Конспект занятия по ПДД в старшей группе
Документы для скачивания
Конспект занятия по ПДД в старшей группе Тема: «Дорога, транспорт, пешеход. Опасная дорога»( сентябрь) Программное содержание: Воспитательная задача: Воспитывать у детей ответственность за безопасность на дороге. Образовательная задача: Расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней; знакомство с понятием «скользкая дорога» и «тормозной путь». Развивать внимание и интерес детей к изучению дорожных знаков, развивать речь детей. Методические приемы: • художественное слово • рассказ воспитателя • физ. минутка • сюрпризный момент • вопросы детям • показ иллюстрации • итог занятия Активизация словаря: • Активизировать в речи детей термины и понятия: «дорога», «транспорт», «пешеход», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «скользкая дорога», «тормозной путь» Материал: • дорожные знаки • слайды • дидактические игры Предварительная работа: прогулка, наблюдение за движением транспорта и пешеходов. Ход занятия: Воспитатель: Тянется нитка, среди нив петляя. Лесом, перелесками без конца и края. Ни ее порвать, ни в клубок смотать. Дети: дорога. Воспитатель: правильно, дорога. Воспитатель: какие виды дорог вы знаете? Дети: автомобильная, железнодорожная… Воспитатель: какие виды дорог вы считаете опасным? Дети: мокрая дорога, покрытая снегом… Воспитатель: На разных дорогах люди и машины чувствуют себя по- разному. Хорошо, когда дорога сухая и гладкая. Но после дождя дорога становится мокрой и скользкой. Дорога может испортиться от сырого снега, ото льда, также опасна дорога, покрытая упавшей листвой, облитая посторонней жидкостью. Водители и пешеходы должны быть осторожны и быть готовы к опасностям. Нельзя приближаться к машинам на близкое расстояние. Особенно если они поворачивают, тормозят или трогаются с места. Воспитатель: Ребята, сейчас с вами поиграем в игру: «Скажи наоборот» Дороги бывают разные: длинная- … короткая мокрая- …. сухая шероховатая- …. ровная асфальтированная- …. грунтовая узка я- … широкая Воспитатель: Молодцы, дет и, вы были внимательными и дали правильные ответы. Физ. минутка: Наши маленькие ноги Шагают бойко по дороге Путь везде открыт для нас –( идут) Пешеходы мы сейчас А теперь мы побежим Мы к автобусу спешим. Опоздать боялись мы, - ( бегут) Очень беспокоились Вот теперь мы пассажиры Хорошо устроились Долго- долго ехали –( садятся) И в город мы приехали Красивы й город и большой –( удивляются) Гостей встречает он с душой( поднимают руки вверх) Дети усаживаются. Стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми и начинает рассказывать про свои приключения – «На дворе сейчас зима и на улице очень скользко. Я пошел в детский сад и забыл, что скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю – «Ну и пусть себе едет- успею дорогу перейти – и пошел. Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет словно на лыжах. Остановился возле самого моего носа, еще чуть- чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял. Воспитатель: Дети, за что же водитель отругал Незнайку? Дети: водитель отругал Незнайку за то, что он перешел дорогу в неположенном месте. Воспитатель: Что должен был соблюдать Незнайка? Дети: Соблюдать правила дорожного движения. Воспитатель: Как называют людей идущих по дороге? Дети: Пешеходами. Воспитатель: А кем оказался Незнайка на дороге? Дети: Пешеходом. Воспитатель: Дети, выберите те знака, которые нужны пешеходу. ( дети выбирают знаки) . Воспитатель: Из- за чего Незнайка чуть не попал под колеса автобуса? Дети: Дорога была скользкой, поэтому автобус не смог резко остановиться. Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге. Воспитатель показывает, как едут машины. Почему так едут машины? Дети: Потому что одна дорога скользкая, а другая шероховатая. Воспитатель: Вот дети вы сами увидели, что на шероховатой дороге тормозной путь короче, а на скользкой дороге тормозной путь длиннее. Дети еще раз показывают этот прием с целью закрепления знаний. Незнайка благодарит детей и дарит эмблемы с дорожными знаками: • пешеходный переход • подземный переход • надземный переход • неровная дорога Воспитатель: Какие знаки предназначены для пешехода? Незнайка: я не знаю Воспитатель: Дети, поможем Незнайке! Дети: Да! Воспитатель: Этот знак такого рода Он на страже пешехода. Переходим с вами вместе Мы дорогу в этом месте. ( Пешеходный переход) Воспитатель: Пользуясь пешеходным переходом нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу: посмотри налево, а дойдя до середины дороги, посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта. Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придется выходить на проезжую часть дороги. Воспитатель: Незнайка, теперь теб е все понятно, что означают эти знаки. Незнайка: Да Воспитатель: Незнайка, а какие еще машины движутся по дороге? Незнайка молчит. Воспитатель: Подскажем Незнайке! Дети: Троллейбусы, трамваи, грузовые машины, легковые автомобили, такси. Незнайка: Спасибо, дети, я все запомнил. Мне пора. До свидания! . Дети: На красный свет – дороги нет На желтый – подожди Когда горит зеленый свет Счастливого пути. Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Дети: мы познакомились с новым знаком – скользкая дорога. Игра: «Собери знак» Литература: 1. Учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Региональный стандарт». Казань, 1995год. 2. М. Р. Булатов, И. Г. Галимов, А. Н. Ершов «Азбука дорожной науки», Казань, «Эпопея», 1998 год. 3. Степаненкова Э. Л. , Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Москва, «Просвещение», 1979год. конспект занятия в старшей группе на тему: «Наши друзья – дорожные предупреждающие знаки»( октябрь) Задачи: Коррекционно- образовательные цели: - Уточнить и расширить представление о дорожных знаках, их назначении; - Познакомить с предупреждающими дорожными знаками. Учить видеть и понимать эти знаки в жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь. Коррекционно- развивающие цели: Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, координацию речи с движением. Развивать артикуляционную моторику. Коррекционно- воспитательные цели: Воспитывать культуру поведения на дорогах. