"Воздух - невидимка"
Документы для скачивания
МБДОУ Центр развития ребёнка Тацинский детский сад 1 категории" Колокольчик" старшая группа. Конспект занятия по п ознавательной деятельности в старшей группе" Воздух- невидимка" Воспитатель: Казанцева Марина Анатольевна. 2018 год. Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха( невидимый, легкий) , уточнить представление о том, что ветер- это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни. Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый( невидимка) , легкий, воздушный, опыт. Методы: Наглядный ( показ способов действий) . Словесный ( беседа, обсуждение, диалог, пояснение) . Игровой ( включение и использование игры, сюрпризный момент) . Практический ( экспериментирование) . Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги( по количеству детей) , контейнеры( фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой. Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь». Ход занятия. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение. Собрались все дети в круг, Ты – мой друг и я – твой друг! Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! ( Дети действуют в соответствии с текстом) Проводится подвижная игра «Пузырь» Организация проблемной ситуации. Воспитатель: - Ребята послушайте загадку и отгадайте её: Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но не видим он для нас. Что это? ( воздух) - А хотите узнать, что такое воздух? ( Да) - Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными. ( Дети считают до 5. ) - Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? ( Это помещение, где проводят опыты) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? ( Нет) - А раз мы его не видим, значит какой воздух? ( прозрачный, бесцветный) Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ло вить воздух? ( Да) Опыт № 1: Поймай воздух- невидимку полиэтиленовым пакетом. Воспитатель: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? ( дети подтверждают) Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух- невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы: - Что внутри пакета? ( воздух) - На что похож мешок? ( на шар) - Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и вы пустим из него воздух. Каким с тал пакет? Поче му? ( пакет стал пустым, плоским, потому что в нем нет воздуха) . - Давайте сделаем вывод: ( обращение к детям) : воздух прозрач ный, невидимый, воздух- невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Воспитатель: Де ти, подумайте и вспомните, где люди используют «запертый» воздух? ( На дувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, л одки, спасатель ный круг) Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим. Проверка гипотезы. Опыт № 2: Плавающие предметы. Воспитатель приглашает детей подойти к столу, н а котором стоит таз с водой. ( Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде. ) Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воз дух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет! Воспитатель: Итак р ебята, предме ты, внутри которых есть воз дух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по падет вода и вытолкнет воз дух из предмета, то что с ним случится? ( этот предмет может утонуть. ) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей. - Дети, как вы думаете, а внутри че ловека воздух есть? Давайте про верим? Опыт № 3: Пузырьки в стакане. Воспитатель: Ребята пройдите за столы в нашей лаборатории. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? ( В воде появились пузырьки) - Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? ( Мы дуе м в тру бочку, появляются пузырьки) . Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас. Воспитатель: Ребя та, а какие еще можно пускать пузыри? ( Мыльные) Давайте выйдем из- за столов и поиграем с мыльными пузырями. Игра с мыльными пузырями. ( Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение. ) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? ( Легкие, воздушные) - Что находится внутри мыльных пузырей? ( Воздух) В ывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняет ся воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки. ( Дети садятся за столы. ) - Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? ( Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем) - Давайте проверим ваши предположения. Опыт № 4: Движение салфетки. Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух. - Что происходит с салфеткой? ( Она шевелится, качается) Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. - На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха( На листь я деревьев, которые шевелятся на ветру, воздушный змей, парус) Воспитатель: Ветер – это движение возду ха, ветер раздувает пару с на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви гать предметы. Хотите устроить ветер? Опыт № 5: Игра с веером. Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, по махать веером сначала на себя, потом друг на друга. - Что вы чувствуете? ( В лицо д ует вете рок) - Как получается ветер? ( Движется воздух) - Где человек использует в етер? ( Винт вертолета, ветряная мельни ца, фен, вентилятор) Вывод: Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям- всему живому? ( Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся) Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились. - Какой опыт вам понравился больше всего? ( Высказывания детей) На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. ( Дети считают вместе с воспитателем) - Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? ( Ответы детей) Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, как можно путешествовать на воздушном шаре.