Опыт работы на тему: "Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ"
Документы для скачивания
Опыт работы на тему: «Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ» автор: Фролова Г. А. воспитатель МБДОУ ДС №29 г. Кузнецка 2015 года Тема: Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ» выбрана мною не случайно. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС- воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ- Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50- х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Передо мной были поставлены следующие задачи: - формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; - развивать способность быстро входить в новые предметные области; - развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; - адаптировать к динамической картине мира; - развивать желание заниматься самостоятельной деятельностью; - воспитывать творческую личность. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти вых од из затруднительного положении. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. РИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности( как в образовательной так и в играх и режимных моментах) . Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ: - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например, предложить детям построить детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора- кубики, корзина, одеяло. Море- аквариум- банка- коробка; - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошколь ников творческому рассказыванию, способствует развитию фантазии детей. Это метод вопросов и ответов, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных выбранных наугад из книги слов, которые обозначают героев, предметы действия. Например: педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка, задание детям вопросы – жил был( кто? ) , воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим, он выбрал слово «телефон». Педагог говорит: «Жил был телефон, значит, история будет про телефон, который попал в беду. Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги. Дети с помощью воспитателя «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Игра «Части- целое» по теме детский сад. Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе. Предложить придумать новый детский сад, объясняя, как пользуются методом фокальных объектов. Например: в д етском саду разные группы – стеклянные, колючие, матерчатые…. Придумать функции этих групп. Вопрос: Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…? Часть стены колючая, часть…? Для чего эту стену можно использовать? Часть потолка, часть пола…? Мебель, пособия…? - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Значение системно го анализа состоит в том, что он помогает разобраться из каких частей состоит( подсистема) и элементам какого целого( надсистема) является объект( система) ; знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль( снизу вверх) образуют. Познакомить детей с кольцом Луллия, показать детям образец кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним. Изображение на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами м. 1 кольцо –герои сказок; 2 кольцо – сотрудники детского сада; 3 кольцо –помещения детского сада; Обыграть к ольцо, рассматривая каждый вариант – последовательност ь развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окру ж ающих. Предложить также детям игры «Сказочные герои в детском саду », «Слова- напарники», «Набираем продукты для обеда». - Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат – горизонтальной( объект) и вертикальной( признаки) . Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например объектов может быть несколько( ребенок, подросток, старик) , расширяется перечень характеристик( одежда, способ передвижения, внешний вид, характер) . Можно предложить детям д/ игры «Данетка», «Зачем? ». - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие( реальную и фантастическую) , с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Например: «Старик забросил невод и вытащил рыбку – реальная ситуация; Поймал говорящую Золотую рыбку – нереально, поскольку аквариумные рыбки в море живут. Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, ф а нтастической ситуации в реальную. - Метод ММЧ( моделирования маленькими человечками) . моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами( твердое – жидкое – газообразное) . - Мышление по аналогии. Так как аналогия- это сходство предметов и явлений по каким либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать- Типовые приёмы фантазирования( ТПФ) . Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение- уменьшение, деление- объединение, преобразование признаков времени, оживление- окаменение, специализация- универсализация, наоборот. Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения. Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 201 2 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки». Это метод- Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество. Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков( МЧ) . В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному( в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении) . Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы. Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т. е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику. По сказке дети дают множество ответов: «Поиграть с лисой в прятки», «Дед пошел искать и выручил колобка», «охотники выручили колобка». Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам: • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм. • Системный подход( всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии) . • Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия( анализаторов, причинно- следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно- схематичной наглядности и т. д. ) . Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приемом ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.