Игры-эксперименты для дошкольников
Документы для скачивания
" Игры- эксперименты для дошкольников" ( из опыта работы) Мастер – класс для педагогов Провела: Чебуренко Оксана Николаевна Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности в форме игры. Задачи: - повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через игровую деятельность; - представить участникам мастер- класса одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; - сформировать у участников мастер- класса мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно- экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников. Ход мастер – класса 1 часть мастер – класса Ведущий: Здра вствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Игры- эксперименты для дошкольников». XXI век требует о т человечества универсальности знаний о самых разных реалиях окружающей действительности, поэтому педагогу необходимо не дать ребенку набор конкретных знаний, а научить добывать знания. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким- либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они легко выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Считаем, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации можно давать от имени сказочных героев. Исследования уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста по сравнению с обычной формой организации обучения показали, что уровень овладения знаний усваивается прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами. Для начала предлагаем разделиться на 3 команд ы. Мозговой штурм. Задание участникам групп: Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудить в группах и выделить этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками: - постановка проблемы( задачи) ; - поиск путей решения проблемы; - проведение опытов; - фиксация наблюдений; - проверка предположений, обсуждение результатов и формулировка выводов. Ответы участников Ведущий: Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вариантах: Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким образом, приобретаются новые знания; Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. 2 часть мастер – класса( практическая) Опыт № 1: Разноцветный лед Перед педагогами расставлены гуашевые краски, кисти и куски льда. В мисочке смешиваем краску с небольшим количеством воды и добавляем соль. Этой смесью покрываем лед и наблюдаем, как краска при помощи соли проникает вглубь льда, образуя своеобразные узоры. Далее по той же схеме можно взять другой цвет, получается интересное сочетание. Вывод: Рисовать можно не только на бумаге, но лед скользкий и краска не держится на нем, соль помогает краске закрепиться и получается оригинальный и необычный продукт творчества и исследования одновременно. Опыт №2: Морская звезда из зубочисток Согнуть зубочистки пополам не переламывая их до конца. Накапать пипеткой- соломинкой на сгибы, оставить на время. Через несколько минут оценить результат. Вывод: Соломинки изменили свою форму благодаря разбуханию целлюлозы, из которой состоит бумага, которая добывается из древесины. Опыт № 3: Может ли вода двигаться вверх самостоятельно? ( обсудить) Участникам предлагается взять полоски бумаги и опустить их в стаканчики с водой, по цветным маркерам мы видим, что вода идет вверх, попутно тащит за собой краску и сигнализирует о продвижении воды наверх. Разные краски поднимаются с разной скоростью, распадаясь на основные цвета. Вывод: Самостоятельно в спокойном состоянии без каких- либо приспособлений вода течь не может, но в данном случае помощником воды выступает твердое тело, которое помогает воде течь вверх. Опыт № 4: Рисование на молоке В тарелках налито молоко. Перед участниками стоят стаканчики с красителями. При помощи соломинки- пипетки капаем в тарелочку несколько понравившихся цветов. Затем берем в руки ватную палочку и обмакиваем в жидкость для мытья посуды, притрагиваясь палочкой хаотично в разных местах, мы видим, что краска образует причудливые картины, постоянно двигаясь в молоке. Вывод: Краска не растекается т. к. молочный жир этому препятствует, но жидкость для мытья посуды разрушает жировую пленку и у краски появляется возможность раствориться в жидкости. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Задание участникам мастер – класса: Обсудите в группах, развитию каких навыков, качеств у дошкольников способствует поисково- исследовательская деятельность. Ответы участников. В результате организации детского экспериментирования у детей: - развивается познавательная активность, - появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности; - расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о явлениях, происходящих в ней; об объектах неживой природы( воде, воздухе, солнце и т. д. ) и их свойствах; о свойствах различных материалов( резине, железе, бумаге, стекле и др. ) , о применении их человеком в своей деятельности. - появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Заключение: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев. И еще в одной деревне жили два мудреца, которые постоянно соревновались между собой, и казалось силы их были равны, поэтому ни один, ни другой не могли взять верх. И вот один мудрец решил: я возьму в руки бабочку и спрошу у соперника: « что у меня в руках» если он скажет: «ничего» я отпущу бабочку, и он будет осмеян, если же он догадается, я сожму ладони и раздавлю бабочку и скажу ему «В моих руках ничего нет…». Когда же это произошло, второй мудрец сказал: « Я не знаю, все в твоих руках», чем навсегда поставил точку в соревновании… Так вот все в наших руках вырастут ли наши воспитанники любознательными и активными Рефлексия по результатам совместной деятельности Ведущий: Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер- классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?