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Словарь: Шлагбаум- деревянная или металлическая поперечная балка, окрашенная в белый цвет с красными полосами. Ею перекрывают дорогу. Железнодорожный переезд – место переезда железной дороги Предварительная работа: краткая характеристика дорожных знаков, их назначение Ход беседы: 1) Организационный момент. Сообщение темы. В: На какие группы делятся дорожные знаки? Сегодня мы поговорим о предупреждающих знаках. Работа с дежурным звуком «З». Объяснение словаря. 4) Беседа: - Предупреждающие знаки - белого цвета с красной каемкой, имеют треугольную форму. Они предупреждают водителей о приближении к опасному участку. Они как будто говорят: «Внимание, будь осторожен». 5) Ознакомление со знаками: - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»- Этот знак устанавливают в тех местах, где дорога приближается к железнодорожному переезду, где есть шлагбаум. Если шлагбаум закрыт, то, не доезжая до него, машины останавливаются. Пешеходам запрещается переходить железнодорожный переезд, если опущен шлагбаум. - «Железнодорожный переезд без шлагбаума»- Знак предупреждает об опасном участке дороги — железнодорожном переезде без шлагбаума. Подъезжать и подходить к такому переезду следует с особой осторожностью. Надо прислушаться, не слышно ли шума приближающегося поезда, и внимательно посмотреть налево и направо. Убедившись, что поезда поблизости нет, можно продолжать движение через переезд. - «Пересечение с трамвайной линией»- Подойдя к трамвайной линии, пешеходы и велосипедисты должны убедиться в том, что нет приближающегося трамвая, и только после этого можно пересекать трамвайные пути. - «Двустороннее движение»- Такой знак устанавливают на участке улицы, где ведется ремонт дороги. Дорожные катки укатывают одну из двух полос движения, а чтобы движение совсем не закрывать, на одной оставшейся свободной полосе временно разрешают двустороннее движение. - «Дорожные работы»- На дорогах встречаются участки, где ведется ремонт дороги. Об этом водителей и пешеходов предупреждает этот знак. - «Опасный поворот» Знак предупреждает о повороте. - «Скользкая дорога» Часто в дождливую погоду, в метель отдельные участки дорог становятся скользкими. Об этом водителей предупреждает этот знак 6) Физминутка: «Постовой стоит упрямый». Постовой стоит упрямый, ( Шагаем на месте. ) Людям машет: «Не ходи! ( Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз. ) Здесь машины едут прямо, ( Руки перед собой. ) Пешеход, ты погоди! » ( Руки в стороны. ) Посмотрите: улыбнулся, ( Руки на пояс. ) Приглашает нас идти. ( Шагаем на месте. ) Вы, машины, не спешите, ( Хлопки руками. ) Пешеходов пропустите! ( Прыжки на месте. ) - «Пешеходный переход». - На дорогах отводят места, где пешеходы переходят проезжую часть. Чтобы предупредить об этом водителей, на некотором расстоянии от пешеходного перехода устанавливают этот знак. - «Дети»- Этот знак устанавливают у школ, детских садов, детских парков. Он предупреждает водителей о том, что в таком месте на дороги могут появиться дети. Водители проезжают по этому участку дороги с особой осторожностью на пониженной скорости. - Отгадайте, о каком знаке эти стихи. Школьница и школьник. Забежали в треугольник, Все водители на свете понимают- это. . . - «Крутой подъем» и «Крутой спуск»- На дорогах часто встречаются крутые подъемы и спуски. В этих местах надо ехать с особой осторожностью. - «Прочие опасности». - О тех местах дороги, где имеются выступы скал, обрывы, предупреждает этот знак. Водители должны снижать скорость движения. - О чем предупреждают эти знаки? ( разобрать знаки) - Отгадайте загадки: 1. Знак «дорожные работы». Чинит здесь дорогу кто- то. Скорость сбавить нужно будет, Там ведь на дороге люди. ( Знак «Дорожные работы») 2. Бродят здесь посреди дороги Лоси, волки, носороги. Ты, водитель, не спеши, Пусть сперва пройдут ежи! ( Знак «Дикие животные») 7) Вопросы: Какую форму имеют предупреждающие знаки. О чем они говорят? О чем предупреждает знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»? Где его устанавливают? О чем он предупреждает знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»? Где устанавливают знак, на котором нарисованы дети? О чем говорит знак «Пешеходный переход»? О чем предупреждает знак «Опасный поворот»? Занятие в старшей группе на тему: " Правила поведения на дорогах и улице" ( ноябрь) Цель: Знакомства с правилами поведения на улице для пешеходов – когда и где можно переходить улицу; правила безопасности на транспорте, активизация словаря, воспитание ответственности, внимательности, развитие речи, памяти, логического мышления. Словарная работа: проезжая часть, тротуар, зебра, подземный переход, пешеход, пассажир. Оборудование: Модель светофора. Нарисованная дорога с зеброй. Ход занятия: Сегодня наше занятие посвящено правилам дорожного движения. Скажите, а для чего нужны правила дорожного движения? А какие роли может выполнять человек на дороге? ( пешеход, водитель, пассажир. ) Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди начали селиться в городах. Автомобилей тогда еще не было, но по улицам ездили повозки на колесах, запряженные лошадьми и быками, но пешеходы и транспорт уже тогда мешали друг другу. В конце концов, пешеходы и водители поделили улицу. Середину отдали машинам, - п роезжая часть, а края пешеходам- тротуар. А чтобы на дороге был порядок, чтобы никто не ездил, и не ходил, как попало, разработали правила дорожного движения, обязательные для всех. Как называется дорога для машин? Как называется дорога для пешеходов? Даже самый маленький ребенок должен знать некоторые правила дорожного движения. Отгадайте загадку. Загадка о светофоре. Воспитатель показывает модель светофора. Для чего нужен светофор? Какие цвета у светофора и что они обозначают? Совершенно верно. Если свет зажегся красный, Значит двигаться опасно, Свет зеленый говорит, « Проходите путь открыт». Светофоры горят не только для