Программа "Ложкари"
Программа «ЛОЖКАРИ» «Развитие музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах» |
|
музыкальный руководитель,
МБДОУ детский сад "Умка"
Безрукавая В.В.
Г.Нижневартовск
Программа «Ложкари» предусматривает поэтапное обучение дошкольников игре на ложках и русских народных инструментах и направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Колесо обучения
Работа музыкального руководителя в рамках программы
Учебный план
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Современное музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Образовательные программы, в разделе «Музыкальное воспитание» предусматривают обучение детей игре на музыкальных инструментах, но не дают технологии обучения игре на русских народных инструментах, не предусмотрено и деятельность по изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
Разработанная программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах рассчитана на 3 года обучения дошкольников четырех – семи лет, и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей.
Новизной и отличительной особенностью программы «Ложкари» является обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.
Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок, создание самодельных музыкальных инструментов.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
Цель программы.
Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах
Задачи программы:
♦ Приобщать детей к русской национальной культуре;
♦ Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
♦ Развивать музыкальные способности дошкольников;
♦ Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Направления работы:
♦ Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными);
♦ Самостоятельное исполнение произведений на русских народных и самодельных музыкальных инструментах.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений ребенка.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение музеев народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.
Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.
Принципы построения педагогического процесса:
♦ Принцип фасцинации (очарование детей);
♦ Творческой направленности;
♦ Игрового познания;
♦ Максимальной самореализации.
Методы и приемы обучения:
♦ Наглядные: (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении);
♦ Словесные: (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);
♦ Практические:(разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на три этапа:
1 этап – подготовительный (средняя группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.
Задачи:
♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.
♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.
♦ Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.
♦ Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.
♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.
2 этап – старшая группа
Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Задачи:
♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:
- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.
♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах.
♦ Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:
- учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);
- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки…);
- побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;
- учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.
♦ Учить детей выразительному пению народных песен, побуждать к выразительной передаче характера, настроения, а также интонации и эмоций в песне.
♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.
3 этап – подготовительная группа
Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.
Задачи:
♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
- русскими календарными праздниками;
- художественно-прикладными промыслами;
- народным песенным искусством.
♦ Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
- совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
- познакомить с приемами игры на трех ложках.
♦ Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.
♦ Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.
♦ Создать предпосылки к творческой самореализации детей:
- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;
- побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
♦ Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов, создание сводного ансамбля из числа сотрудников детского сада и участников ансамбля.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: презентации, музыкальный центр, слайды, ИКТ, видеокамера и д.р.
Ожидаемый результат:
Средняя группа
♦ уметь ритмично передавать заданный ритм;
♦ владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;
♦ сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;
♦ изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.
Старшая группа.
♦ играть в ансамбле соблюдая ритм;
♦ владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
♦ легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;
♦ своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;
♦ проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.
Подготовительная группа.
♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
♦ владеть приемами игры на двух, трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
♦ выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;
♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
♦ создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;
♦ находить новые приемы игры на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, Ярмарки…), развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, Завалинка), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Эту программу развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах, я применяю в дошкольном учреждении как узкоспециализированную, в рамках образовательных программ по музыкальному воспитанию детей, а также как дополнительная для использования в работе кружков и т.д.
Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к народной музыке, желании играть на народных инструментах побудили организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Ложкари».