Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Документы для скачивания
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Труд как метод воспитательно- образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развит и е мышления, создает основу для материалистического миропонимания. В современных условиях развития дошкольного образования в качестве приоритетного принципа организации выступает интеграция содержания образовательных областей и видов детской деятельности. В условиях нашего образовательного учреждения большое внимание уделяется интеграции трудовой и познавательно- исследовательской деятельности. Постановка общих задач трудовой и познавательно- исследовательской деятельности на едином содержании образования позволяет формировать трудовые навыки у детей сознательно. В процессе организации интегрированной деятельности дети учатся целеполаганию, осознанно мотивируют свои действия, проявляют самостоятельную активность, направленную на достижения поставленных результатов отдельных видов работ. Эффективность педагогического воздействия достигается за счет систематической работы с детьми, последовательному и поэтапному осуществлению задач трудового воспитания. Организация системы работы по формированию трудовых навыков у детей дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности начинается с развития эмоционально- положительного отношения к трудовой деятельности. Например, при организации труда в уголке природы привлекаются дети не только в период их дежурства, но и по мере возникающего интереса. Организация труда в уголке природы характеризуется не только заботой о растениях, а прежде всего организацией исследований, ведения дневника наблюдений. Воспитатель акцентирует внимание на детскую любознательность, создает некоторую интригу, требующею дальнейшего разрешения. Таким образом, первоначально «цепляя» внимание ребенка на интересе, воспитатель постепенно активизирует внимание детей к миру природы и формирует желание преобразовать природную среду, желание трудиться на благо природы. Для развития трудовой активности детей в процессе познавательной деятельности в группе создан мини- музей природы. На стеллажах оформляются тематические выставки: «Природа и фантазии»( творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов) , «Камни и минералы», «Растения нашего края», «Растения водоема». В мини- музеи представлен макет « Кусочек нашего леса », оформлена Красная книга России с занесением растений, трав Тюменской области, собраны коллекции коры деревьев, гербарии. Для формирования у детей отдельных навыков ведения сельского хозяйства в группе создан мини огород. Дети получают возможность наблюдать за тем, как растет лук, горох, укроп. По возможности, дети подключаются к выполнению трудовых умений, связанных с поливом, посадкой и уходом за растениями. Здесь же воспитатель организует наблюдения за растениями и их исследование. Например, одни и те же растения помещают в разные условия, дети наблюдают изменения, определяют наиболее оптимальные условия для роста растений, результаты наблюдений фиксируют в специально созданные дневники. Отдельного внимания заслуживает организация интегрированной деятельности на участке детского сада( в цветнике, огороде) . Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками работы с сельскохозяйственными инвентарем, осваивают способами ухода за растениями, получают сведения о росте и развитии растений. В своей работе мы используем различные мероприятия исследовательской направленности. Формируя у детей трудовые навыки, в интегрированной специально организованной деятельности воспитатель ставит перед детьми проблемы, демонстрирует способы их разрешения, привлекает детей к самостоятельному определению путей решения проблем в процессе выполнения трудовых заданий. Включение в трудовую деятельность познавательно- исследовательских задач, позволяет педагогу учить детей строить предположения, наблюдать, делать выводы и высказывать умозаключения. В качестве самостоятельной формы работы с детьми, ориентированной на формирование трудовых умений в интегрированной деятельности применяем исследовательские задания на прогулке. В качестве примера таких заданий выступают: «Найди дерево, конторе раньше всех готовится к осени», «Найди самый красивый лист березы, осиновый лист». Детям предлагает не только отыскать необходимый объект, но и дать ему характеристику. В зимнее время дети исследуют снежинки под лупой, описывают их форму, количество лучиков, размер. Данные исследования наглядно иллюстрируют развитие трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности. С целью научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир, используем особые формы организации непосредственно образовательной деятельности- «уроки доброты». Данное мероприятие может проводиться как индивидуально, так и подгруппой в минуты обращения детей к миру природы. На территории детского сада высвобождено пространство «уголок нетронутой природы». Это одно из «экологических пространств», которое предназначено для детей всех возрастов. Это небольшая озленная территория, которая не подвергается никакому воздействию на ней построек, посадок. На этой территории не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают траву слишком частыми прогулками с детьми. В нашем « уголке нетронутой природы» сложился естественный биоценоз – стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Много интересного и полезного узнают дети, путешествуя по экологической тропе, знакомятся с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, трудятся. Особое внимание уделяем работе с родителями. Регулярно проводим беседы, консультации на темы: «Берегите природу », «Растительный мир нашего края ». Систематически обновляем стенд «Это интересно знать», где помещается информация об обмене опытом родителей, выпускаются памятки, а также полезная информация «Сто интересных фактов о животных», «Этот удивительный мир природы», «Необычные растения». Приобщение родителей к вопросам трудового воспитания позволяет закреплять и совершенствовать трудовые навыки детей в условиях семейного воспитания. Таким образом, в условиях нашего учреждения сложилась система работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно- исследовательской деятельности. В качестве основных результатов представленной работе отмечаем наличие у детей устойчивого желания трудиться, направленность на результаты своего труда, стремление приносить пользу окружающим людям.