a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе

Автор: Богомаз Ольга Сергеевна Опубликовано: 2018-01-15 12:03:46

Документы для скачивания

М УНИЦИПАЛЬ НОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Организация детской проектной деятельности Название проекта: «Волшебный мир воды» Образовательные области: «Социально- коммуникати вное развитие, речевое развитее, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие» Выполнили: воспитатели МАДОУ Д/ с №9 «Ка линка» Богомаз О. С. Ткаченко О. Н. Назарово 2018 год П роект Название проекта: «Волшебный мир воды» Основное направление проекта- развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования. Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность( Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников- экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Цель проекта: развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно- экспериментальной деятельности. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с основными свойствами и состоянием воды путем организации опытно- экспериментальной деятельности. 2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого. 3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы; 4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым. 5. Активизировать словарь детей. 6. Пополнить уголок экспериментирования материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др. 7. О богатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта- Совместная деят ельность воспитателя с ребенком: опытно- экспериментальная деятельность. - Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога. - Комплексные прогулки с элементами экспериментирования. - Беседы, подтвержденные показами опытов. - Наблюдения. - Чтение художественной литературы. Планируемые результаты: - Сформированы представления о свойствах и качестве воды; - сформированы представления о значении воды в жизни человека и природы; - проявляют инициативу, самостоятельность; - проявляют исследовательские ум ения, соответствующие возрасту( задают вопросы природовед ческого характера, устанавливают причинно- следственные связи, фиксируют наблюдения, используя схемы- модели) ; - сформированы умения сотрудничать о сверстниками. Сценарий совместной деятельности по решению задач( основные шаги реализации проекта) - Выбор темы проект- Постановка проблемы- Составление плана проекта- Изучение литературы по теме проекта- Ознакомление родителей с проектом «Волшебный мир воды»- Организация предметно- развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности. - - Систематизация материала( конспекты, консультации, папки- передвижки, памятки, рекомендации) . - Подборка опытов с описанием проведения. Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта. Дети: - Н НОД  «Волшебница — вода», «Волшебное превращение капельки в снежинку». - Чтение художественной лите ратуры: « Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой, ч тение стихотворения  Г. Люшина «Капелька». - Беседы: «Что такое вода? », «Где «живет» вода? », «Что умеет вода? », «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь? ». - Опыты и эксперименты с водой «Исчезновение воды», «Вода прозрачная», «Вода может течь», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Может ли вода быть твердой? », «Окрашивание воды», «Какой формы вода? » «Тонет или нет», «Надувание мыльных пузырей»- Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».  - Рисование пальчиками « Дождик, дождик, капелька ». - П/ и «Дождик, дождик, посильней …», физкультминутка «С неба падают снежинки». Р одители: - Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. - Консультация «Роль семьи в развитии познавательно- исследова тельской активности ребенка», «Игры с водой». - Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». Итоги проекта: - пополнение центра « Экспериментирования », пластмассовыми пробирками, колбами, мерными ложками и стаканами, сыпучими веществами и др. - Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»- С оздание картотеки «Опыты и эксперименты с водой» Вид проекта: познавательно- исследовательский Состав участников: Дети: средняя группа №2 «Бур атино», количество участников 2 2 человек. Педагоги: Богомаз О. С. , Ткаченко О. Н. Родители Интеграция образовательных областей №№ пп Название образовательной области Содержание( краткое) Задачи 1 Художественно- эстетическое развитие Рисование « Дождик, дождик, капелька» У чить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.   Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения. 2 Речевое развитие Чтение художественной лите ратуры: « Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой, ч тение стихотворения  Г. Люшина «Капелька». Расширять словарный запас детей, совершенствовать умения играть совместно со сверстниками, заучивать стихотворения. Развивать долговременную память, мышление, речь детей. 3 Познавательное развитие ННОД  «Волшебница — вода», «Волшебное превращение капельки в снежинку». - Беседы: «Что такое вода? », «Где «живет» вода? », «Что умеет вода? », «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь? ». - Опыты и эксперименты с водой «Исчезновение воды», «Вода прозрачная», «Вода может течь», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Может ли вода быть твердой? », «Окрашивание воды», «Какой формы вода? » «Тонет или нет», «Надувание мыльных пузырей» Познакомить детей с основными свойствами и состоянием воды, о круговороте воды в природе. Дать новые знания о том, что вода может превращаться в пар. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной за висимости, умение делать выводы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 4 Физическое развитие П/ и «Дождик, дождик, посильней…», физкультминутка «С неба падают снежинки». удовлетворение потребности в движении, в общении, снятие напряжения, развитие внимания. 5 Социально- коммуникативное развитие Во всех видах деятельности Воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта- Изучение необходимой литературы- Привлечение родителей к пополнению центра «Экспериментирований» Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Центр « Познавайка » Подобраны иллюстрации к беседе по темам: «Что такое вода? », «Круговорот воды в природе». Центр « Рисовалочка » В данном центре находятся различные материалы: карандаши, краски, бумага, пластилин, шаблоны, раскраски по тематики проекта( где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии) . Центр « Экспериментирования » В центре подобрано оборудование для эопытов: пластмассовые пробирки, колбы, мерные ложки и стаканы, сыпучие вещества и др. Планируемое время на реализацию проекта по этапам Время года: зима Продолжительность проекта: ср едн есрочный( с 4. 12. 2017 по 17. 01. 2018 г. ) №№ пп Этап Содержание деятельности Сроки 1 Поисковый Подборка и изучение методической литературы для подготовки консультаций с родителями; Подборка опытов с описанием проведения. 2- 3 недели декабря 2 Аналитический Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 3 неделя декабря 3 4 Практический Презентационный Активная деятельность педагогов и детей: Дети: - ННОД  «Волшебница — вода», «Волшебное превращение капельки в снежинку». - Чтение художественной литературы: «Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой, ч тение стихотворения  Г. Люшина «Капелька». - Беседы: «Что такое вода? », «Где «живет» вода? », «Что умеет вода? », «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь? ». - Опыты и эксперименты с водой «Исчезновение воды», «Вода прозрачная», «Вода может течь», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Может ли вода быть твердой? », «Окрашивание воды», «Какой формы вода? » «Тонет или нет», «Надувание мыльных пузырей»- Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».  - Рисование пальчиками «Море». - П/ и «Дождик, дождик, посильней…» Родители: - Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. - Консультация «Роль семьи в развитии познавательно- исследовательской активности ребенка», «Игры с водой». - Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». Презентация проекта О формление фотовыставки « Мы – экспериментаторы» В течении реализации проекта 2- 3 неделя января 5 Контрольный Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение. 3 неделя января Организационные формы работы над проектом №№ пп Формы работы Название/ тема Сроки 1 Н НОД «Волшебница — вода» «Волшебное превращение капельки в снежинку» 4 неделя декабря 2 неделя января 2 Самостоятельная работа детей Рассматривание иллюстраций «Вода в природе» В течении реализации проекта 3 Чтение художественной литературы Чтение художественной лите ратуры: « Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой, ч тение стихотворения  Г. Люшина «Капелька». В течении реализации проекта 4 Игры Подвижные игры В течении реализации проекта 5 Взаимодействие с родителями Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. Консультация «Роль семьи в развитии познавательно- исследова тельской активности ребенка», «Игры с водой». Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». В течении реализации проекта Форма проведения презентации Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы» Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой» Презентация проекта Список литературы: Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Сфера, 2002 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. , « Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2011. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»- Москва: Аркти, 2005. Интернет ресурсы: nsportal. ru, maam. ru, infourok. ru.

Оставить комментарий: