Гамова Е.Н. Детский сад и семья – единое образовательное пространство//Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/authors/229-809-957. Дошкольные учреждения и семья единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. |