a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Печатная продукция

Автор: Кожуховская Елена Фёдоровна Опубликовано: 2017-12-25 18:24:24

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Кожуховская Е.Ф., воспитатель, первая категория.

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида».

е-mail: shgd@kristel.ru, тел 8(39132) 4-01-38                                                                                                                                                              

Как дать сыну или дочери качественное образование? Этот вопрос рано или поздно задают себе все родители. Мамы и папы особых детей не исключение — ведь учиться необходимо любому человеку. В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Еще, Л. С. Выготский, указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива. [1] Поэтому задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем.

   При обучении глухих и слабослышащих детей существует ряд проблем: дети не умеют завязывать новые знакомства; не хотят сотрудничать между собой и со слышащими; дети не заинтересованы в общении со слышащими людьми, в жизни за пределами интерната. [2]. Таким образом, существует потребность в интеграции детей с нарушениями слуха в общество слышащих. До недавнего времени ,глухие и слабослышащие попадали в общеобразовательные учреждения достаточно редко,  и в известной мере случайно. Сегодня процесс интеграции детей данной категории в образовательные учреждения неуклонно расширяется и приобретает характер устойчивой тенденции в образовательном пространстве.[4]

     Для постепенной интеграции слышащих представителей общества и детей с нарушениями слуха необходимо организовать совместную созидающую деятельность. Что для этого необходимо? Необходима искусственно созданная среда, и создающие ситуации, в которых они смогут получить опыт диалогического общения со своими сверстниками, не такими, как они.[1] При создании таких педагогических условий включение ребёнка с ограниченными сенсорными возможностями в совместную творческую деятельность со слышащими сверстниками становится одним из важных факторов социализации.  Благоприятной почвой для создания искусственно созданных ситуаций, на мой взгляд, является внеурочная деятельность детей: организация праздников, мероприятий, трудовых десантов, внеклассных занятий, где дети чувствуют себя раскрепощено, уверенно. Внеурочная деятельность позволяет проявить ребёнку свои самые лучшие качества. Для многих, не всегда успешных в учёбе, это единственная возможность выделится. В коллективных делах, в школьных праздниках совмещаются все виды деятельности: от сочинения сценария до шитья костюмов, от пения и танцев до декораций. Всем  находится применение и занятие по душе. Здесь осуществляется единение школьных и классных коллективов, педагогов и учащихся, слышащих и не слышащих детей. [1]  Эта интеграция является временной, но она даёт свои положительные результаты.

Прежде чем организовать праздник или другое интересное мероприятие, с детьми, как слышащими так и не слышащими, нужно проделать огромную пропедевтическую работу. Она включает в себя совместное  проведение экскурсий, классных или организационных часов, занятий по предметно-практическому обучению и др. Занятия по предметно-практическому обучению с использованием коллективных форм работы, по моему мнению, являются наиболее результативными, в плане интеграции слышащих и не слышащих детей. В условиях коллективного труда дети учатся руководить, выполнять поручения, прислушиваться к мнению других и отстаивать своё мнение. Слышащих детей и детей с недостатками слуха должна объединять единая цель, осознание не простого сложения деятельности, а получения общего результата.[3] Работая с аппликацией, рисунками, лепкой, проводя занятия по моделированию, вы можете организовать работу в парах, тройках, бригадах, конвейером. Результаты своего труда дети с удовольствием демонстрируют на выставках, конкурсах, дарят взрослым при проведении интегрированных праздников, акций, десантов - заключительных этапах интегрированных мероприятий. Начиная работу по изготовлению газет, открыток, сувениров, макетов  результативнее распределять наиболее функциональные роли между слышащими детьми (контролёр, оценщик, исполнитель), так как именно в этих условиях неслышащие дети могут подражать правильному произношению слышащих, работать над ритмико-интонационной стороной речи по образцу. Продолжая серии интегрированных  занятий необходимо предоставлять возможность детям с недостатками слуха занимать руководящие роли, стимулировать их к активной деятельности. Данные формы организации работы создают наиболее благоприятные условия для речевого общения детей, так как возникают проблемные ситуации, не решив которые, невозможно прийти к общему успешному результату. Позиция воспитателя на данных занятиях должна в максимальной степени реализовывать творческий потенциал детей. Нет острой необходимости организовывать работу за экраном, ежеминутно прибегать к элементам дирижирования, акцентировать внимание на звукопроизносительной стороне речи неслышащих детей. Безусловно, это важные аспекты работы. Но данные чрезмерные действия педагога приводят к замкнутости, чувству дискомфорта, отсутствию желания работать сообща у детей с недостатками слуха. Если педагог даст правильную установку в начале занятия и создаст мотивацию к коллективной деятельности, то в процессе работы ему необходимо будет лишь направлять, корректировать речь и действия учащихся, помогать им.[4]  Перечисленные формы коллективной деятельности, по мнению Т.С. Зыковой, Е.Г. Речицкой,  можно включать во все внеклассные занятия, мероприятия, направленные на интеграцию учащихся. Собеседование с детьми, анкетирование и наши наблюдения позволили оценить эффективность проделанной работы. В целом можно констатировать,  что в результате дети стали более уверенно чувствовать себя в коллективе слышащих людей, усвоили некоторые правила и нормы поведения при общении друг с другом, у многих учащихся появилось стремление к саморазвитию и самоорганизации, дети научились эффективно и продуктивно сотрудничать друг с другом.

       Интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от сознания себя членом того или иного сообщества. [2]  Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно ,окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации.[1] Глухота будет побеждена через социальное воспитание. [4] И наша задача, как педагогов, подготовить  детей с недостатками слуха к самостоятельной жизни, поддержать и оказать помощь при вступлении во «взрослую жизнь».

Библиографический список:

1.Алексеевских Д. Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время.– М.: Владос, 2005. – 225 с.

  1. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребёнок со сниженным слухом учится в массовой школе. – Дефектология, 1995, № 3.- 39 с.
  2. Зыкова Т.С., Зыков М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей.- М.: Академия, 2002.-176 с.

      4.Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой: учебник для вузов. –М .: Владос, 2004.-655 с.

 

Оставить комментарий: