Рекомендации по работе с гиперактивными детьми, детьми имеющими детские страхи, тревожность .
Феноменология запросов на оказание психологической помощи детям младшего школьного возраста.
Проблема развития. |
Проявление проблемы. (симптоматика) |
Причины. |
Методики, диагностики. |
Рекомендации. |
Гиперактивность.
|
Чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо . Слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми. Нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость. |
Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. - Наследственность, - внутриутробная гипоксия, - травмы во время беременности, - серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания, - неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов, - отношения внутри семьи (семьи с высоки уровнем психологической напряженности; семьи, ведущие асоциальный образ жизни и т.п.) - неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми.
|
Специально разработанные коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания. Например: «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
|
Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. - смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка; - реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, родителей). - повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы. |
Тревожность. |
Это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, чрезмерной замкнутости, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. |
-факторы семейного воспитания, -успеваемость в школе, -взаимоотношения с учителями и сверстниками, -эмоциональный опыт.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. |
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.
|
Поддерживать доброжелательные взаимоотношения, найти и обеспечить сферу успеха. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях. |
Детские страхи. |
Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей. |
Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. |
Рисуночная терапия, разработанная Захаровым А.И., позволяющия предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей. |
С детьми нужно разговаривать об этих страхах. Только тогда, когда они рассматриваются открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром. |