a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочие программы

Автор: Вотинова Наталья Сергеевна Опубликовано: 2018-01-08 16:16:32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной образовательной деятельности: «Все цвета, кроме черного» Познаю свои способности Для 5 класса Срок реализации программы 2017/ 2018 учебный год Педагог- психолог Вотинова Н. С. Авторы программы: М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких. Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к  здоровью.   Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка( подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, - рассуждают взрослые, - то этого вполне достаточно ля того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных  ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими( в том числе сопротивляться негативному давлению) ,  умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  сформировать представления у подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему. ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: сформировать представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья. развивать интерес у обучающихся к познанию своих возможностей, своего характера, сильных и слабых сторон. научить давать оценку своим действиям, развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния. развивать коммуникативные навыки( умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях) . Программа предназначена для учреждений различного типа: общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Программа может использоваться во внеклассной работе или как дополнительные занятия в группе продлённого дня. Программа представлена в объёме 17 часов, из них: 3 часа теории и 14 часов практики. Программа «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий: анализ литературных отрывков; тестовые задания для развития самооценки; творческие задания( составление рассказа, логические задачи, игры) ; тренинговые задания. Работа нацелена на достижение конкретных результатов: полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье; подростки научаться управлять своим поведением, избегать конфликтов с окружающими; обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема модуля. Кол- во часов Тема занятия Теория Практика 1. Вводное занятие. 1 Увлечения мои и моих друзей. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 2. 3.   4.   I. Для чего человеку нужны часы?            3 1. 1. Для чего человеку нужны часы? 1. 2. Всё ли правильно в твоём режиме дня? 1. 3. Оценка своего эмоционального состояния. Работоспособность человека.   0, 5 ч.       0, 5 ч.          1 ч.   1 ч.   5. 6. 7. 8. II. Внимание! Внимание!   4     2. 1. Виды внимания. 2. 2. Свойства внимания. 2. 3. Как проверить своё внимание. 2. 4. Великая роль внимания. 0, 5 ч.   0, 5 ч. 0, 5 ч. 1 ч. 1 ч.        0, 5 ч. 9. 10- 11. 12. III. Секреты нашей памяти. 4 3. 1. Память- есть кладовая ума. 3. 2. - 3. 3. Виды памяти. 3. 4. Как развить память.   0, 5 ч.   0, 5 ч. 2 ч.          1 ч. 13. 14. 15. IV.   Homosapiens  - человек разумный.   3 4. 1. Век живи, век учись. 4. 2. Решение логических задач. 4. 3. Творческое мышление. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 1 ч. 1 ч. 16. V. Какой ты человек 1 5. 1. Самооценка своих способностей. Характер человека. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 17. VI. Что я знаю о себе. 1 6. 1. Исполнение мечты. Мои возможности. 0, 5 ч. 0, 5 ч. Итого:                              17 4 ч. 13 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводное занятие. «Увлечения мои и моих друзей». 1 час. Вводное занятие предполагает знакомство с тематикой проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности». Если обучающиеся  уже знакомы с данным проектом по прошлому году, то можно преступать ко второй части занятия, а если нет, то руководитель подробнее рассказывает о плане работы группы.   Вторая часть занятия  проходит в виде игры «Увлечения мои и моих друзей». Тема I: «Для чего человеку нужны часы? » 3 часа. О том, что правильно организованный режим дня- непременное условие сохранение здоровья ребёнка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие. Формирование у школьников навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.   При выполнении заданий, предложенных учителем, или в рабочей тетради предполагается индивидуальная работа- подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога- заинтересовать обучающихся этой работой. Результаты заданий должны быть проанализированы- это поможет подросткам понять, что им нужно исправить в своих режимах дня. Тема II: «Внимание, внимание! » 4 часа. Внимание- одна из важнейших психологических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком- либо реальном или идеальном объекте. Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии.   Тема включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность. Тема III: «Секреты нашей памяти». 4 часа. Память- одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Тема включает тестовые и тренинговые задания, показывающие уровень развития памяти: по способу запоминания, по затрачиванию волевых усилий. Итогом по данной теме предполагается выпуск стенгазеты, куда можно поместить информацию не только об основных правилах и методиках эффективного запоминания, но и  информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память. Тема IV: « Homosapiens- человек разумный». 3 часа. Задания данной темы направлены на развитие мыслительных способностей обучающихся.   Умения человека наблюдать природу помогло ему открыть многие её тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир. Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что- то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное. Тема V: «Какой ты человек». 