пешеходов, но и для водителей. Чаще всего на дороге стоят 2 светофора. Один для пешеходов, другой для водителей. Скажите на какой свет машины едут, а на какой стоят? А можно переходить дорогу на красный свет если нет машин? ( нет) Светофоры очень нужны на улице: ведь машины едут в разные стороны и людям надо переходить дорогу, а светофор своими огнями управляет движением. Его все должны слушаться. А сейчас поиграем в улицу. Воспитатель выносит модель светофора. Правила игры просты. Выполняй закон простой: Красный свет зажегся- стой! Желтый вспыхнул- подожди, А зеленый свет – Иди. Но светофоры ставят только на тех дорогах, где большое движение, а как же узнать, где можно переходить улицу. Какие еще знаки помогают пешеходу? Послушайте стихотворение: Зебра в Африке живет, Полосата очень, Воду пьет, траву жует, Порезвиться хочет А на улице у нас, Здесь на перекрестке Точно зебра, в самый раз- Переход в полоску. Этот переход обозначен широкими белыми полосками, которые расположены поперек дороги и называется он зебра. Переход дороги по зебре не исключает осторожности и внимательности. Зебра – не зеленый сигнал светофора. Этот переход сделан для того, чтобы пешеходы видели, где переходить улицу, водитель транспорта мог заранее снизить скорость, чтобы уступить дорогу. Поэтому пешеход встает у зебры и ждет, когда машины уступят дорогу. Мальчики занимают проезжую часть, а девочки тротуар. Давайте поиграем. Мальчики будут водителями на дороге, а девочки пешеходами. И посмотрим как же вы запомнили правила перехода дороги по зебре. По сигналу воспитателя мальчики начинаю движение по дороге. Где еще можно переходить улицу? ( подземный переход) . Мы с вами поговорили о важных правилах для пешеходов. А теперь поговорим какие же правила поведения есть для пассажиров. А кто такие пассажиры? Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? ( автобус, троллейбус, трамвай) Вы конечно же вместе с родителями ездили на транспорте и значит были пассажирами. Казалось бы ничего сложного здесь нет, но на самом деле я часто вижу, что даже взрослые нарушают правила поведения для пассажиров. Вот например недавно я стояла на остановке и видела как люди поджидая транспорта выходили на проезжую часть. _ - Правильно ли они поступали? Как вы думаете. Почему? Если кто- то из них упадет, автобус не успеет остановиться он обязательно проедет еще несколько метров и случиться беда. Поэтому нельзя выходить на проезжую часть. Из- за того, ч то машина не может остановиться мгновенно, случались несчастные случаи с детьми, когда они нарушали другое правило: Не играй вблизи проезжей части. А если вдруг случилось, что игрушка попала на дорогу не в коем случае не кидайтесь за ней. Пусть лучше под колесами машины пострадает игрушка, чем вы. Итак, можно ли выходить на дорогу, ожидая транспорт? Можно ли играть рядом с проезжей частью? Можно ли бежать за игрушкой на дорогу? - А когда вы вошли в транспорт, Что нужно сделать, чтобы не упасть во время движения? А еще в транспорте нельзя громко разговаривать, громко смеяться. Почему? Итак, и пешеходы, и пассажиры, и водители должны быть очень внимательными, чтобы не случилась беда. Где можно переходить улицу? Как нужно себя вести, в транспорте? Можно ли играть на дороге? Подведение итогов. Дается оценка работы детей в течени и всего занятия. Занятие в старшей группе на тему: «Велосипед- мой друг»( декабрь) Программное содержание: Расширять представление о велосипеде. Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме. Уметь определять места игр и катание на велосипеде. Материал: слайды по данной теме; дорожные знаки; велосипеды. Методические приёмы: демонстрация иллюстрации по слайдам; показ способов действия. Предварительная работа: рассматривание картинок «Велосипед»; наблюдение на прогулке; беседы с детьми из личного опыта «Как я катался на велосипеде»; дидактическая игра «Собери дорожный знак», чтение художественной литературы. Ход занятия: ( проводится в музыкальном зале, дети заходят под музыку и садятся на стульчики) Ребята, наш город очень красивый и природой и людьми и движением. Но иногда движения машин могут привести к авариям. Чтобы жить безопасно, нужно научиться и правильно уметь вести себя в различных ситуациях. Мы ещё маленькие, и не имеем право садиться за руль автомашины. Поэтому, для нас созданы маленькие машины, а также и велосипеды. Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. А знаете- ли вы, что для езды на велосипеде есть свои правила безопасности. Наше занятие по теме: отгадайте загадку. Мне загадку загадали Что это за чудеса? Руль, седло и 2 педали 2 большущих колеса У загадки есть ответ Это мой …Велосипед. Правильно! Вам интересно узнать, из сего состоит велосипед? Показ( 3 слайда) хоровые ответы детей. А сейчас я проверю, как вы запомнили части велосипеда, поиграем в игру «Назови недостающею часть» Игра «Назови недостающею часть»( слайд 4, 5, 6, 7) индивидуальные ответы детей на закрепления части велосипеда. Дальше проводится игра по желанию воспитателя( кто слабо отвечал на вопросы) «Кто быстрее соберет велосипед»( дети собирают из разрезанного 6 частей плакат нарисованным – велосипед) Молодцы! Знаете ли вы историю происхождения велосипедов? Слушайте внимательно. Первые велосипеды появились в Германии 1818г – их называли « костротрясам ». Затем в Шотландии 1830г – их называли «паук», потому, что заднее колесо было больше переднего и велосипедистам неудобно было ездить, было опасно. Через 30 лет во Франции 1860г – неудобно располагался руль. И уже через 20лет появились более безопасные велосипеды. С тех пор стал развиваться велосипедный спорт( слайд 8) . Интересно? Так я вас сейчас познакомлю и покажу разные виды велосипедов( слайд 9) . 