a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока по биологии в 8 классе "Движение крови по сосудам"

Автор: Набиева Ляйсан Авхатовна Опубликовано: 2018-01-11 16:29:13

Документы для скачивания

Конспект урока «Движение крови по сосудам» Биология, 8 класс Цели урока: 1. Формировать у об уча ю щихся анатомо- физиологические понятия: пульс, давление и скорость тока крови и их взаимосвязь с физическими законами. 2. Развивать общебиологические понятия о причинах и значении движения крови в организме. 3. Продолжить формирование умения проводить самонаблюдения и анализировать полученные результаты. 4. Развивать навыки мышления об уча ю щихся. Задачи урока: 1. Организовать обсуждение с помощью проблемных вопросов и эвристических заданий темы урока о кровообращении: динамике движения крови, причинах ее движения, природе пульса. 2. Организовать самонаблюдение об уча ю щихся за работой сердца и сосудов. 3. Выстраивать совместно с об уча ю щимися логику экспериментального доказательства и анализа фактов и самонаблюдений, обучение самостоятельному формулированию выводов. УМК: Учебник « Биология. Ч еловек » А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш Биология: человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша\ авт. - сост. О. Л. Ващенко. Тип урока: урок изучения нового материала. Пл ан урока( с указанием этапов и времени) : Целеполагание( 3 минут ы) . Актуализирующее повторение( 5 минут) . Изучение нового материала( 25 минут) : Поисковая беседа и поисковый эксперимент – самонаблюдение, закрепление полученных знаний о природе пульсовой волны с помощью визуализации процесса( 10 минут) . Динамическая пауза, включенная в контекст урока( 5 мин. ) Использование физических законов для объяснения изменения скорости кровотока и давления крови в разных участках кровеносной системы( 15 минут) . Изучение мех а низмов перераспределения крови в организме( 5 минут) . Закр е пление изученного материала и рефлексия. ( 5 минут) . Домашне е задание( 2 минут ы) Ход урока: « Сейчас нельзя обойтись без знаний ф изики, если ты хочешь достигнуть я сности относительно физиологически х вопросов …» Ю. М айер Слайд Деятельность учителя Деятельность ученика Этап: Ц елеполагани е( 3 мин. ) Слайд 1 Рисунок сердца Учитель приветствует класс и проводит вступительную беседу: - Здравствуйте. Ребята, сегодня к нам в гости приехали учителя биологии из всего района, поприветствуйте их. Садитесь. - Давайте повторим тему кровообращение, вспомним главные вопросы которые мы с вами уже изучили. Отвечают на вопросы учителя- Какова главная функция кровеносной системы? - Обеспечение движения крови по сосудам. - Что такое кровообращение? - Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме. Слайд 2 Вопросы урока Слайд 3 Название темы урока- Изучая систему кровообращения, мы с вами можем узна ть зачем, куда, почему и как движется кровь по сосудам. - На какие из этих вопросов вы уже можете ответить? - На вопросы зачем и куда! - Что же нам еще нужно узнать о работе системы кровообращения? - По какой причине и как движется кровь в организме человека. - Отлично, тему, цел и урока мы с вами определили. З апи сываем число и тему урока в наши тетради. Обратите внимание на слова, которые написаны на доске. Значит тема нашего урока тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. Записывают в тетради тему урока: 17 ноября. Движение крови по сосудам. Этап: А ктуализирующе е повторени е( 5 мин. ) Слайд 5 Зачем? - Итак, предлагаю вам вспомни ть то, что мы уже знаем о работе системы кровообращения в организме. Ответим на вопрос: Зачем?  - Зачем происходит движение крови в организме? Учащиеся называют ф ункции кровеносной системы: - транспортная, - защитная, - терморегулирую щая, - гуморальная. Слайд 6 Функции кровеносной системы После того, как учащиеся перечислят функции кровеносной системы, учитель демонстрирует соответствующий слайд и предлагает учащимся сделать запись в тетрадях. Делают записи в тетради. Слайд 7 Куда? Слайд 8 Круги крово- обращения Как вы теперь ответите на вопрос: К уда? - Куда движется кровь в системе кровообращения? Для визуального закрепления знаний учитель демонстрирует слайд с изображением кругов кровообращения. Ответ ученика о движении крови по кругам кровообращения. Этап: И зучения нового материала( 25 мин. ) Подэтап: П оисковая беседа и поисковый эксперимент- самонаблюдение, закрепление полученных знаний о природе пульсовой волны с помощью визуализации процесса( 10 мин. ) . Слайд 9 Почему? Слайд 10 Причины движения крови по сосудам. Теперь да вайте попробуем найти ответ на вопрос: Почему? - Почему движется кровь? Назовите возможные причины движения крови. Учитель в ходе поисковой беседы с помощью наводящих вопросов помогает учащимся выяснить причины движения крови по сосудам. После того, как причины названы, демонстрируется соответствующий слайд и учитель предлагает учащимся выводы записать в тетрадь. Беседа, в ходе которой учащиеся приходят к следующему выводу: Причинами движения крови по сосудам являются: - работа сердца; - разность давления в сосудах; - сокращение мы ш ц; - наличие клапанов в вен а х; - разность давления в грудной и брюшной полостях при вдохе. ( З аписыва ю т выводы в тетрадь) Основная причина движения крови – это сокращение сердца. Как мы можем узнать о том, как работает сердце? - По пульсу. - Что же такое пульс? - Это толчок крови, выбрасываемой из сердца. Давайте убедимся в этом! Слай д 11 Точки обнару- жения пульса Слайд 12 Расположение на запястье точек определения пульса Слайд 13 Определение понятия пульс- Сначала выясним, где можно измерить пульс? После того, как дети ответили на вопрос, учитель демонстрирует слайд, показывающий, в каких точка может быть обнаружен и измерен пульс. В области лучевой артерии, артерии шеи, в поверхностно- височной артерии, бедренной артерии, подколенной артерии, задней большеберцовой артерии и артерии тыла стопы. - Кстати, первые упоминания об измерении пульса относятся к 3 веку до н. э. Это было в Китае, регистрацию пульса использовали для постановки диагноза больному. Учащиеся называют места измерения пульса. Эвристический вопрос: - Какими общими признаками обладают все эти точки? - Это места, где крупные артерии залегают поверхностно и рядом с костями. - Ну что ж. давайте попробуем разобраться, что же такое пульс. П редлага ю провести о пыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови. Предварительные пояснения. Чтобы решить эту задачу, надо на каком- то участке артерии остановить движение крови, но так, чтобы стенки артерий могли продолжать колебаться. Для этого найдите пульс на лучевой артерии. Прощупайте пульс четырьмя пальцами. Наметьте точку В, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку А, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки А к точке В. В ходе объяснения Ход опыта: Если зажать артерию в точке В, движение крови на участке АВ будет остановлено. Однако стенка артерии в точке А будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться. Теперь зажмите артерию в точке А. В результате вы не только остановите кровь, но и прекратите распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти через участок А. В этом случае в точке В п ульс ощущаться не будет. Выполняют задания практической работы и делают выводы. - Попробуйте объяснить результат нашего наблюдения? - Объясняют результаты. Чтобы узнать остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки. Учитель делает обобщающий вывод. Оценка результатов опыта: - Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. - Сравнивают свои предположения с научным объяснением факта, актуализируют знания. - А теперь, д айте, пожалуйста, правильное определение того, что же такое пульс. После того, как дети попытаются сформулировать свое определение, для визуал и зации понятия учитель демонстрирует правильное определение на слайде. Формулируют определение: Пульс- это т олчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка, называют пульсом. Артериальный пульс- р аспростра няющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериаль ного пульса. Слайд 14 Образование пульсовой волны Учитель демонстрирует учащимся мульти- слайд, демонстрирующий образование и распространение пульсовой волны, сопровождая его следующими пояснениями: - Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии( обратному току препятствует клапан) . Какой это клапан? Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца возникает волна колебаний стенок артерий, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня. Слушают, воспринимают и закрепляют информацию с использованием нескольких каналов получения информации, отвечают на вопросы учителя. - Полулунный клапан аорты. А теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку. Слайд 15. Динамическая пауза, включенная в контекст занятия( 5 мин. ) . Слайд 16 О чем «говорит» пульс Слайд 17 Функцио- нальная сердечно- сосудистая проба Слайд 18 Вывод- Т аким образом, мы с вами выяснили, что п ри каждом сокращении сердца стенки артерий приходят в колебание. Пульсовые колебания проходят по артериям и гасятся в капиллярах. Число и сила сердечных толчков отражаются на пульсовой волне. Поэтому по пульсу можно судить не только о числе сердечных толчков, но и о их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и других показателях, важных для здоровья. Учитель демонстрирует соответствующий слайд для улучшения восприятия информации визуалами и закрепления материала через дополнительный канал информации. Частота