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Труд как метод воспитательно- образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развит и е мышления, создает основу для материалистического миропонимания. В современных условиях развития дошкольного образования в качестве приоритетного принципа организации выступает интеграция содержания образовательных областей и видов детской деятельности. В условиях нашего образовательного учреждения большое внимание уделяется интеграции трудовой и познавательно- исследовательской деятельности. Постановка общих задач трудовой и познавательно- исследовательской деятельности на едином содержании образования позволяет формировать трудовые навыки у детей сознательно. В процессе организации интегрированной деятельности дети учатся целеполаганию, осознанно мотивируют свои действия, проявляют самостоятельную активность, направленную на достижения поставленных результатов отдельных видов работ. Эффективность педагогического воздействия достигается за счет систематической работы с детьми, последовательному и поэтапному осуществлению задач трудового воспитания. Организация системы работы по формированию трудовых навыков у детей дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности начинается с развития эмоционально- положительного отношения к трудовой деятельности. Например, при организации труда в уголке природы привлекаются дети не только в период их дежурства, но и по мере возникающего интереса. Организация труда в уголке природы характеризуется не только заботой о растениях, а прежде всего организацией исследований, ведения дневника наблюдений. Воспитатель акцентирует внимание на детскую любознательность, создает некоторую интригу, требующею дальнейшего разрешения. Таким образом, первоначально «цепляя» внимание ребенка на интересе, воспитатель постепенно активизирует внимание детей к миру природы и формирует желание преобразовать природную среду, желание трудиться на благо природы. Для развития трудовой активности детей в процессе познавательной деятельности в группе создан мини- музей природы. На стеллажах оформляются тематические выставки: «Природа и фантазии»( творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов) , «Камни и минералы», «Растения нашего края», «Растения водоема». В мини- музеи представлен макет « Кусочек нашего леса », оформлена Красная книга России с занесением растений, трав Тюменской области, собраны коллекции коры деревьев, гербарии. Для формирования у детей отдельных навыков ведения сельского хозяйства в группе создан мини огород. Дети получают возможность наблюдать за тем, как растет лук, горох, укроп. По возможности, дети подключаются к выполнению трудовых умений, связанных с поливом, посадкой и уходом за растениями. Здесь же воспитатель организует наблюдения за растениями и их исследование. Например, одни и те же растения помещают в разные условия, дети наблюдают изменения, определяют наиболее оптимальные условия для роста растений, результаты наблюдений фиксируют в специально созданные дневники. Отдельного внимания заслуживает организация интегрированной деятельности на участке детского сада( в цветнике, огороде) . Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками работы с сельскохозяйственными инвентарем, осваивают способами ухода за растениями, получают сведения о росте и развитии растений. В своей работе мы используем различные мероприятия исследовательской направленности. Формируя у детей трудовые навыки, в интегрированной специально организованной деятельности воспитатель ставит перед детьми проблемы, демонстрирует способы их разрешения, привлекает детей к самостоятельному определению путей решения проблем в процессе выполнения трудовых заданий. Включение в трудовую деятельность познавательно- исследовательских задач, позволяет педагогу учить детей строить предположения, наблюдать, делать выводы и высказывать умозаключения. В качестве самостоятельной формы работы с детьми, ориентированной на формирование трудовых умений в интегрированной деятельности применяем исследовательские задания на прогулке. В качестве примера таких заданий выступают: «Найди дерево, конторе раньше всех готовится к осени», «Найди самый красивый лист березы, осиновый лист». Детям предлагает не только отыскать необходимый объект, но и дать ему характеристику. В зимнее время дети исследуют снежинки под лупой, описывают их форму, количество лучиков, размер. Данные исследования наглядно иллюстрируют развитие трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности. С целью научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир, используем особые формы организации непосредственно образовательной деятельности- «уроки доброты». Данное мероприятие может проводиться как индивидуально, так и подгруппой в минуты обращения детей к миру природы. На территории детского сада высвобождено пространство «уголок нетронутой природы». Это одно из «экологических пространств», которое предназначено для детей всех возрастов. Это небольшая озленная территория, которая не подвергается никакому воздействию на ней построек, посадок. На этой территории не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают траву слишком частыми прогулками с детьми. В нашем « уголке нетронутой природы» сложился естественный биоценоз – стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Много интересного и полезного узнают дети, путешествуя по экологической тропе, знакомятся с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, трудятся. Особое внимание уделяем работе с родителями. Регулярно проводим беседы, консультации на темы: «Берегите природу », «Растительный мир нашего края ». Систематически обновляем стенд «Это интересно знать», где помещается информация об обмене опытом родителей, выпускаются памятки, а также полезная информация «Сто интересных фактов о животных», «Этот удивительный мир природы», «Необычные растения». Приобщение родителей к вопросам трудового воспитания позволяет закреплять и совершенствовать трудовые навыки детей в условиях семейного воспитания. Таким образом, в условиях нашего учреждения сложилась система работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно- исследовательской деятельности. В качестве основных результатов представленной работе отмечаем наличие у детей устойчивого желания трудиться, направленность на результаты своего труда, стремление приносить пользу окружающим людям.