Родительское собрание «Кризис трех лет. Пути преодоления» 2 младшая группа
Документы для скачивания
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 МЛАДШАЯ ГРУППА «КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ» Родительское собрание «Кризис трех лет. Пути преодоления» Вторая младшая группа Цель: расширять представления родителей об особенностях возраста 3 лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребёнком в этот сложный период. Задачи: 1. Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций. 2. Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей. 3. Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса. Форма проведения: ситуативный практикум. Ход 1. Приветствие Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас. Сегодня мы приглашаем вас к разговору о наших детях. 2. Психологический настрой на работу. Ведущий обращается к участникам. Я начну с заявления, которое касается родительского опыта. Вам, кто соответствует, либо согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами. Примеры: - Пусть встанут те, кто читает детям перед сном. - . . . Кто любит путешествовать вместе с детьми. - . . . Кто занимается со своими детьми больше одного часа ежедневно. - . . . Кто любит тратить деньги на своё любимое чадо. - . . . Кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребёнка. - . . . Кто заметил, что малыш стал непослушным и изменился не в лучшую сторону. - . . . Кто заметил, что ребёнок стал проявлять самостоятельность. Какой вывод можно сделать из этого упражнения? Вывод: При всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания. Притча Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: " Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая" . А сам думает: " Скажет живая- я её умертвлю, скажет мёртвая- выпущу" . Мудрец, подумав, ответил: " Всё в твоих руках" . Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети. Итак тема нашей встречи" Капризы и упрямства" , " Кризис з лет" , " Кризис независимости" , " Кризис самостоятельности" , " Возраст упрямства и строптивости" . Основная часть Воспитатель предлагает занять места родителям в соответствии со временем года" Лето и осень" , " Зима и весна" . Введение в проблему Как вы думаете, что такое каприз? Упрямство? Каковы же причины возникновения капризов и упрямства? Участникам предлагается собрать из слов эти понятия и пояснить. Дополнительная информация для педагога: Каприз - это бурное проявление гнева и злости. Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Капризы свойствены детям, которые не знают как достичь своей цели иначе, такой ребёнок зависим от взрослых. Упрямство - это способ настоять на своём, самоутверждение. Самое главное для ребёнка не уступить, настоять на своём. Причины: - Нарушение режима дня; - Смена обстановки; - Обилие новых впечатлений; - Плохое самочувствие; - Переутомление. Обобщение ведущего: Но ведь мы говорим о развитии ребёнка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы- кризисы. Представьте себе цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всё- таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней. Опека наша для ребёнка- та же скорлупа. В какой то момент она ему необходима. Но малыш растёт, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознаёт, что скорлупа мешает росту. И он сознательно ломает её, чтобы испытать превратности судьбы, познать неопознанное, неизведанное. И главное- это открытие себя. Он независим, он всё может. Но в силу своих возрастных возможностей он не может обойтись без матери. И он за это сердится на неё, " мстит" слезами, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и направлен только против взрослых. По мнению психологов, малыш в 3- 3, 5 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства- дошкольное детство. Симптомы характерные для поведения ребёнка в этот период Л. Выготский назвал" С емизвездием симптомов" Упражнение" Семизвездие симптомов" Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы представим в виде цветика- семицветика. На лепестках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из предложенных только 7 признаков, которые характеризуют проявление кризиса. ( родители выходят и собирают цветок) . Какие симптомы выбрали? Почему оставшиеся не взяли? Лепестки: негативизм, упрямство, строптивость, с воеволие, протест- бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость. Дополнительная информация для педагога: Негативизм ( непослушание) - это когда ребёнок не хочет что- то делать, потому что это предложил взрослый. Ребёнок хочет продемонстрировать свою самостоятельность. Например: " Взрослый утверждает, что" эта игрушка хорошая" и слышит в ответ: " Нет плохая! " , но тут же взрослый говорит: " Она плохая! " , ребёнок опять возражает: " Нет хорошая! " . Упрямство- ребёнок настаивает на чём- то не потому, что он действительно этого сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались. Строптивость- ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиям и всем что ему предлагают делать. Своеволи е- проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. " Я буду одеваться сам" Протест- бун т- это когда конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка. Деспотизм - ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, что бы всё было для него и больше не для кого. Пренебрежение - Ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди. Обсуждение проблемных ситуаций. Игра" В яблочко" Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями. Работа в группах( зачитываются ситуации) 1. В магазине ребёнок требует что- то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать. Как часто ребёнок капризничает по этому поводу? Как вы реагируите на поток слёз и криков? 2. Ребёнок отказывается вечером ложится спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке. Как вы поступите, ваши действия? 3. Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец- то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту" бесцельную возню" , б ыстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: " Сам! " , " Сам! " . " Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам" . Мама вздыхает: " Когда только научится" . Каковы последствия поведения мамы? А каковы ваши действия в данной ситуации? 4. Миша бросается с криком на пол, чего то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слёзы катятся. Мама крепится с трудом, но её стойкости хватает ненадолго, и она говорит папе: " Ну, ладно, давай уступим" . Что можно сказать про эту ситуацию? Как стоит поступать родителям? Воспитатель: Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”. Никогда не мойте уши, Шею, руки и лицо. Это глупое занятье Н е приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература: И. Демьянов “Дразнилки”. «Замарашка рук не мыл, Месяц в баню не ходил. Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим, Репу – на ладошках, На щеках – картошку, На носу морковь взойдет – Будет целый огород». М. Зощенко “Глупая история”; Русская народная песенка “Бабушкин козлик”; Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”. Упражнение" Ладошки" Воспитатель: Я прошу соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление. В оспитатель: Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом. Итак, что же мы положим в свою копилку педагогических идей. Упражнение" Копилка педагогических идей" - Понять, что это временно. - Иметь в запасе множество способов переключения внимания. - Учить ребёнка не кричать, а договариваться. - Пересмотреть свою систему запретов и разрешений. - Используйте игру" Наоборот" - Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: " Какую кофту ты наденешь красную или синюю" . - Поддерживайте стремление к самостоятельности. - Быть всем членам семьи единодушными в воспитании. - Не следует говорить" да" когда необходимо твёрдое" нет" . - Большую роль играет положительный пример взрослых. - Развивать таланты, играть с детьми. В оспитатель: Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности- в нас самих: в нашем диктате, попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка, и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: " Я тебя люблю, мы вместе, рядом, и мы всё преодолеем" . и как сказано было в начале в притче" Всё в твоих руках" . Мы приготовили памятки для вас с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. Упражнение" Чаша" Душа ребёнка- это полная чаша. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко( сердечки вырезаны из цветной бумаги) , напишите качество, которым вы хотели бы наделить своего ребёнка, назовите его и поместите в чашу. Мы наполнили душу ребёнка самыми лучшими качествами. На эти лучшие качества наших детей нужно опираться в период кризиса. Рефлексия Упражнение" Пожелание" Предлагаем родителям встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет- зажённую свечу закончить предложение: " Я желаю вам. . . "