Физминутки для снятия напряжения и развития моторной координации
Дорогие ребята и уважаемые родители!
Мы запоминаем:
10% от всей информации, которую читаем;
20% - от того, что слышим;
30% - от того, что увидели;
50% - от того, что увидели и одновременно услышали;
80% - от того что передали через речь, т.е. если пересказали полученную информацию;
90% - если пересказали и попробовали самостоятельно действовать с полученной информацией, т.е. через практические действия.
Воспринимается учебная информация в школе:
1% - через органы вкуса;
1,5% - через органы осязания;
3,5% - через органы обоняния;
11% - через органы слуха;
83% - через органы зрения.
Таким образом, основная нагрузка у наших детей в школе приходится на органы зрения. Вот, почему у школьников зрение нередко начинает падать при неправильной организации режима дня! Грамотный педагог, особенно в начальной школе, никогда не забудет сделать с ребятами несколько упражнений для снятия напряжения с глаз и мышечного расслабления – ведь ребенку приходится много времени проводить в статической позе. А вы, уважаемые взрослые, не забываете про такие простые, но важные моменты, помогая своему ребенку готовить домашние задания?
Йоги считают, что глаза потребляют около 50 % биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому, даже имея отменное зрение, они обязательно выполняют упражнения для глаз. Следует также помнить, что функционирование глаз во многом зависит от состояния всего организма в целом, и в первую очередь от нервной системы и обмена веществ. Поэтому наряду с упражнениями для глаз необходимо поддерживать общее здоровье. Предлагаю вашему вниманию несколько несложных упражнений, которые помогут отдохнуть вашему школьнику и капельку поднять настроение всем в семье!
Упражнения для глаз
- Зажмурьте глаза на 3-5 сек., затем откройте их на 3-5 сек. Повторите 6-8 раз.
- Быстро моргайте 10-15 сек., затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 сек.
- Сомкните веки и указательным пальцем осторожно массируйте их круговыми движениями в течение 1 мин.
- Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы. Повторите 10 раз.
- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно. Повторите 10 раз.
- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4-6 раз.
- Смотрите вперед 2-3 сек., затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 сек. руку опустите. Повторите так 10-12 раз.
- Смотрите 3-5 сек. на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом. Затем приближайте палец к носу до тех пор, пока он не начнет «двоится» в глазах. Повторите так 6-8 раз.
- Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Затем широко раскрыть лаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
- Понадобится фонарик или зеркальце для игры со световым лучом. Взрослый «запускает» световое пятно – «зайчика» на прогулку. Ребенок, поймав глазами «зайчика», сопровождает его взглядом, не поворачивая головы. Игра длится 45 сек.
(Упражнения выбраны из гимнастики для глаз Э.С.Аветисова)
Физминутки для снятия напряжения и развития моторной координации
Слова физминутки |
Выполняемые действия |
1. «Снегирек» |
|
Сел на ветку снегирек. |
Руки к плечам – руки в строны, помахать руками-«крылышками» |
Брызнул дождик (снег пошел) – он промок! |
«Брызгающие» движения кистей рук. Перебираем пальчиками сверху-вниз. Сжаться в «комочек». |
Ветерок, подуй слегка, |
Плавно помахать руками из стороны в сторону. |
Обсуши нам снегирька! |
Обмахнуться, как веером, сделав «ветерок», затем перебирать пальцами перед собой вдоль тела. Помахать «крылышками». |
2. «Домики» |
|
Воробей живет под крышей. |
Скрестить кисти. Взмахи скрещенными кистями рук. |
В теплой норке домик мыши. |
Руки «домиком», затем показать «мышкины ушки» |
У лягушки дом в пруду. |
Руки «домиком». Затем руки полусогнуты в локтях, в стороны. Ладони от себя, пальцы-лапки лягушки врозь. Круг руками перед собой – «пруд». |
Домик пеночки – в саду. |
Руки «домиком». Помахать крылышками. Руки вверх – машем, как деревья под ветерком. |
-Эй, цыпленок! Где твой дом? |
Руку вперед, пальцы сложить в «яичко». |
-Он у мамы под крылом! |
Руки развести. Затем руки «домиком». Помахать «крыльями» и прижать их к себе. |
3. «Улитка» |
|
Улитка, улитка, покажи рога! |
Кулачок в кулачке, затем поменять руки. Руки от себя ладошками вверх. |
Дам кусок пирога, |
Руки от себя, закрыть ладошки пирожком |
Пышки, ватрушки, |
«шарик» на ладошке: прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки. |
Сдобной лепешки. |
прихлопываем левую ладошку сверху правой, поменять руки. |
Высуни рожки! |
Руки от себя, ладошки вверх, как рожки. |
4. «Лебедушка» |
|
Вдоль по реченьке лебедушка плывет, |
Изображаем волны, качая руки круговыми движениями из стороны в сторону. |
Выше бережка головушку несет. |
Походить плавно, выгнув спинку, помахав «крыльями». Затем ручки одна на другую перед грудью. Затем руки к щекам, наклоны головы в одну и другую стороны. |
Белым крылышком помахивает, |
Потянуть руки, пальцы развести, взмахи «крыльев». |
На цветы водицу стряхивает! |
Кисти вместе, пальцы развести, как цветок. Затем кисти рук встряхнуть 2 раза. |
5. « Ай, ду-ду» |
|
Ай, ду-ду ду-ду ду-ду! |
«Поиграть» на воображаемой дудочке. |
Сидит ворон на дубу! |
Руки на пояс, присесть. Сложить пальчики к большому «клювиком». |
Он играет во трубу, |
Руки вверх, пальцы развести, |
Во серебряную! |
«поиграть» на воображаемой дудочке. |
6. «Змея» |
|
Я змея, змея, змея! |
Ведущий (взрослый или ребенок) медленно шагает, широко расставив ноги и останавливается перед ребенком (другим участником игры). |
Я ползу, ползу, ползу! |
|
- Хочешь быть моим хвостом? |
Спрашивает второго участника игры |
- Ну конечно же, хочу! |
Отвечает второй участник игры. Затем он на четвереньках должен проползти между ног ведущего и встать у него за спиной, подав ему руки. Особенно весело выглядит игра, если участвуют несколько человек, каждый из которых должен проползти между ног-воротиков уже вставших до него и встать в «хвост», держась за талию впередистоящего. |
7. «Вот так!» |
|
- Как живешь? (вот так!) |
Ребенок показывает рукой, подняв большой палец вверх. |
- А плывешь? (вот так!) |
Тот же жест рукой. Затем движения, имитирующие плаванье. |
- А бежишь? |
Тот же жест рукой, затем бег на месте. |
- Вдаль глядишь? |
Тот же жест рукой, затем имитация руками подзорной трубы. |
- Ждешь обед? |
Тот же жест рукой, погладить себя по животу. |
- Машешь вслед? |
Помахать рукой, как платочком. |
- Утром спишь? |
Тот же жест рукой с большим пальцем, затем имитация сна, руки под щеку, голову наклонить. |
- А шалишь? |
Выкрикнуть с тем же жестом и попрыгать высоко, размахивая руками. |
8. «Мирная считалка» (М.Д.Яснова) |
Выполнять веселее в паре с ребенком. |
На дороге, у развилки, повстречались две дразнилки. |
Движения с подскоками на месте. |
Повстречались, подразнились, |
Затем дразнящие движения языком, руками, приставив их одна к другой и шевеля пальцами. |
Прибежали разнималки – помешали перепалке. |
Бег на месте. Затем «осуждающие» движения: руки в стороны – взяться за голову, снова в стороны – за голову, качая головой |
И к развилке на кобылке прискакали две мирилки. |
Движения, имитирующие езду на лошади (галоп) на месте или по маленькому кругу. Пожать руки, обняться друг с другом. |
Прекратилась перепалка, и тогда пришла считалка: 1-2-3-4-5 хорошо друзей считать! |
Совместные движения по кругу, взявшись за руки или считая друзей. |
9. «Удод» (И.Костарев) |
|
Удод у дороги увидел ужа |
Имитация гримасы «испуга», активные взмахи руками-«крыльями». |
Удод улетел, от испуга дрожа |
Подскоки на месте со взмахами рук. |
А уж зашуршал и уполз в камыши. |
Плавные волнообразные движения сложенными вместе кистями рук, изображающими «змею». |
Над глупым удодом смеясь от души! |
Мимикой показать, как смеется уж, хватаясь за живот. |
10. «Олени» |
|
Посмотрите: мы – олени, Рвется ветер нам навстречу!
|
Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми. Нам трудно и неудобно держать так руки. Бег на месте, высоко поднимая колени. |
Ветер стих, Расправим плечи, |
Напряжение неприятно. |
Руки снова на колени. А теперь немножко лени… |
Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхают. |
Руки не напряжены И рассла-бле-ны… |
Слушайте и делайте как я. Вдох-выдох! Вдох-выдох! (легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев). |
Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики! |
|
11. «Любопытная Варвара» |
|
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. |
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. |
А потом опять вперед – тут немного отдохнет. |
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: |
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! |
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше |
Возвращается обратно – расслабление приятно! |
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: |
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! |
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы плечевого пояса. |
Возвращаемся обратно – расслабление приятно! |
Встряхнуть руками несколько раз. |
12. «Деревянные и тряпичные куклы» |
|
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. |
Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса. |
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. |
|
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. |
Замедленное движение |
Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно – расслабление приятно! |
|
13. «Солнце спит…» |
|
Солнце спит, небо спит, |
Попробуйте импровизацию: взрослый медленно читает стихи, а ребенок сам придумывает движения к словам. |
Даже ветер не шумит. |
|
Рано утром солнце встало, всем лучи свои послало. |
|
Вдруг повеял ветерок, |
|
Небо тучей заволок. |
|
Дождь по крыше застучал. |
|
Барабанит дождь по крыше, |
|
Солнце клонится все ниже. |
|
Вот и спряталось за тучи, |
|
Ни один не виден лучик! |
|
14. «Полминутки для шутки»
|
Вы читаете ребенку стихотворение, а он находит ошибку или наоборот, если ребенок хорошо читает сам. |
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной» |
Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! |
Говорят один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом. |
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: -Там ползет зеленый лук С длинными усами! |
Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. |
Мы собирали васильки. На голове у нас щенки. |
Тает снег, бежит ручей, На ветвях полно врачей! |
|