1) цирковой, 2) двухместный, 3) горный, 4) спортивный. Появляется Незнайка( заезжает в музыкальный зал на велосипеде задом наперёд и поёт песню) . Незнайка: Здравствуйте мои друзья, узнали вы меня? Вот приобрёл велосипед, хочу покатать своих друзей. Воспитатель: Незнайка, ты неправильно, катаешься на велосипеде, задом на перед. Ты разве не знаешь для чего нужно вот это часть велосипеда? Незнайка: Нет, не знаю. ( п оказывает сиденья детям – дети отвечают) . Затем Незнайка показывает для чего руль, педали, колёса, сигнал… дети объясняют значения частей велосипеда. После этого Незнайка садиться на велосипед, и уезжает, но воспитатель останавливает его и предлагает посидеть с нашими ребятишками на занятии. Воспитатель: Что бы мы катались безопасно, мы должны учить правила дорожного движения при катание на велосипеде( слайд 10) . 1. Не катайся в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. 2. Выбирай проезжую часть, более безопасный путь дороги. Кататься можно на детской площадке. 3. Катясь с горы, смотри только вперёд перед собой, не оглядывайся назад( слайд 11) . Выходя на улицу, мы становимся, кем – пешеходами, кто сидит за рулём автомашин – водителями, кто на велосипеде – велосипедистами. Для того, чтобы небыли происшествии на дорогах, для нас существуют – дорожные знаки. Так вот, для велосипедистов тоже существуют дорожные знаки. Посмотрите на них и скажите назначения этих знаков( слайд 12) велосипедная дорожка движение запрещено пересечение с велосипедной дорожной. Ну а сейчас, физкультминутка для ум ных, для самых ловких и сообразительных. . ( слайд13) На чём ехал Емеля к царю во дворец? ( слайд14) Что подарили родители дяди Фёдора Печкину? ( слайд15) Какой личный транспорт у бабы Яги? ( слайд16) На чём летал старик Хаттабыч? Молодцы! А знаете ли вы? Где можно кататься на велосипеде? ( слайд17) . Велосипедной дорожке или на детской площадке. Как правильно везти ребёнка на взрослом велосипеде? ( слайд18) . Оборудованным специальным сидением. Самое главное правило, перед тем как садиться на велосипед нужно проверить его( слайд19) . Проверить состояние тормозов и руля. Перед вечернем катанием проверяются ещё световозращаюшие катафоты. Молодцы, на этом наше занятие закончилось. Катание на велосипедах по заданиям по подгруппам, выполняя задания. По извилистой дорожке, к то медленнее доедет до флажка, п о развороту в сторону. Конспект занятия в старшей группе на тему: " Городской транспорт" ( январь) Цель: формирование представлений о видах наземного транспорта. Задачи: познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, специальный; назначение транспорта. Формировать интерес к технике. Формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «транспорт специального назначения», формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт». Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Материал: фильм о городе, книга с различным видом транспорта, картинки с изображением различного вида транспорта, цветные круги( красный, зеленый, желтый) . Белый круг большего размера. Клей по количеству детей. 6 Ход занятия: Слева стоит мультимедийная установка. По центру магнитная доска. Перед ней стулья для детей. Справа расположены 4 стола. На первом столе картинки с изображением различного вида транспорта. На остальных по одному кругу из картона и клей по количеству картинок, которые будут наклеены на данный круг. Дети стоят полукругом, воспитатель по центру перед ними. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Дети, вы любите путешествовать? Ответы детей: Да. Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию по нашему городу. Вы согласны? Дети: Да. Воспитатель: Давайте пройдем к экрану и посмотрим фильм о нашем городе. Дети смотрят кадры фильма. Воспитатель во время просмотра спрашивает детей, что они видят( улицы города, дома, пешеходов, разные виды транспорта) . Воспитатель: Дети, вам понравилась экскурсия? Ответы детей. Воспитатель: Что вы увидели на улицах города? Ответы детей: улицу, дорогу, деревья, людей, машины. Воспитатель: А какие машины ехали по улице? Ответы детей: легковые, автобусы, грузовики и т. д. Воспитатель: Верно по улице ехал транспорт. Дети, а для чего нужен транспорт? Ответы детей: перевозить людей, грузы, тушить пожар, ездить к больным и т. д. Воспитатель берет самодельную книгу «Мы едем, едем, едем…» Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам еще кое- что интересное. Это – книга. Хотите посмотреть о чем эта книга? Дети: да. Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и внимательно рассмотрим эту книгу. Воспитатель: ( открывает первую страницу) Давайте посмотрим, что изображено на первой странице. Какой транспорт вы видите на картинке? Ответы детей: легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус. Воспитатель: Правильно, этот транспорт, который двигается по дороге и перевозит пассажиров – пассажирский транспорт. А теперь давайте посмотрим транспорт, который двигается по дороге и перевозит грузы( переворачивает страницу) . Ребята а вы знаете, что такое «груз»? Ответы детей: это кирпичи, песок, стулья, посуда и т. д. Воспитатель: Правильно, это все называется «груз» и перевозки его предназначены грузовые машины, которые изображены на данной странице. Какие машины вы видите? Ответы детей: грузовик, фургон, цистерна, камаз, рефрижератор. Воспитатель: Это грузовой транспорт. Посмотрим следующую страницу. Какие машины изображены здесь? Ответы детей: пожарная машина, полицейская машина, машина скорой помощи, машина МЧС. Воспитатель: такой вид транспорта мы используем в специальных случаях: при пожаре или если мы заболели, и такой вид транспорта называется транспорт специального назначения. Ребята, понравилась вам книга? Ответы детей: Да. Воспитатель: Дети, а какие виды транспорта вы увидели. Ответы детей: пассажирский, грузовой, специального назначения. Воспитатель: А как называется человек, который управляет транспортом? Ответы детей: Водитель, шофер. Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем водителями. Физминутка «Транспорт» На улице нашей Машины, машины. Машины- малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. — Эй, машины, полный ход! Я — примерный пешеход: Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. Дети двигаются и з одного конца группы в другой, д ержа в руках воображаемый руль, д елают разворот, двиг аются в противоположную сторону, м аршируют. Воспитатель подводит детей к столу с картинками. Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много интересных картинок. Давайте сейчас каждый из вас выберет по одной картинке, с изображением автомобиля, которые ездят по улицам нашего города. На столе лежат картинки, с изображением различного вида транспорта( наземного, воздушного, водного) . Дети выбирают. Воспитатель просит каждого из детей рассказать, что за картинку он выбрал и для чего предназначен данный вид транспорта( пассажирский, грузовой, специальный) . Воспитатель подчеркивает это у каждого из детей. Воспитатель: Дети, а у меня для ваших автомобилей есть специальные гаражи. Давайте сейчас у кого пассажирский транспорт подойдет и поставит его в зеленый гараж, грузовой – в желтый, специальный – в красный. Дети клеят картинки на круги. Воспитатель вывешивает круги на мольберт. Дети садятся перед ним. Воспитатель: Ребята, какой вид транспорта на зеленом круге? Ответы детей: пассажирский. Воспитатель: какой вид транспорта на желтом круге? Ответы детей: грузовой. Воспитатель: какой вид транспорта на красном круге? Ответы детей: транспорт специального назначения. Воспитатель: Что общего у всех этих машин? Ответы: есть колеса, руль, мотор, ездят по земле. Воспитатель: Ребята, все ваши ответы верны. У всех этих машин много общего. Но самое главное, что весь он передвигается по земле. И мы с вами можем поставить их в один большой гараж, потому что все эти автомобили мы называем «наземный транспорт». Воспитатель перемещает 3 круга на один большой. Воспитатель: Итак, ребята, как можно назвать все эти машины одним словом? Ответ детей: наземный транспорт. Итог занятия: Воспитатель: Ребята, все вы молодцы и теперь вы знаете, что наземный транспорт можно разделить на пассажирский транспорт, грузовой транспорт и транспорт специального назначения. Мы наш «гараж» вывесим в группе, и вы сможете дополнять его новыми картинками. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в страну дорожных правил»( февраль) Цель: закрепление знания детей о прави лах дорожного движения, о многополосном жвижении. Задачи: закрепить знания детей о правилах перехода улицы, о правилах движения на велосипедах и автобусах, о пользовании пешеходным переходом и игровыми площадками вдали от проезжей части, о сигналах светофора и их обозначении; - развивать мышление, внимание; - воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь. Материалы и оборудование: - конверт с письмом; - звукозаписи; - макет светофора; - дорожные знаки «пешеходный переход», «автобусная остановка», «велосипедная дорожка»; - материалы дидактической игры «Учим дорожные знаки». Предварительная работа: - беседа о правилах дорожного движения, о их значении в жизни человека; - чтение литературы( Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете»; М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода») ; - дидактические игры «Учим дорожные знаки», «Азбука безопасности». Ход занятия: 1. Организационный этап. Дети заходят в зал и садятся на стульчики, стоящие полукругом. 2. Подготовительный этап. Ведущая. ( Стук в дверь. ) Кто- то к нам стучится … П ришло письмо. Давайте его прочитаем: «Мы, жители страны Дорожных Правил, находимся в беде. Помеха- Неумеха заколдовала Светофор. Теперь он не работает, и у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам! » Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных Правил? Дети. Да! Ведущая. Ну что же, тогда не будем терять времени и отправимся в путь( звукозапись; дети встают друг за другом паровозиком и совершают один круг по залу) . 3. Основной этап. Кот. ( в бегает в зал) Здравствуйте! Это вы решили помочь жителям страны Дорожных Правил в их беде? Ведущая. Да! А вы кто? Кот. Я ученик светофорных наук – Кот. Можно тоже пойду с вами? Ведущая. Конечно… А- а, вот мы уже и пришли! Ребята, посмотрите: С виду грозный и серьёзный, Очень важный светофор. С перекрёстка Он глядит на нас в упор. Всё, что хочет он сказать, Мы умеем по глазам его читать! Различать должны мы ясно – Цвет зелёный, жёлтый, красный. Только сейчас светофор не указывает нам ничего, не мигает. Кот. Открою вам одну тайну: я знаю, как спасти Светофор. Нужно сказать такие волшебные слова: «Светофор, Светофор, отзовись, от Помехи- Неумехи возвратись! » Дети. ( п овторяют, но ничего не происходит) . Кот. А- а, я понял, почему ничего не получается. Вы ведь правил дорожного движения не знаете. Ведущая. Как это не знаем? ! Знаем, да, дети! Кот, а ты сам- то знаешь правила дорожного движения? Кот. А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь! Ведущая. А вот мы это сейчас и проверим. Садитесь, ребята. Скажи, пожалуйста, Кот, как надо переходить дорогу? Кот. Как- как … Н а четырёх лапах. Ведущая. Ребята, правильно он ответил? Дети. Нет! Ведущая. А как надо? Дети. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. Если рядом есть обозначенный пешеходный переход, надо переходить по нему. Ведущая. Правильно. Пешеход, пешеход! Помни ты про переход! Знай, что только переход От машин тебя спасёт. Какой дорожный знак указывает на пешеходный переход? Дети. ( п оказывают) . Ведущая. А почему нельзя перебегать через улицу перед близко идущим автомобилем? Дети. Можно не успеть перейти. А ещё сзади той машины может оказаться ещё одна, которая станет обгонять первую. Ведущая. А тебе, Кот, другой вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы? Кот. Надо обойти автобус. А ещё проще – пролезть между колёсами. Ведущая. Ребята, поможем Коту, он совсем запутался. Дети. Надо подождать, пока автобус отойдёт. Внимательно посмотреть по обеим сторонам дороги и затем переходить. Если рядом есть обозначенный пешеходный переход, надо переходить по нему. Ведущая. А где надо ожидать транспорт? Дети. Там, где имеется знак «автобус». Ведущая. А теперь, Кот, ответь: можно ли играть на проезжей части? Кот. Смотря во что. В шахматы нельзя. Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Ещё как! Столько места. Ведущая. А вы, ребята, согласны с Котом? Дети. Нет! Можно попасть под машину. Ведущая. На дороге и вблизи её – не играть, не кататься, Если ты хочешь здоровым остаться! Кот. Что это вы всё меня спрашиваете, а я вот возьму и вас сейчас спрошу. По какой дорожке можно ездить на велосипеде? Дети. По пешеходной, на которой знак, обозначающий «велосипед». Кот. А вам одним можно переходить улицу? Дети. Только со взрослыми или старшими братьями и сёстрами. Кот. Отгадайте загадки: Чтоб тебя он подвёз, ему не нужен овёс. Накорми его бензином, на копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, подбежит …( автомобиль) . На двух колесах я качу, Двумя педалями кручу. ( велосипед) . Что за чудо – синий дом! Окна светлые кругом. Носит обувь из резины, А питается бензином. ( автобус) . Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик. ( регулировщик) . Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день, и ночь Зелёный, жёлтый, красный. ( светофор) . Кот. А знаете ли вы, что обозначают сигналы светофора? Дети. Красный – СТОЙ! Жёлтый – ЖДИ! А зелёный – ПРОХОДИ! Ведущая. А наши дети, Кот, знают, что красный и жёлтый цвет светофора – это… Дети. Запрещающие обозначения. Ведущая. А зелёный? . . Дети. Разрешающий. Кот. Ну, какие же вы молодцы! А может тогда и мне поможете? Вот у меня картинки, а какие знаки сюда надо поставить? ! . . . Да и знаков- то я не знаю. Дети. ( в ыставляют на карточках знаки и комментируют) . Кот. Спасибо, вы многое знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Давайте ещё раз попробуем произнести волшебные слова: «Светофор, Светофор, отзовись, от Помехи- Неумехи возвратись! » Дети. ( п овторяют) . Появляется Светофор. Светофор. Я трёхцветный светофор, Вам помощник на дороге, Чтоб дорогу перейти, На меня- ка посмотри. Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно. Жёлтый свет – предупрежденье, Жди сигнала для движенья. Свет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт». Спасибо, друзья, что вы выручили меня. И сейчас я хочу вместе с вами поиграть. Ведущая. Сейчас мы проверим, умеете ли вы быть внимательными. ( Переключаются сигналы на светофоре: на зелёный цвет дети легонько притопывают ногами, имитируя ходьбу; на жёлтый хлопают в ладоши; на красный соблюдают полную тишину) . 4. Итоговый этап. Светофор. Спасибо, друзья, что вы, что спасли всех нас. Ведущая. Мы совершили сегодня хорошее дело – спасли от Помехи- Неумехи Светофор и всех жителей страны Дорожных Правил. На улицах не будет больше беспорядка. Ну, а нам пора возвращаться домой. Дети. ( з вукозапись; дети встают друг за другом паровозиком и совершают один круг по залу) . Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дорога с несколькими полосами движения. Регулировщик». ( м арт) Задачи: а) обучающие: закрепить ранее полученные знания; переходить в специально- отведенных местах, соблюдая сигнал светофора, ориентируясь на дорожные знаки и разметки. Познакомить с работой постового регулировщика, новым понятием «жезл», научить понимать жесты регулировщика. б) развивающие: содействовать в развитии настойчивости, в решении проблемных задач посредством логически- поискового мышления; в) воспитательные: воспитывать самостоятельность, целеустремленность. Словарная работа: активизация словаря – дорога, пешеход, светофор, пешеходная дорога, разметка; Введение в словарь детей новых слов – регулировщик, жезл. Методические приёмы: объяснение, рассказ, вопросы, загадки, игра, беседа. Предварительная работа: целевые прогулки на перекресток, на дорогу с многополосным движением; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; дидактические настольные игры. ПРИЛОЖЕНИЯ: слайды, дорожные знаки. ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ: «Регулировщик» Ход занятия: Дети сидят на мягких модулях, входит Баба- Яга. Б- Я: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? ( слайд №1) Дети: Да. Баба- яга! Вос питатель: Наша Б- Я чем- то огорчена и смущена. Расскажи, что с тобой случилось? Б- Я: Со ступой летать хорошо по воздуху, а без ступы мне страшно переходить дорогу. Я не знаю правил дорожного движения, научите меня, ребята! Вос питатель: Ребята, научим Б- Я правильно переходить дорогу? Дети: Да, научим! Вос питатель: А где нужно переходить дорогу? Дети: По пешеходной дорожке. ( с лайд № 2) Вос питатель: Правильно, а еще с помощью чего можно перейти дорогу? Дети: С помощью светофора. ( слайд № 3) Вос питатель: На какой свет светофора можно перейти дорогу? Дети: На зеленый свет. ( с лайд № 4) Б- Я: А я видела дорогу с пунктирными линиями. Что это за линии Вос питатель: Ребята, мы знаем, что машины двигаются как в одном направлении, так и в обратном направлении, и на этой широкой дороге есть пунктирные линии. ( слайд № 5) Значит, ребята, если на дороге есть такая разметка, машины могут двигаться в несколько рядов, она называется многосторонняя дорог а( слайд № 6. Игра « Найди различия». ( слайд №7) Б- Я: Если нет ни светофора, ни пешеходной дорожки, как тогда переходить дорогу? Вос питатель: Ребята, как нам быть в этом случае? Давайте мы с помощью загадки отгадаем разгадку. - Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой, Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул, Вы видали, вы видали Все машины сразу встали Дружно встали в три ряда И не едут никуда. Кто это? ( слайд № 8) Вос питатель: Правильно, а как он регулирует движение на дороге? Об этом мы узнаем из нашей « Регулировщик», где мальчики и девочки будут «машинами», а Б- Я- пешеходом, я- вашим регулировщиком. Запоминайте: Если я к вам стою спиной, тебе Б- Я переходить улицу нельзя; Если я стою к вам правым или левым боком – путь для Б- Я закрыт, а для машин открыт; Если у меня поднята рука вверх, то машины ждут, а Б- Я идет. - Ты запомнила, Б- Я? Б- Я: Да. Вос: С помощью чего он регулирует движение на дороге? ( слайд № 9) Дети: С помощью жезла. Вос: А теперь Б- Я мы хотим проверить твои знания. Отгадай загадку: - Чудовище трехглазое на мостовой стоит Кому стоять, кому идти, Оно нам говорит. Б- Я: Светофор. Вос: Назови одним словом: а) человек, переходящий пешеходную дорожку? ( пешеход) б) милиционер на