Проект по экологическому воспитанию "Волшебница - вода"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад «Ягодка» Лямбирского муниципального района Республика Мордовия ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Кудашкина И. А. Приказ от. 2017 г. Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию « Волшебница – вода» Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна- в оспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г. – май 2018 г. Паспорт проекта Название проекта Проект « Волшебница- в ода » Составитель проекта Корякова Татьяна Дмитриевна – воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Вид проекта Познавательно- исследовательский Цель проекта Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Задачи проекта Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды( прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) Развивающие: Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, память, внимание. Воспитательные: Воспитывать у детей эмоционально – положительное, бережное, заб отливое отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле. Сроки и этапы реализации проекта Проект рассчитан на р еализацию в течение 1 года( 2017- 2018 г. ) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию. Этапы реализации проекта: Предпр оектный( подготовительный) - 2017 г. ( сентябрь– ма й) Рабочий( внедренческий) – октябрь 2017 –май2018г. Коррекционный; сентябрь2017 – май2018г. Завершающий- май 2018 г. Участники проекта Корякова Татьяна Дмитриевна – воспитатель МБДОУ «Александровский детс кий сад «Ягодка», дети младшего дошкольного воз раста, родители. Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно- экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. Критерии оценки результативности проекта Диагностика( мониторинг) выявления уровня сформированности детей младшего дошкольного возраста на основе п овышение уровня знаний детей о свойствах воды и ее значение для окружающего мира. п роводится в начале учебного года( сентябрь) и в конце года( май) . Результаты представлены в Приложении Образовательная область «Познавательное развитие » Материально- техническое обеспечение Ноутбук, МФЦ, медиапроектор, экран, магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат. Пояснительная записка Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской( поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность. Недаром говорят в Китае: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Реализация данного проекта поможет детям познакомиться со свойствами воды, различными природными явлениями, водными животными и растениями, необходимостью охраны не только их самих, но и среды их обитания. Актуальность Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обратить внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство. Проблема Недостаточно знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение бережному отношению к воде. И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования. Цель проекта: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды( прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная) Развивающие: Развивать познавательно – исследовательский интерес, мелкую моторику рук, память, внимание. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, природе Ведущая педагогическая идея опыта: Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей. Методы исследования: - Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования. - Н аблюдение за детьми в ходе экспериментальных действий. - Количественный и качественный анализ полученных результатов. - Анкетирование и беседа с родителями. А в экспериментально – исследовательской деятельности такие методы как: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения и действия. Самостоятельная деятельность детей подразделяется на следующие формы работы: - групповая – одновременная работа со всеми воспитанниками; - индивидуально- групповая – чередование индивидуальных и групповых форм работы; - индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Объектом исследования является – вода. Предмет исследования- совокупность методов и приемов, сре дств дл я развития детей младшего дошкольного возраста и их социализации. Гипотез а: если будем изучать воду в познавательно – исследовательской деятельности, то у детей сформируются представления о природном объекте – воде, ее в разных состояниях, признаках, свойствах в природе; сформируется экологическая культура личности ребенка. Теоретическая база опыта: Дыбина О. В. , Поддъяков Н. Н. , Рахманова Н. П. , «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009 О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Новизна опыта в том, что на основе исследовательской деятельности у детей реализуются представления о различных свойствах воды. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более п рочными. Благодаря этому ребенок изучает окружающий мир, учится беречь и охранять природу. Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденци и развития экологического воспитания детей в совместной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями; - в разработке содержание и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание свойств воды на основе проведения исследовательской работы. сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов экологической культуры, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для методических разработок; нормативно- правовая база, разработанная в процессе форм ирования системы экологического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях. Практическая значимость. Повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных программ и технологий; - создание методических разработок по данной проблеме; - овладение педагогом и воспитанниками знаниями о природном объекте воде, ее свойствах, видах существования в окружающей среде. Познавательная значимос ть. Исследо вание свойств и значение воды в жизни живых существ и для здоровья людей помогает у воспитанников развивать познавательную деятельность. При планиро вании и организации исследований важно соблюдать следующие условия: - обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада; - правильное определение гл авной цели проводимого исследования; - комплексное и системное использование методов и приемов; - создание развивающей среды в ДОУ и группе( наличие разработок по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) - необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности детей в группе. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию. - доступности( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) ; - наглядности( иллюстративность, наличие дидактических материалов) ; - демократичности и гуманизма( взаимодействие педагога и обучаемого в социуме, реализация собственных духовных потребностей) ; - научности( обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы) ; - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Работа по проекту должна привести к следующим результатам: Ожидаемый результат Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно- экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств. Критерии эффективности: - уровень освоения образовательной программы; - удовлетворение родителей качеством образования; - информационно- методическая обеспеченность Диагностика- Для того чтобы провери ть уровень усвоения знаний, в те чени и всего периода обучения проводится мониторинг уровня усвоения знаний у дете й на начальном и итоговом этапе обучения( в сентябре и в мае) . Эффективность работы можно увидеть по результатам мониторинга. Сроки и этапы реализации программы. 1. Сроки реализации проекта: проект рассчитан на реализаци ю в течени и года с сентября 2017г. по май 2018 года. 1. Сроки реализации проекта. Начало Окончание Ожидаемые результаты 20 1 7 г. 20 1 8 г. 1. Повышение качества обучения. 2. Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельности 3. Укрепление материально- технической базы. 4. Участие в научно- практических конференциях, интеллектуальных и творческих профессиональных конкурсах различного уровня. 5. Расширение взаимодействия дошкольного учреждения с другими учебными заведениями и организациями. 2. Этапы реализации проекта Этапы Сроки Содержание деятельности 1. ( П одгото в ительный) 20 17 г. ( сент ябрь) 1. Нормативно- пр авовая база разработки проекта 2. Создание банка данных дидактических разработок. Программы проектного обучения. Рекомендации по применению метода проектов. 3. Апробация дидактических разработок, 4. Выступление на педагогическом совете ДОУ. 5. Участие в научно- практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 5. Разработка и реализация проекта « Волшебница –в ода» 2. Внедренческий( октябрь 2017г. –май 2018г. ) 1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников. 2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту. 3. Выявить основные проблемы 4. Разработка и апробация конспектов мероприятий. 5. Формирование меди а- и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проекта. Создание каталога. 6. Участие в научно- практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 7. Взаимодействие с другими учебными заведениями и организаци ями. 3. Коррекционный В течение всего периода реализации проекта Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми. 4. Обобщающий Май 2018г. 1. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников 2. Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятель ности. Участие в научно- практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 3. Диагностика по итогам реализации проекта. 4. Фотоотчет о проделанной работе 1этап – а налитико – прогнос тический( подготовительный) Система мероприятий Задачи Сроки Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса сентябрь 2. Повышение квалификации педагога. сентябрь 3. Выявление уровня развития творче ских способностей детей младших дошкольников. сентябрь 4. Разработка перспективного плана работы. сентябрь 5. Проведение диагностики творческих способностей детей. сентябрь- май 6. Создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в течение всего периода работы 2 этап – рабочий( внедренческий) : 1 блок – работа с детьми Виды деятельности Программное содержание Формы и методы работы Форма организации детей Коммуникативная Расширить представления детей о воде, ее значении для человека, растений, животных. Беседы: «Что мы знаем о воде». Ситуативный разговор «Как беречь воду» «Круговорот воды в природе» «Какую роль играет вода в жизни человека» Работа по картине «Береги воду» Дидактические игры: «Купание куклы», «Где спряталась рыбка? », «Песенка воды». « Стирка кукольного белья», « Снежинка в гостях у ребят» Сюжетно – ролевые игры: « Плывем на пароходе» «Сварим суп, компот» «Угостим куклу чаем» Игры со строительным материалом: Постройка корабля, моста Просмотр иллюстраций «Природные водоемы» Групповая Индивидуально- групповая Восприятие художественной литературы Прививать любовь к художественной литературе, обогащать представления детей о различных состояниях воды. Воспитывать желание слушать сказки, рассказы стихи. Чтение рассказов, стихов о воде. А. Босев «Дождь» К. Чуковский « Мойдодыр », « Федорино горе», В. Бианки «Купание медвежат» Разучивание потешки «Водичка, водичка…» Чтение сказки « Заюшкина избушка» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Групповая Индивидуально- групповая Индивидуальная Познавательно- исследовательская Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни ч еловека и всего живого на Земле. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельнос ти, практических опытов с водой. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение. Наблюдение за дождем, ка пелью, лужей. Эксперимент ы с водой: 1) впитывание воды в губку; 2) вода – лед – вода; 3) тонет- плавает; 4) воздух под водой; 5) окрашивание воды; 6) испарение; 7) у воды нет вкуса и запаха и цвета; 8) что растворяется в воде; 9) холодная, горячая, теплая вода. Прослушивание аудиозапи сей из цикла «Звуки природы»: « Родник», «Шум водопада». Групповая Индивидуально- групповая Индивидуальная Двигательная Разучить подвижные игры, физминутки, динамические п аузы по теме “Вода”. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод», «Море волнуется», «Рыбаки», «Тучка и капельки», «Капля раз, капля два», комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы прищли умыться». Групповая Индивидуально- групповая Индивидуальная 2 блок – работа с родителями Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки пр о ведения 1. Предварительная работа Выявление запросов родителей по организации учебно- воспитательной работы с детьми Анкетирование беседы В течение всего года 2. Повышение педагогической культуры родителей Обогащение родительского опыта о б экологическом воспитании дете й. Консультации беседы праздники В течение всего года « У спехи детей» Показ достижений детей в области « Познавательное развитие» Праздники Развлечения Досуги В течение всего года 3 блок – работа с педагогами Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки проведения 1. Выступление на педагогическом совете. Повышение общей культуры педагогического коллектива. Обобщение опыта работы. Доклады, презентации В течение всего года 2. Выступления на РМО, публикации Обобщение опыта работы. Публикации на интернет сайтах. Публикации Доклады В течение всего года 3. Этап- коррекционный Система мероприятий Задачи Сроки проведения 1. Анализ и корректировка Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми В течение всего периода 4. Этап – обобщающий Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки проведения 1. Разработка методических рекомендаций, анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми представлений о природном объекте воды, ее свойствах, видах существовании в окружающей среде. Воспитание бережного отношения к воде Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. В конце учебного года по итогам проведения проекта Заключение В ходе реализации проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. У детей возник интерес к творческой, познавательной деятел ьности; сформирован ряд навыков. Д ети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета и запаха, она может быть разного вкуса( сладкая, соленая, кислая) , вода может превращаться в( мыльные пузыри) . Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный- тёплый, тонет – не тонет. Создав определенную эколого – развивающую среду, систематически и творчески организуя детскую деятельность при активном участии родителей, мы положили начало формированию человека с эко л огическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой. Литература 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ от 29. 12. 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. Концепция дошкольного воспитания. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М: ТЦ Сфера, 2014 5. СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 6. Кисилева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4. 7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» 8. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятел ьность детей младшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. 9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. 10. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. 11. Дыбина О. В. , Поддъяков Н. Н. , Рахманова Н. П. , «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. 12. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. « Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников/ П од ред. О. В. Дыбиной. – 2- е изд. , испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 13. М. Султанова. Простые опыты с водой ООО. Хатбе р- пресс Россия Приложение Календарно- тематическое планирование р азновозрастная группа младшего дошкольного возраста Сроки Мероприятия Программное содержание Сентябрь 1. Диагностика знаний детей о воде, ее значении для человека. 2. Перспективный план работы на год Прогулка по территории детского сада Выявить уровень знаний детей о воде, ее значении для человека. Октябрь 1. Беседа о воде. 2. Заучивание потешки «Водичка…» 3. Чтение стихотворения К. Чуковский « Мойдодыр ». 4. Эксперимент «Вод а- жидкая, прозрачная». 5. Подвижная игра «Удочка» Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Ноябрь 1. Наблюдение за дождем, лужами. 2. Чтение стихотворения К. Чуковского « Федорино горе» 3. Эксперимент «У воды нет вкуса и запаха» 4. Игра « Пускаем кораблики » Познакомить детей о том, что у воды нет запаха и вкуса. Расширять словарный запас детей. Декабрь 1. Наблюдение за снегом. 2. Словесная игра «Вода, какая…» 3. Эксперимент «Вода- лед- вода» 4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. Январь 1. Беседа «Как беречь воду» 2. Дидактическая игра «Стирка кукольного белья». 3. Эксперимент «Тонет- плавает» 4. Подвижная игра «Тучка и капелька» Продолжать знакомить детей о свойствах воды: легкие игрушки плавают в воде, а тяжелые тонут. Февраль 1. Чтение рассказа в. Б ианки «Купание медвежат» 2. . Эксперимент «Холодная, теплая, горячая » 3. Беседа по картине «Береги воду» 4. Подвижная игра «Море волнуется» 5. Беседа «Ч то пьют животные и птицы зимой» Познакомить дете й со свойством воды: х олодная, теплая, горячая. Продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибнет. Март 1. Эксперимент «Окрашивание воды» 2. ООД «В гостях у капельки» 3. Чтение сказки « Заюшкина избушка ». 4. Пословицы, поговорки, загадки о воде. 5. Пальчиковая игра «Вышел пальчик погулять» 6. Дидактическая игра «Забавные рыболовы» Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду. Познакомить детей со свойствами воды: она может быть цветной, если в нее добавить краску. Апрель 1. Эксперимент «Растворимость веществ в воде» » 2. Игровое занятие «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; 3. Разучивание потешки «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» 4. Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице. 5. Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» 6. Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы» Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Май 1. Диагностика усвоение детьми знаний о воде, ее свойствах. Праздник «Мыльных пузырей» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей; поощрять желание отвечать на вопросы взрослого.