1 час. Любому человеку необходимо знать свои способности и возможности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы и интересны друг другу.   Эта тема помогает определить черты характера, т. е. совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны. Темперамент- характеристика динамических особенностей деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность, эмоциональную возбудимость личности. Задания этой темы помогут подростку оценить себя как личность, задуматься над чертами своего характера. Тема VI: «Что я знаю о себе». 1 час. На заключительном занятии подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают всё, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личностных качествах. Это поможет подростку увидеть все «сильные» и «слабые» стороны. Продолжение статьи Список первоисточников 1. Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей/ Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. – М. : Ось – 89. – 1998. 2. Безруких М. М. , Макеева А. Г. , Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 класс/  Безруких М. М. , Макеева А. Г. , Филлипова Т. А. Пособие для педагогов и родителей – М. : Вентана – Граф. – 2007. 3. Рогов Е. И. Я и самопознание/ Рогов Е. И. – М. : Март. – 2006. 4. Ускова Г. А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Ускова Г. А. – М. : Академический проект. – 2004. 5.   http: / / www. leovit. ru/ memoris. html 6. http: / / www. poljot- classic. ru/ pages/ 56 7. http: / / www. sunhome. ru/ journal/ 111892 8. http: / / www. childprotect. ru/ pamyat/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной образовательной деятельности: «Все цвета, кроме черного» Познаю свои способности Для 5 класса Срок реализации программы 2017/ 2018 учебный год Педагог- психолог Вотинова Н. С. Авторы программы: М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких. Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к  здоровью.   Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка( подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, - рассуждают взрослые, - то этого вполне достаточно ля того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных  ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими( в том числе сопротивляться негативному давлению) ,  умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  сформировать представления у подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему. ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: сформировать представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья. развивать интерес у обучающихся к познанию своих возможностей, своего характера, сильных и слабых сторон. научить давать оценку своим действиям, развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния. развивать коммуникативные навыки( умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях) . Программа предназначена для учреждений различного типа: общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Программа может использоваться во внеклассной работе или как дополнительные занятия в группе продлённого дня. Программа представлена в объёме 17 часов, из них: 3 часа теории и 14 часов практики. Программа «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий: анализ литературных отрывков; тестовые задания для развития самооценки; творческие задания( составление рассказа, логические задачи, игры) ; тренинговые задания. Работа нацелена на достижение конкретных результатов: полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье; подростки научаться управлять своим поведением, избегать конфликтов с окружающими; обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема модуля. Кол- во часов Тема занятия Теория Практика 1. Вводное занятие. 1 Увлечения мои и моих друзей. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 2. 3.   4.   I. Для чего человеку нужны часы?            3 1. 1. Для чего человеку нужны часы? 1. 2. Всё ли правильно в твоём режиме дня? 1. 3. Оценка своего эмоционального состояния. Работоспособность человека.   0, 5 ч.       0, 5 ч.          1 ч.   1 ч.   5. 6. 7. 8. II. Внимание! Внимание!   4     2. 1. Виды внимания. 2. 2. Свойства внимания. 2. 3. Как проверить своё внимание. 2. 4. Великая роль внимания. 0, 5 ч.   0, 5 ч. 0, 5 ч. 1 ч. 1 ч.        0, 5 ч. 9. 10- 11. 12. III. Секреты нашей памяти. 4 3. 1. Память- есть кладовая ума. 3. 2. - 3. 3. Виды памяти. 3. 4. Как развить память.   0, 5 ч.   0, 5 ч. 2 ч.          1 ч. 13. 14. 15. IV.   Homosapiens  - человек разумный.   3 4. 1. Век живи, век учись. 4. 2. Решение логических задач. 4. 3. Творческое мышление. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 1 ч. 1 ч. 16. V. Какой ты человек 1 5. 1. Самооценка своих способностей. Характер человека. 0, 5 ч. 0, 5 ч. 17. VI. Что я знаю о себе. 1 6. 1. Исполнение мечты. Мои возможности. 0, 5 ч. 0, 5 ч. Итого:                              17 4 ч. 13 ч. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводное занятие. «Увлечения мои и моих друзей». 1 час. Вводное занятие предполагает знакомство с тематикой проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности». Если обучающиеся  уже знакомы с данным проектом по прошлому году, то можно преступать ко второй части занятия, а если нет, то руководитель подробнее рассказывает о плане работы группы.   Вторая часть занятия  проходит в виде игры «Увлечения мои и моих друзей». Тема I: «Для чего человеку нужны часы? » 3 часа. О том, что правильно организованный режим дня- непременное условие сохранение здоровья ребёнка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие. Формирование у школьников навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.   При выполнении заданий, предложенных учителем, или в рабочей тетради предполагается индивидуальная работа- подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога- заинтересовать обучающихся этой работой. Результаты заданий должны быть проанализированы- это поможет подросткам понять, что им нужно исправить в своих режимах дня. Тема II: «Внимание, внимание! » 4 часа. Внимание- одна из важнейших психологических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком- либо реальном или идеальном объекте. Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии.   Тема включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность. Тема III: «Секреты нашей памяти». 4 часа. Память- одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Тема включает тестовые и тренинговые задания, показывающие уровень развития памяти: по способу запоминания, по затрачиванию волевых усилий. Итогом по данной теме предполагается выпуск стенгазеты, куда можно поместить информацию не только об основных правилах и методиках эффективного запоминания, но и  информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память. Тема IV: « Homosapiens- человек разумный». 3 часа. Задания данной темы направлены на развитие мыслительных способностей обучающихся.   Умения человека наблюдать природу помогло ему открыть многие её тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир. Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что- то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное. Тема V: «Какой ты человек». 1 час. Любому человеку необходимо знать свои способности и возможности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы и интересны друг другу.   Эта тема помогает определить черты характера, т. е. совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны. Темперамент- характеристика динамических особенностей деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность, эмоциональную возбудимость личности. Задания этой темы помогут подростку оценить себя как личность, задуматься над чертами своего характера. Тема VI: «Что я знаю о себе». 1 час. На заключительном занятии подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают всё, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личностных качествах. Это поможет подростку увидеть все «сильные» и «слабые» стороны. Продолжение статьи Список первоисточников 1. Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей/ Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. – М. : Ось – 89. – 1998. 2. Безруких М. М. , Макеева А. Г. , Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 класс/  Безруких М. М. , Макеева А. Г. , Филлипова Т. А. Пособие для педагогов и родителей – М. : Вентана – Граф. – 2007. 3. Рогов Е. И. Я и самопознание/ Рогов Е. И. – М. : Март. – 2006. 4. Ускова Г. А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников/ Ускова Г. А. – М. : Академический проект. – 2004. 5.   http: / / www. leovit. ru/ memoris. html 6. http: / / www. poljot- classic. ru/ pages/ 56 7. http: / / www. sunhome. ru/ journal/ 111892 8. http: / / www. childprotect. ru/ pamyat/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности: Уроки психологического развития для 2 класса Срок реализации программы 2017/ 2018 учебный год Педагог- психолог Вотинова Н. С. Данная рабочая программа развивающих занятий по психологии разработана на основе методического пособия с электронным приложением Д. А. Глазунова «Психология. 2 класс. Развивающие занятия»- М. : Издательство «Глобус», 2009 – 240 с. –( Школьный психолог) П ояснительная записка Данная программа развивающих занятий выступает как один из видов психолого- педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, цель данной программы- оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в школе. Как правило, особое внимание в школе уделяется интеллектуальному развитию учащихся, тогда как на личностное социально- психологическое не обращается должного внимания. Это всё вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках приходится решать другие проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т. е. не осваивать содержание, а в первую очередь стараться восполнять пробелы развития компонентов психологической готовности. Однако традиционные урокине могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребёнка, а в меньшей степени – подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только в приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Приоритетные направления развития учащихся 2- х классов с краткими характеристиками мышления, памяти, внимания и учебной деятельности Приоритетные направления развития Возрастные особенности Возрастные возможности развития самостоятельности 2 класс Воображение. Внимание- объём- переключаемость- избирательность Память- кратковременая- зрительная- избирательность Анализ текстов Внутренний план действий Мышление- анализ- синтез Мышление Преобладает наглядно- образное мышление. Формируется словесно- логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально- логическим рассуждениям. Умственные операции менее связанны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение. Приёмы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного – не сформированны, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки Память Преобладает наглядно- образная память, не умеют правильно организовывать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осмысления смысловых связей. Внимание Повышается объём и устойчивость внимания, но пока ещё не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно даётся распределение внимания. Учебная деятельность Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, обработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдержать урок, необходима смена деятельности. Общение со сверстниками и взрослыми Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в значительной степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения. Способны запланировать и осуществить несложные виды учебной деятельности. Умеют пользоваться внешними регуляторами деятельности. Способны воспринимать на слух и визуально более сложные инструкции и руководствоваться их указаниями с помощью взрослого. Знакомы с приёмами контроля и оценки деятельности. Педагогические приёмы: - Совершенствова- ние приемов оценки и контроля своей деятельности и деятельности другого. - Фиксирование – образно, вербально, письменно эффективных приёмов деятельности- Расширение кругозора учебныхнавков Содержание развивающих занятий Данные занятия призваны в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удаётся реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям. Занятия логически выстроены по двум направлениям: От простого к сложному. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе. Некоторые упражнения предполагают наличие бланка для работы, которые можно легко подобрать в предлагаемой литературе. Каждое занятие рассчитано на 30- 40 мин. , темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей класса. Поурочное планирование № занятия Цели Содержание Занятие № 1 Развитие воображения. Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием » Основная часть Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Переплетенные линии Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Запомни слова» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 2 Развитие воображения Развитие речи Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием » Основная часть Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Мельница» Упражнение «Переплетённые линии» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 3 Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности Развитие речи Развитие произвольности запоминания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием » Основная часть Упражнение «Шрифт» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Кулачки» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 4 Развитие речи Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие произвольности внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Шрифт» Упражнение «Корректор» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Послушай и запомни» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 5 Развитие устойчивости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие воображения Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Шрифт» Упражнение «Что изменилось? » Упражнение «Волшебный карандаш» Упражнение «Кулачки» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 6 Развитие речи Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие концентрации и устойчивости внимания Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Спрятанное слово» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия Занятие № 7 Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие устойчивости внимания Развитие речи Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Комиксы» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Сорви яблоко» Упражнение «Запомни слова» Упражнение «Фраза( слово) в цифрах» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 8 Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Развитие внимания Развитие речи Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Что может быть…? » Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Мельница» Упражнение «Расставь точки» Упражнение «Волшебный карандаш» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 9 Развитие произвольности внимания Развитие пространственной ориентации Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Графический диктант» Упра жнение «Холодно- горячо» Упражнение «Контуры» Упражнение «Сорви яблоко» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 10 Развитие устойчивости внимания Развитие переключаемости внимания Развитие произвольности запоминания Развитие воображения Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям с дыханием» Основная часть Упражнение «Корректор» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Послушай и запомни» Упражнение «Словесный аукцион» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 11 Развитие воображения Развитие мышления Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Комиксы» Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Расставь точки» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия Занятие № 12 Развитие внимания Развитие воображения Развитие речи Вводная часть Упражнение «Лезгинка Основная часть Упражнение «Пропавшее число» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Продолжи историю» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 13 Развитие мышления Развитие восприятия Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Логико- поисковые задачи» Упражнение «Скопируй фигуры» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Холодно- горячо» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 14 Развитие мышления Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Перепутанный рассказ» Упражнение «Что изменилось? » Упражнение «Перепутанное марширование» Упражнение «Контуры» Заключительная часть Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» Подведение итогов занятия Занятие № 15 Развитие внимания Развитие воображения Развитие речи Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Запомни слова» Упражнение «Что может быть…» Упражнение «Переплетённые линии» Упражнение «Нарисуй и опиши» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 16 Развитие мышления Формирование внутреннего плана действий Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением языка и дыхания» Основная часть Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Расставь точки» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 17 Развитие воображения Развитие мышления Развитие восприятия Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Продолжи историю» Упражнение «Спрятанное слово» Упражнение «Ныряльщик» Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Скопируй фигуры» Заключительная