перекрестке? ( регулировщик) - Ну, что, Б- Я, теперь ты сможешь перейти дорогу? Б- Я: Да, спасибо вам, ребята, до свидания. До новых встреч! ( слайд №10) Занятие по изучению правил дорожного движения в старшей группе на тему: «Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке»( апрель) Программное содержание: Учить детей различать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»; Расширить представление о назначении дорожных знаков, используя дорожную ситуацию; Продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу; Развивать мышление, внимание и память, пополнять активный словарь; Воспитывать культуру поведения на дороге, дисциплинированность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. Методические приемы: Художественное слово; Сюрпризный момент – приход гостя – Светофора. Вопросы к детям; Показ слайдов; Дидактические словесные игры, игра малой подвижности; Проблемная ситуация( «Какой пешеходный переход безопаснее? ») ; Физкультминутка; Наглядный материал; Работа со схемами; Поощрение. Предварительная работа Изучение правил дорожного движения; Проведение дидактических игр; Рассматривание конкретных дорожных ситуаций; Рассматривание иллюстраций; Отгадывание загадок; Разучивание стихотворений; Работа с картами – схемами. Словарная работа: Новые слова: дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»; Опорные слова: дорога, тротуар, транспортный и пешеходный светофор, улица, перекресток, пешеход, дорожные знаки, пешеходная дорожка, проезжая часть, транспорт. Оборудование: Дидактическое оснащение: компьютер, диапроектор, слайды, напольный перекресток, напольный дорожный знак «Пешеходный переход», дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», мяч, костюм Светофора. Раздаточный материал: карточки- схемы, закладки для книг. Ход занятия: Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель. Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы угадайте, кто сегодня к нам придет в гости. Загадка. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю И тебе хочу помочь. Дети: Это светофор. Входит Светофор. Светофор. Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок! Скорей становись со мною в кружок. Для вас приготовил игру я с мячом, Ваши ответы станут ключом. Игра с мячом «Кто лучше знает правила дорожного движения» Вопросы: Где должен ходить пешеход? Дети: п о тротуару, по специально отведенному месту, по пешеходной дорожке Где едут машины? Дети: по дороге, по проезжей части Где можно перейти улицу? Дети: По переходу, по «зебре», там, где есть светофор Какие виды светофора вы знаете? Дети: для пешеходов, для автомобилей Опасно играть рядом с дорогой? Дети: Да Как по- другому называется пешеходный переход? Дети: Зебра. Воспитатель: А может быть, кто- нибудь из вас расскажет стихотворение о светофоре? Ребёнок( заранее подготовленный) : Знайте, взрослые и дети, Знай, дитя- подросток: Где дороги скрещены, Это- перекресток, Пешие, водители, Будьте очень бдительны. Воспитатель: Молодец! Воспитатель: Дети, что вы видите на этом слайде? Дети: - Перекресток. - Зебру. - Светофоры. Воспитатель: Какие здесь светофоры? Дети: для пешеходов и транспорта. Воспитатель: Кто мне скажет, чем они отличаются? Дети: у пешеходного – 2 сигнала, а у транспортного – 3 сигнала. Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: А кто мне скажет, что такое перекресток? Дети: Перекресток – это то место, где пересекаются две дороги. Светофор. А сейчас, ребята, я вас познакомлю с новыми знаками. Знак «Пешеходный переход» Светофор. Внимательно посмотрите на этот знак. Какого он цвета? ( синий, голубой) Какой формы? ( квадрат, прямоугольник) Что на нем изображено? ( В белом треугольнике идет человек по переходу) Это знак «Пешеходный переход», он помогает нам перейти улицу. Светофор. Ребята, перед вами макет перекрестка ( показывает на напольный перекресток) и наш новый знак «Пешеходный переход». Давайте перейдем перекресток правильно. Физкультминутка. Дети, стоя, выполняют движения под текст. Сперва налево погляжу, Иду до середины, Потом смотрю внимательно Направо обязательно. И если нет движения, Шагаю без сомнения. «Проблемная ситуация» Светофор. Перед вами картинки. На одной из них есть только пешеходный перехо д- «зебра», а на другой есть и пешеходный переход, и светофор. Как вы считаете, какой пешеходный переход на перекрестке безопаснее. Объясните. Арина: Тот, где есть светофор- безопаснее. Воспитатель: Почему? Дети: Потому, что в том месте, где нет светофора, по пешеходной дорожке нужно идти, оглядываясь по сторонам, потому что может выехать машина, а светофор своими сигналами указывает и машинам, и людям, когда нужно идти или ехать, а когда стоять. Воспитатель: Молодцы! Вы дали полный и правильный ответ. ( Дети садятся за столы. ) Светофор: А как быть, когда на дороге оживленное движение, пешеходного перехода поблизости нет, а перейти дорогу надо? Посмотрите повнимательнее, нет ли поблизости такого знака. Знак «Подземный переход» Подземный переход один из самых безопасных. Светофор. А вот еще один знак. Это «Надземный переход». Знак «Надземный переход» Светофор. Сейчас я проверю вашу наблюдательность. Чем схожи и чем отличаются эти знаки. Знаки «Надземный переход» и «Подземный переход» Дидактическая игра «Найди отличие» Светофор. А давайте еще поиграем. Игра малой подвижности «Переход» Дети, стоя, выполняют движения. Правила игры: Ведущий поднимает поочередно знаки: - «Пешеходный переход»- дети шагают на месте; - «Подземный переход»- дети приседают; - «Надземный переход»- дети хлопают в ладоши над головой. После игры дети садятся за столы и работают по карточкам- схемам индивидуально. Светофор: Ребята, перед вами на столе карточки – схемы. Давайте подумаем и соберем знаки правильно по образцу. Дидактическая игра «Проверь себя». ( Задание: собрать дорожные знаки по схеме на примере одного. ) Индивидуальная работа: дети сидят за столами по возрастным подгруппам Дети 4 лет: составляют из 3- х частей один знак; Дети 5 лет: составляют из 3- х частей 2 знака; Дети 6 лет: составляют из 3- х частей все три знака. Пример карточки- схемы. Светофор: А теперь взгляните на иллюстрации и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Воспитатель. Спасибо, Светофор, что ты познакомил нас с новыми знаками. А теперь послушай, как ребята их запомнили. Словесная игра «Доскажи словечко» Воспитатель. Наш ребенок очень мал, Но о многом он узнал. И дорогу перейдет. Там, где знак …. ( пешеходный переход) Через мостик он идет И дорогу перейдет, Не опасен этот ход, Знак…( надземный переход) Безопасную дорогу Выбери ты пешеход, Вниз по лестнице идет Знак …( надземный переход) Заключительная часть Светофор. Молодцы, ребята! На память о нашей встрече я подготовил вам подарки. ( Закладки для книг со знаками «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход») . До свидания! До новых встреч( Светофор уходит) Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали на занятии? Дети: о правилах дорожного движения, как правильно переходить перекресток, улицу. Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали на занятии? Дети: новые дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход» Воспитатель: что изображено на знаке «Пешеходный переход»? ( Ответ) - что изображено на знаках «Подземный переход» и «Надземный переход»? Воспитатель: При рассмотрении проблемной ситуации некоторые из вас не сразу поняли, какой из них безопаснее. Сейчас вы поняли это? При работе с картами схемами хочу отметить детей, которые без посторонней помощи собрали все 3 знака. Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо усвоили нашу сегодняшнюю тему и будет правильно переходить дорогу на перекрестке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Азбука дорожной науки. 1 класс. Под ред. Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина, К «Элодея» 1990 г. Стр. 63 Безруких М. М. Книга для педагогов и родителей. Ступеньки к школе. – М: Издательство «Дрофа», 2006 г. Стр. 256. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности. - 2001 г. Стр. 4- 10 Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. - М, «Просвещение», 1973 г. Стр. 43 Учебное пособие. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге. Под ред. Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина. Казань, 1995 г. С. 167. Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в ДОУ. Под. Ред. Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина, К азань, 1995 г. Правила дорожного движения РФ. Москва, 2009 г. С тр. 48 8. Ф. С. Майорова. Изучаем дорожную азбуку. М. , Изд- во «Скрипторий», 2003 г 3 карточки прогулок для закрепления с детьми правил дорожного движения. Целевая прогулка на перекрёсток с детьми старшего возраста. ( м ай) Карточка №19 Тема: «Наблюдение за перекрестком» Программное содержание: Познакомить детей с понятием «перекресток». Перекресток — место, где пересекаются улицы. Перекресток, который занимает большую территорию, называется площадью. Ход прогулки На очередной прогулке с детьми подойти к перекрестку и рассмотреть его. Рассказать детям, как и где нужно переходить улицу, почему ее нужно переходить прямо, а не наискось. При наличии на перекрестке линий разметки показать линии пешеходного перехода и ту часть площади, по которой разрешается переходить улицу. Вопросы к детям Как называется место, где пересекаются улицы? Что такое площадь? 2. Подвижная игра «Цветные автомобили» 3. Дидактическая игра «Перекресток» 4. Сюжетно- ролевая игра «Дорожное движение» 5. Индивидуальная работа – упражнять в распознавании и выполнении сигналов светофора. 6. Самостоятельные игры с выносным материалом Карточка №18 Тема: «Наблюдение за переходом» Программное содержание: Систематизировать и уточнить следующие знания детей: чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Их обозначают белыми прерывистыми линиями. Обычно на специальных стойках устанавливаются дорожные знаки «Пешеходный переход». При переходе улицы не следует торопиться. Прежде чем перейти улицу, необходимо убедиться в полной безопасности. Сходя с тротуара, нужно посмотреть налево, в случае приближения транспорта пропустить его и только после этого начинать переходить улицу. Дойдя до середины улицы, посмотреть направо и, если нет близко машин, закончить переход. Переходить улицу нужно спокойным твердым шагом. Пешеход не должен переходить улицу перед близко идущим транспортом. Ход прогулки Воспитатель идет вместе с детьми по улице, обращает внимание на знак «Пешеходный переход». Задает детям вопросы: Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? Какой формы знак «Пешеходный переход»? Как нужно переходить улицу? В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переход улицы? 3. Подвижная игра «Будь внимателен! » 4. Дидактическая игра «Где ошибка? » 5. Сюжетно- ролевая игра «Автобус» 6. Индивидуальная работа – упражнять в распределении знаков по группам. 7. Самостоятельные игры с выносным материалом Карточка №17 Тема: «Наблюдение за улицей» Программное содержание: Уточнить знание детьми правил поведения на улице. Ход прогулки В процессе разговора с детьми пояснить: автобусы, автомобили, троллейбусы, трамваи везут людей на работу, в школу, детсад. Когда люди едут в транспорте — они называются пассажирами, а когда идут пешком — пешеходами. Пешеходами могут быть как взрослые, так и дети. Ходить по улице разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. На улице запрещается шалить и устраивать игры. Играть можно во дворе или на специально оборудованной площадке. Во время прогулки по улице уточнить с детьми назначение тротуара, проезжей части. Обратить внимание на то, что тротуар выше проезжей части, объяснить, как правильно ходить по тротуару. Вопросы к детям Кого называют пешеходом? По какой части улицы должен ходить пешеход? Для чего нужно знать Правила дорожного движения? Где разрешается играть детям? 3. Подвижная игра «Живые знаки» 4. Дидактическая игра «Что можно и что нельзя» 6. Сюжетно- ролевая игра «Дорожное движение» 7. Индивидуальная работа – упражнять в подборе глаголов к существительному. 8. Самостоятельные игры с выносным материалом