Диагностика различных свойств внимания
Диагностика различный свойств внимания
1. Тест «Переплетенные линии»
Оценка устойчивости внимания
Инструкция: Внмательно проследи за каждой линией от ее начала до конца. При том нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. (Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа).
Необходимо фиксировать время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т. д. Большинство детей от 7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
2. Тест «Кольца»
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания
Инструкция: Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).
За 2 минуты ребенок 7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность дея-ти улучшается.
3. Тест «Корректурная проба»
Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости
Инструкция: Ребенку предлагается таблица с любыми знаками- буквами, фигурами, цифрами. Например, при буквенной форме корректурной пробы (см. рисунок) ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания, и количество ошибок.
Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.
Этот тест дает информацию о работоспособности ребенка. С этой целью через каждые 30 секунд взрослый делает отметки цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка). Далее подсчитывается число просмотренных знаков за каждые 30 секунд и составляется график продуктивности ( по вертикальной оси откладывается число просмотренных знаков за каждые 30 секунд, а по горизонтали — затраченное на работу время) Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале — это нормальная кривая работоспособности, с выраженным устойчивым периодом «врабатывания».
Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижения в конце работы- это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания.
Стимульный материал
4. Тест «Цифровая таблица»
Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения ( используется при владении счетом)
Инструкция: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию : «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».
Фиксируется время выполнения всего задания, а также количество ошибок.
Дети 7 лет выполняют это задание за 1,5 — 2 минуты.
Источник: Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Состовители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н. Я. Головнева — Спб.: «Дельта», 384 с., илл.