часть Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» Подведение итогов занятия Занятие № 18 Формирование внутреннего плана действий Развитие мышления Развитие восприятия Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Логико- поисковые задачи» Упражнение «Графический диктант» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 19 Развитие внимания Развитие речи Развитие воображения Развитие произвольности запоминания Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Что изменилось? » Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Мельница» Упражнение «Послушай и запомни» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 20 Развитие мышления Развитие внимания Развитие восприятия Вводная часть Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» Основная часть Упражнение «Подбери пару» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Спрятанное слово» Упражнение «Холодно- горячо» Заключительная часть Подведение итогов занятия» Занятие № 21 Развитие мышления Развитие произвольности запоминания Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Логико- поисковые задачи» Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Мельница» Упражнение «Семь предметов» Упражнение «Пропавшее число» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 22 Развитие внимания Развитие памяти Формирование внутреннего плана действий Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Графические отношения» Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «тряпичная кукла и солдат» Упражнение «Контуры» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 23 Развитие воображения Развитие внимания Развитие восприятия Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Продолжи историю» Упражнение «Пропавшее число» Упражнение «Мельница» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Скопируй фигуры» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 24 Развитие воображения Развитие памяти Развитие мышления Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Новый волшебный предмет» Упражнение «Соедини слово» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 25 Развитие мышления Развитие внимания Формирование внутреннего плана действий Вводная часть Упражнение «движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Перекрёстное марширование» Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Устный счёт в игре» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 26 Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Восьмёрка» Основная часть Упражнение «Запомни пару» Упражнение «Выдели свойства» Упражнение «Лягушка» Упражнение «Пропавшее число» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 27 Развитие мышления Развитие памяти Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Восьмёрка» Основная часть Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Слово подсказка» Упражнение «Ныряльщик Упражнение «Логико- поисковые задачи» Упражнение «Корректор» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 28 Формирование внутреннего плана действий Развитие воображения Развитие внимания Развитие мышления Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Контуры» Упражнение «Словесный аукцион» Упражнение «Предложение без пробелов» Упражнение «Сорви яблоко» Упражнение «Графический диктант» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 29 Развитие мышления Развитие внимания Развитие произвольности Развитие памяти Вводная часть Упражнение «Лезгинка» Основная часть Упражнение «Ребусы» Упражнение «Горячо- холодно» Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Семь предметов» Заключительная часть Упражнение «Сорви яблоко» Подведение итогов занятия Занятие № 30 Развитие внимания Формирование внутреннего плана действий Развитие воображения Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Фраза( слово) в цифрах» Упражнение «Устный счёт в игре» Упражнение «Лягушка» Упражнение «Новый волшебный предмет» Заключительная часть Подведение итогов работы Занятие № 31 Развитие мышления Развитие речи Развитие памяти Развитие внимания Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям и диагоналям» Основная часть Упражнение «Угадай по признакам» Упражнение «Сравни пару» Упражнение «Слово подсказка» Упражнение «Ухо- нос» Упражнение «Предложение без пробелов» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 32 Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Развитие произвольности Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Штрих- счёт» Упражнение «Ребусы» Упражнение «Соедини слово» Упражнение «Кулачки» Упражнение «Корректор» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 33 Развитие мышления Развитие воображения Формирование внутреннего плана действий Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Дополни набор» Упражнение «Комиксы » Упражнение «Устный счёт в игре» Заключительная часть Подведение итогов занятия Занятие № 34 Развитие мышления Развитие внимания Развитие воображения Вводная часть Упражнение «Движение по 4- м направлениям с привлечением движения языка и дыханием» Основная часть Упражнение «Перепутанный рассказ» Упражнение «Штрих- счёт» Упражнение «Мельница» Упражнение «Новый волшебный предмет» Заключительная часть Подведение итогов занятия Список литературы Глазунов Д. А. Развивающие занятия, 1 класс/ Д. А. Глазунов – М. : Глобус, 2008 Глазунов Д. А. Развивающие занятия, 2 класс/ Д. А. Глазунов – М. : Глобус, 2009 Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы/ О. Н. Истратова, Т. В. Экзакусто. – Ростов- н/ Д, Феникс, 2003 Кравцова Е. Е Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1- 8/ Е. Е. Кравцова – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2005 г. Младший школьник. Развитие познавательных способностей/ под ред. И. В. Дубровиной – М. : Просвещение, 2003 Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной – М. : ТЦ «Сфера», 1998

Оставить комментарий: