Методические рекомендации
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников №4 «Уголёк» Методические рекомендации на тему: « С южетно- ролевые игры старши х дошкольников в соответствии c ФГОС ДО. » Подготовила воспитатель: Чебуренко О. Н. г. Мыски 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ГЛАВА 1. Условия организации предметно- развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно- ролевых игр старших дошкольников …………… … … …. …3 ГЛАВА 2. Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников …………………………………………………………………………9 2. 1 Методические рекомендации по проектированию предметно- развивающей среды для организации сюжетно- ролевой игры старших дошкольников ……………………………………………………………………. …. . 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………. . . …. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………. . . …. 17 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания- творческий процесс, и задача педагога- поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Психологи и педагоги А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л. С. Выготского о воображении, как основе творчества. Особенности сюжетно- ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов. Предметно- игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых – организация предметно- игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка- дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования. В нашем исследовании рассматривалась более узкая часть предметно- развивающей среды – среда предметно- игровая, изучалось ее влияние на развитие сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. При изучении психолого- педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно- развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, и недостаточным оснащением помещений в ДОУ. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Предметно- развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно- ролевых игр старших дошкольников». Объект исследования: организация предметно- развивающей среды для старших дошкольников. Предмет исследования: психолого- педагогические условия организации предметно- развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно- ролевых игр старших дошкольников. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать требования к организации предметно- развивающей среды для проведения сюжетно- ролевых игр старших дошкольников. Гипотеза исследования: при организации предметно- развивающей среды для проведения сюжетно- ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия: среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; среда должна регулярно обогащаться. ГЛАВА 1. Условия организации предметно- развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно- ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО При организации предметно- развивающей среды для проведения сюжетно- ролевых игр одним из условий является обеспечение выполнения средой некоторых функций. Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых( Г. Н. Любимова, С. Л. Новоселова) ; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать" зоне актуального развития" самого слабого и находиться в" зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Для того чтобы предметно- развивающая среда выполняла основные функции на этапе ее проектирования следует придерживаться следующих принципов( по В. А. Петровскому) : дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком" глаза в глаза" , установления оптимального контакта с детьми; активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы; комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ре бенка и взрослого, осуществляемо й при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству; эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов( в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ; открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному" Я" ) ; половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Другим условием организации пре д метно- развивающей среды является непрерывное ее обогащение. Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение. Развивающая среда, может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, залов( музыкального, физкультурного) , и более динамичной, например, оформление зала, групповой, вестибюля для какого- то конкретного праздника, досугового мероприятия, на время постановки сказки. Еще более динамична развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и специфична для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению. Предметно- развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно- образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития. Все компоненты предметно- развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно- пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно- развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду, необходимо помнить: — она должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, — предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Игра старши х дошкольников, как правило, кол лективна я. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества – освоение. Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Под предметно- развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения- опора на личностно- ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно- развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции. Одна из функций носит информативный характер, другая- развивающий. Предметно- развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта. Создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. ГЛАВА 2. Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников Выявление уровня сформированности игровых навыков проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №4 «Уголек» г. М ыски. В эксперименте приняли участие 14 детей, в возрасте 5- 6 лет. Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников. Задачи: 1. Подобрать необходимый диагностируемый материал. 2. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников. 3. Проанализировать полученные результаты. Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р. Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? ( ответы детей) . А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса. Также проводились наблюдения и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей. Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: 1. Распределение ролей; 2. Основное содержание игры; 3. Ролевое поведение; 4. Игровые действия; 5. Использование атрибутики и предметов- заместителей; 6. Использование ролевой речи; 7. Выполнение правил. В ходе наблюдения за играми детей, которые возникали спонтанно, стоит отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков, преобладали такие игры, как « в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: человек- паук, трансформеры и др. , у девочек: дочки- матери, больница, магазин. Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных ими книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма. В игре мальчика соединилось содержание двух мультфильмов — «Про бегемота, который боялся прививок» и «Летучий корабль». Сюжет не продуман заран ее и развивался ассоциативно: он связан с попавшейся на глаза игрушкой( зеленой машиной) , то с воспоминаниями о персонаже из сказки( водяном) и т. д. Сменяющие друг друга яркие образные представления дали возможность возникнуть подобной сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета представляла собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника. Зачастую игры детей( особенно мальчико в) сводились к малой двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом( например, игра в войну) . Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по- новому конкретизировать сюжет( «Ты неправильно играешь! », «Не так надо играть! ») . Например, Аня расставляет на ковре вокруг четырех маленьких коробок- столиков игрушки( кукол и зверей) : это дети в детском саду. Большая кукла выступает в роли воспитателя: «Вова! Не болтай ногами! Лена, ты почему хлеб накрошила на пол? Подбери и больше не сори! — сурово произносит Аня, «озвучивая» роль воспитателя. — А теперь все собрались и построились. Дежурные протирают столы. Сейчас все пойдем в лес». «Ой, Мишка спрятался! — продолжает девочка уже собственным голосом. — Он не хочет в лес! Его забрать хотели сегодня пораньше». «Мишка, мы тебе поможем! — сказали гномики( за гномиков Алина пищит тоненьким «добрым» голоском) . — Мы тебя спрячем! » Игра продолжалась: гномики приносят волшебную палочку. Мишка становится очень маленьким и прячется в мышиную норку. Все дети и воспитатель уходят в лес, а Мишка остается в детском саду. Мышата и гномики показывают ему подземный ход, он пролезает через него и встречает свою маму. Вместе с мамой они идут к морю, собирают ракушки, встречают золотую рыбку и загадывают желания. . . В целом игра длилась более часа. Этот пример показал, как в игре девочки причудливо переплетались знакомые ей бытовые сцены и сказочные, фантастические события. Звучала ролевая речь( за различных героев) и повествовательная, выполняющая организующую функцию. В игре действовали игрушечные звери, куклы, воображаемые мышки. Сама Аня не брала на себя никакой конкретной роли, а поочередно выступала в ролях всех персонажей. Наблюдения показали, что режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих или вообще не посещающих детский сад. Они вынуждены играть одни — ведь у них нет партнера. Некоторые испытуемые играли в одиночку из- за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная. Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям. Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с участием, как мальчиков, так и девочек замечено не было. Стоит отметить, тот факт, что четверо испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т. е. игру с самим собой. Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу: 1. Сюжетно- ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; 2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами; 3. Вопросу обогащения и организации сюжетно- ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значительного времени. 4. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам. Таким образом, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников. 2. 1 Методические рекомендации по проектированию предметно- развивающей среды для организации сюжетно- ролевой игры старших дошкольников В ходе проектирования предметно- развивающей среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи: изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно- развивающей и предметно- игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ; разработка рекомендаций по созданию предметно- развивающей и предметно- игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) ; комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно- развивающей среды; приобщение дошкольников к активной предметно- преобразовательной деятельности в интерьере. Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно- методических и игровых материалов. В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры. Подобранные с учетом санитарных и психолого- педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно- уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести" изюминку" в интерьер каждого помещения. Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства: • сюжетно- ролевых игр" Мы играем" ; • сенсомоторного развития" Мир под рукой" ; • уединения" Мой маленький домик" ; • безопасности; • конструирования" Маленькие строители" ; • физкультурно- оздоровительный" Мы – спортсмены" ; • театрализованный" Играем в театр" ; • краеведения; • творчества" Талантливые пальчики" ; • музыкальный; • развития речи" Будем говорить правильно" ; • групповой библиотеки" Здравствуй, книжка! " ; • песка и воды; • природы" Юные экологи" ; • экспериментирования" Юные исследователи" ; • развивающих игр" Эрудиты" . Например, собранные в центре" Эрудиты" развивающие игры, направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания( например, игры" Сложи узор" , " Логический поезд" , блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др. ) . Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами( полотно из ковролина, разлинованное на клетки) , созданными руками педагогов. Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно- ролевых игр" Мы играем" игрушки, максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту( например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья) . Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно- развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать. Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на" одомашнивание" предметной среды. При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что- то разбить или уронить. Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из- за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д. Представленные в работе рекомендации по проектированию предметно- развивающей среды будут полезны педагогам ДОУ, стремящимся повысить уровень сформированности сюжетно- ролевой игры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Под предметно- развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения- опора на личностно- ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно- развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции – информативную и развивающую. Условиями организации предметно- развивающей среды для проведения сюжетно- ролевых игр являются следующие: среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; среда должна регулярно обогащаться. Изучение уровня с формированности сюжетно- ролевой игры у старших дошкольников, показало, что сюжетно- ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. С цел ью повышения уровня сформированн ости игровых навыков у старших дошкольников нами были разработаны методические рекомендации по организации предметно- развивающей среды в ДОУ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего( полного) общего образования( утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) 3. Выписка из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10. 09. 2012 г. № 299- осн. р" О создании новой команды методистов по введению и сопровождению ФГОС НОО, ФГОС ООО" 4. Абузярова Л. А. Предметно- развивающая среда ДОУ/ / Ребенок в детском саду. – 2009. - №6. 5. Анурин В. Ф. Интеллектуальный тренинг[ Текст] / В. Ф. Анурин. - М. : " Академический Проект" , 2005г. , 15с 6. Артамонова О. Предметно- пространственная среда: ее роль в развитии личности/ / Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. . 7. Бабаева Т. И. , Гогоберидзе А. Г. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011 8. Бабаева Т. И. , Гогоберидзе А. Г. «Мониторинг в детском саду». Научно- методическое пособие. - «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011 9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка[ Текст] / Л. С. Выготский/ / Вопросы психологии. – 2006. - №6. 10. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно- игровой среды. / Творчество и педагогика( материалы Всесоюзной научно- практической конференции) [ Текст] / Н. Т. Гринявичене. – М. : Педагогика, 2006. – 311 с. 11. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду( практика развития) / / Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С. 17- 21. 12. Калинина Р. Р. Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. — СПб. : Речь, 2003. - 144 с. 13. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждени и[ Текст] / Р. А. Кирьянова/ / Дошкольная педагогика. - 2004. - №11. - С. 27- 30. 1 4. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада/ / Воспитатель ДОУ 2009 №5 15. Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Ростов- на- Дону, 2007. 16. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно- методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. – 76 с. 17. Маханева М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка/ / Дошкольное воспитание. – 2009. - №2. – С. 4- 6 18. Меремьянина О. Р. , Казанцева А. С. Предметно- развивающее пространство в ДОУ/ / Воспитатель ДОУ 2008 №7 19. Нищева Н. В Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ С ост. Н. В. Нищева. - Спб. , “ДЕТСТВО- ПРЕСС”, 2006. - 128 с. , ил. 20. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно- воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2- е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. - 119 с. 21. Новоселова, С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность[ Текст] / С. Л. Новоселова/ / Детский сад: от А до Я, 2003. - №6. - С. 43- 48. 22. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М. : Просвещение, 1993. – 216 с. 23. Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб. : « ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007. - 128 с. , ил. 24. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Воспитание дошкольников, 2008. – 208 с.