пульса( сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца Если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось на 1/ 3 и меньше, то хорошие показания; Если более, чем на 1/ 3 – плохие показания( недостаточность движений, гиподинамия) . В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше – очень хорошо, позже – посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние- Давайте убедимся в этом! Н ай дите у себя пульс и все вместе измери м его частоту в состоянии покоя. Я секундомером буду засекать время для подсчета пульса. А теперь вста ли и выполним упражнения по приседанию на счет, причем, мальчики должны приседать на каждый счет, а девочки на только нечетный счет( т. е. в два раза реже) . По команде учителя учащиеся выполняют упражнение. После чего вновь подсчитывается пульс после нагрузки и вычисляется разница показаний до и после нагрузки. Учитель предлагает детям объяснить полученные результаты: - О чем поведал нам пульс? - Почему пульс до и после нагрузки различен? - Почему «прибавка» значений пульса разная у мальчиков и девочек? - Почему он разная у мальчиков? И у девочек? От чего это зависит? Вывод: Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани. При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное – за счет увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость. Выполняют физические упражнения, закрепляют умения подсчитывать пульс, объясняют результаты наблюдений. - Учащиеся дают объяснения наблюдениям. Подэтап: И спользования физических законов для объяснения изменений скорости тока крови и давления крови в различных участках кровеносной системы( 15 мин. ) . Слайд 1 9 Как? Слайд 20, 21 Круги кровообра щ ения Слайд 22 Как? - Ну что ж, нам с вами осталось ответить на один вопрос. . Как? - Давайте еще раз вспомним, как движется кровь по кругам кровообращения. ( Демонстрируется слайд с кр у гами кровообращения) - Кровь движется непрерывным потоком. В единицу времени к сердцу притекает столько же крови, сколько выходит из желудочков. Так как кровь движется по замкнутой системе, то через любой участок кровеносной системы проходит одинаковое количество крови, различной лишь будет скорость, с которой кровь перемещается по сосуду. - Как движется кровь в организме. Слайд 10 Участки кровеносного русла Слайд 23 Слайд 24 Скорость тока крови в сосудах- Как вы думаете, к ак изменяется скорость тока крови в сосудах большого круга кровообращения? - Где ее скорость будет минимальна, где максимальна? - Высказывают предположения. Давайте изобразим изменение скорости тока крови в сосудах в виде графика. Учитель изображает на доске оси будущего графика о отмечает на них точки, соответствующие различным сосудам. Для этого нам нужно ответить на следующие вопросы: - Где самая большая скорость тока крови? - Где скорость тока крови наименьшая? - Предположения учащихся. - Давайте проверим наши предположения. Для этого прибегнем к вашим знаниям физики. Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения тех сосудов, через которые она проходит в единицу времени. У каких сосудов площадь суммарного поперечного сечения больше? Учитель для объяснения прибегает к примеру с горной рекой, растекающейся по долине на множество рукавов. V – линейная скорость кровотока Т. е. V капилляров меньше V вен меньше V артерий меньше V аорты. Скорость крови в аорте в 500 раз больше скорости крови в капиллярах. S – общая площадь поперечного сечения. S капилляров больше S вен больше S артерий больше S аорты. Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. - У капилляров. Действительно, скорость крови: в аорте – 50 см/ с; в полых венах – 2 5 с м/ с; в капиллярах – 0, 5 мм/ с. Записывают в тетради- Какое значение для организма имеет медленное движение крови в капиллярах? Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ между тканями и кровью. - Из крови в капиллярах поступают необходимые вещества в окружающие клетки Слайд 25 Скорость тока крови( график) - Давайте, опираясь на эти данные изобразим график изменения скорости тока крови в кровеносном русле. Нарисованный график сравнивается с графиком на слайде. Внимание детей еще раз обращается на суммарное поперечное сечение сосудов. Чем больше общая площадь поперечного сечения сосудов, тем меньше скорость кровотока. Один из учащихся чертит график на доске, остальные у себя в тетрадях. Слайд 26 Строение сердца Слайд 27 Разная скорость движения по артериям и венам Эвристическая задача. Скажите, пожалуйста, а почему скорость тока в венах, впадающих в сердце, в два раза ниже, чем в аорте? Это нарушение законов физики? В результате обсуждения( и подсказки на слайде) находим ответ: аорта одна, а полых вен две. Скорость движения крови зависит от площади поперечного сечения сосудов, через которые она проходит. Зависимость обратно пропорциональная. Аорта имеет поперечное сечение 1 см2, нижняя и верхняя полые вены, собирающие кровь, вытолкнутую сердцем через аорту, в сумме составляют 2 см2. Зная эту закономерность, легко вычислить, что скорость тока в нижней и верхней полых венах будет в два раза меньше, чем в аорте. И действительно, примерная скорость крови в аорте 50 см/ с, а в полых венах лишь 25 см/ с. В капиллярах, общая площадь которых в 500— 600 раз превышает площадь аорты, кровь будет двигаться в 500—600 раз медленнее. Учащиеся решают эвристическую задачу, высказывают свои предположения. Слайд 28 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа Практическая работа( на дом) . Вы можете сами научиться измерять скорость тока крови в своих сосудах. Например, в капиллярах. Предлагаю вам дома измерить скорость кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа. Как это сделать описано в практической работе на стр. 88. Знакомятся с условиями выполнения домашней практической работы. - Отвечая на вопрос: Как? , мы еще не рассмотрели влияние кровяного давления на движение крови по сосудам. Скорость движения крови зависит не только от площади поперечного сечения сосудов, а так же от разницы давлений между артериями и венами, сопротивления, которое кровь испытывает, двигаясь по сосудам и вязкости крови( из- за ферментов, входящих в состав крови, её вязкость в пять раз больше, чем вязкость воды) . Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. Давайте попробуем изобразить еще один график, отражающий изменение давление крови в сосудах. - Как вы думаете, в какой части сосудистого русла давление самое высокое? - Почему? - В аорте. - В аорту кровь выбрасывается силой сокращения желудочка. - А где, по- вашему, давление самое низкое? Обычно, учащиеся ошибаются, предполагая, что самое низкое давление в капиллярах. - Учащиеся высказывают свои предположения. Давайте с этим разберемся, используя наши знания из курса физики. - Если бы было так( т. е. самое низкое давление было бы в капиллярах) , могла ли бы кровь двигаться в кровеносной системе? Какое физическое правило было бы нарушено? - Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют основной закон движения жидкостей: жидкость движется из зоны высокого давления в зону низкого. Слайд 29 Давление крови в сосудах- Да. Конечно. Именно так. Причина движения крови- работа сердца, которая создает разность давления между началом и концом сосудистого русла. Кровь, как и всякая жидкость, движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое- в нижней и верхней полых венах и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Давление крови снижается постепенно, но не равномерно. В артериях оно самое высокое, в капиллярах — ниже, в венах оно падает еще больше, поскольку много энергии затрачивается на проталкивание крови через систему капилляров Давление крови в сосудах следующее: Аорта – 140 мм. рт. ст. Артерии – 110 мм. рт. ст. Артериолы – 50- 30 мм. рт. ст. Капилляры – 15- 10 мм. рт. ст. Полые вены – близко к отрицательному Давайте, исходя из этих данных, нарисуем график изменения давления крови в сосудах. Один из учеников рисует график на доске. Остальные в своих тетрадях. Слайд 30 График изменения давления крови в сосудах Эвристический вопрос: - Давайте сравним наш график с графиком на слайде. Почему в верхней части его линия с частыми пиками, а далее они пропадают? Анализируют график и ищут ответ на вопрос, высказывают свои предположения. Слайд 31 Давление крови Учитель подводит итог обсуждений: - О собенностью артериального давления является то, что оно зависит от цикла сердечных сокращений. Давление в артериях максимально, когда кровь выталкивается из желудочков, и минимально перед открытием полулунных клапанов. Максимальное давление называют верхним, минимальное — нижним. Чтобы получать сравнимые результаты, было решено измерять артериальное давление у человека в плечевой артерии и выражать его в миллиметрах ртутного столба. Записывается артериальное давление( АД) в виде дроби: в числителе ставят верхнее давление, в знаменателе — нижнее. АД= 140/ 70 означает, что у человека верхнее давление 140 мм рт. ст. , а нижнее 70 мм рт. ст. Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? В ходе рассказа учитель демонстрирует слайд: “систолическое” – 110- 120 мм рт. ст. “диастолическое” – 70- 80 мм рт. ст. “пульсовое” –  40 мм рт. ст. Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. - 40 мм рт. ст. Делают записи в тетради Слайд 32 Тонометр Слайд 33 Нарушения АД Слайд 34 Гипертония Слайд 35 Гипотония- Для измерения артериального давления применяется тонометр. Манжетку тонометра надевают на плечо и с помощью резиновой груши накачивают в нее воздух. Я предлагаю вам дома самостоятельно найти материал, объясняющий, каким образом происходит измерение давления с помощью этого прибора. Существует два типа нарушения артериального давления: 1) гипертония, 2) гипотония. - Повышенное артериальное давление ведет к гипертонии. Чем опасно повышенное артериальное давление? - Отвечают на вопрос. Инсульт, инфаркт- Пониженное артериальное давление вызывает гипотонию. Чем опасно пониженное артериальное давление? - Высказывают свои предположения: ухудшается кровоснабжение органов- От чего умирает человек при резком падении артериального давления. Например, при быстрой кровопотере? - При падени и давления останавливается сердце. - Как можно спасти жизнь человеку в этой ситуации? - С помощью переливания крови. Подэтап: изучение механизмов перераспределения крови в организме( 5 мин. ) . Слайд 36 Эвристическое задание. У многих известных писателей были необъяснимые для окружающих странности: - Шиллер работая, держал ноги в холодной воде; - Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу; - Прус нюхал крепкие духи; - Якобсон – гиацинты; - Ибсен- “пропускал рюмочку”; - Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности? Анализируют ситуацию и дают объяснение приемам: - « Странные» приёмы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той или иной степени вызывают прилив крови к голове. Лучше всего снабжается кровью, а соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы. Слайд 37 Опыт Моссо- Эта закономерность подтверждается опытами Анджело Моссо. Он положил человека на рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Эвристическая беседа: Как вы можете объяснить это явление? Объясняют результаты опыта: - Произошло перераспределение крови. Активно работающий орган получает крови больше, чем другие. - Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга. - Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить пальцами ног. - Как вы думаете, что при этом произошло с весами? В организме постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности. - Весы наклонились в сторону ног, так как теперь ноги получали больше крови. - Как вы думаете, как это происходит? Какой регуляторный механизм обеспечивает такую реакцию? - Учащиеся высказывают свои предположения. Изменяется просвет кровеносных сосудов. - Да, этот механизм связан с изменением просвета кровеносных сосудов. Тех артерий, которые приносят кровь к данному органу и его капилляров. Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку? - Учащиеся отвечают. Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40% . Почему взволнованный человек не может уснуть? - Учащиеся высказывают свои предположения. Этап: Закрепление изученного материала и рефлексия( 5 мин. ) Слайд 38 Выводы Учитель предлагает учащимся сформулировать выводы из урока. Выводы: Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление. Пульс есть колебания стенок артерий. Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением. Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов. Чем меньше суммарное поперечное сечение сосудов, тем больше скорость течения жидкости. Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие. С помощью учителя вспоминают самое главное из изученного и формулируют выводы. Слайд 39 Слайд 40 Давайте повторим, что мы сегодня узнали: З акрепление изученного материала: Вопросы и задания обязательного уровня. 1. Какое значение имеет кровяное давление? Как его можно измерить? 2. Что такое пульс? Как его можно измерить? 3. Какая часть кровеносного русла является самой узкой? 4. Как ширина кровеносного русла влияет на скорость движения крови в нем? Вопросы и задания повышенного уровня. 1. Почему давление крови в венах ниже, чем в капиллярах? 2. Почему в в енах кровь движется медленнее, ч ем в артериях, но быстрее, чем в капиллярах? 3. Опираясь на законы, подумайте, какие из сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет? 4. Где минимальная скорость движения крови и какое значение это имеет? 5. Как изменяется скорость тока крови при изменении давления? 6. Почему в капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Учащиеся отвечают на вопросы. Слайд 41 Эпиграф Рефлексия: - Посмотрите, пожалуйста, еще раз на доску, на наш эпиграф к уроку. Согласны ли вы с мнением ученого? Оценивание. Высказывают свое мнение о роли физики в понимании законов работы живого организма. Слайд 42 Д/ з Домашнее задание( 2мин. ) . Давайте запишем домашнее задание. 1. Читать параграф 19 2. Выполнить практические работы на стр. 88 и 89 3. Творческое задание( на выбор) : Выяснить принцип работы тонометра и рассказать всем на следующем уроке. Исследовать АД у членов семьи. Сделать вывод о наличии или отсутствии нарушений. Сообщение о профилактике нарушений АД. Записывают домашнее задание.

Оставить комментарий: