обмен опытом
Документы для скачивания
Слайд 1. Я, Бушкина Татьяна Николаевна, уч итель- логопед МДОУ№1 г. Свирска. На межмуниципальном семинаре «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ» я представляю опыт работы по теме; «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях логопедической группы ДОУ» Слайд 2. В нашем городе 2 логопедические группы в МДОУ№1. В последние годы в логопедических группах наряду с детьми, имеющими только речевые нарушения, находятся дети с сопутствующими заключениями. Это – задержка интеллекту ального, психического развития умственная отсталость средней тяжести. Слайд3. Дети с ОВЗ чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не дают им полноценно жить в обществе. Организовать взаимодействие так, чтобы у всех детей была возможность в полном объёме участвовать в жизни коллектива группы. р азвивать способности, необходимые для общения – задача всех участников педагогического процесса. Слайд 4. В логопедическую группу дети приходят из других детских садов. Они переживают адаптационный стресс. Первый взрослый человек, который встречает детей – это воспитатель. Одним и из важнейших направлений в работе воспитателя, как и всех участников п р оцесса я вляется создание психологического комфорта, постепенная передача социального опыта и работа с родителями. Слайд 5. Первое, что помогает адаптации- это игра. Занятия в игровой форме, различные виды игр сближают детей между собой, с взрослыми. Слайд 6. Особенно важны сюжетно – ролевые игры, где ребёнок может оказаться в знакомой ситуации; семья, магазин, больница, детский сад. В группе можно развернуть игру, побыть одному или просо посидеть, пр и жавшись к воспитателю. Слайд 7. Все дети лого педической группы имеют речевые нарушения, поэтому взаимодействие логопеда и воспитателя имеет важное зна чение В группе есть адаптационный журнал. в котором воспитатель, логопед, психолог отмечают свои наблюдения, которые о б суждаются на логопедических консилиумах, в беседах. Слайд 8. Логопедическая работа не может быть удовлетворительной без успешной адаптации детей с ОВЗ. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, с удовольствием идти в кабинет логопеда Слайд 9. В своей работе я применяю разные формы занятий; фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Слайд 10. Прижилась такая форма, как деятельность парами. Дети с сохранным интелл ектом учатся деликатности, терпимости, способности помочь. А в ребёнка с ОВЗ вселя ет уверенность. Так сложилось, что пары образуются постепенно и сами собой. Играет роль симпати и друг к другу, общие интересы, общие победы. Слайд 11. Примером такой победы может служить «Звёздный час», который провела как итог в подготовительной группе. Это интеллектуальная игра, где в паре был ребёнок с сохранным интеллектом и ребёнок с задержкой в развитии, который был спокоен и уверен. Ответы детей поражали жюри, гостей и родителей. Гордость детей нужно было видеть! Все ушли с подарками, счастливыми. Слайд 12. Для умственно отсталых детей часто игра – важнее, чем занятия. Игра сближает детей, они понимают, что играть одному не интересно. Вначале партнёр взрослый, постепенно дети начинают играть парами, а затем, иногда, вступают в группы. Сюжетно – ролевые игры, строительные, пальчиковые игры, - всё, что детям знакомо. Слайд 13. Все дети любят нар яжаться, играть роли. Театрализованная деятельность развивает речь детей, коммуникативные навыки, интерес к другим детям, Слайд 14. эмоциональную сферу, психические процессы. В группе совместно с воспитателями и родителями организовали богатый театральный уголок. Слайд 15. Вначале года многие дети очень настороженно относятся к музыкальным занятиям. Музыкальный руководитель даёт роли также парами; игра на музыкальных инструментах, участие в т е атрализации. Постепенн о дети включаются в музыкальную деятельность. Был в группе мальчик Серёжа, который не хотел даже заходить в зал, кричал «Уберите музыку» Приносили в зал стол, его любимые игрушки. Постепенно он стал подходить к детям, водить хороводы, петь Слайд 16. Даже самый опытный воспи т атель или логопед не заменят психолога. Его роль в социальной адаптации детей огромна. Коммуникативные игры, игры на повышение самооценки, беседы «по душа м» благотворно влияют на детей. Дети любят эти встречи, ждут их. Они становятся более раскрепощёнными, настроение улучшается. Слайд 17. Сейчас дети любят занятия физической культурой. В начале года не все дети включались в этот процесс. Опят ь выручала деятельность парами. Дети помогают друг другу. За шефство за одним из детей идёт борьба. Слайд 18. Всем детям нравится, когда их хвалят, особенно, детям с ОВЗ. Каждая, даже минимальная победа оценивается. В группе созданы копилки успеха. Это коробочки, сделанные руками родителей и детей, в которые они кладут свои звёзды. Вечером рассказывают об этом родителям, которые являются нашими незамени мыми помощниками. Слайд 19. Родители надеются не только на то, что здесь исправят речь детей, но и на то, что дети найдут друзей среди сверстников, научатся правилам поведения в коллективе. Слайд 20. Родители участвуют в различных мероприятиях; собрания, консультации, мастер- классы, выставки, чаепития, дни рождения, встречи по пятницам, на которых решаем проблемы, накопившиеся за неделю, совместные занятия, где родители наравне с детьми занимаются артикуляционной гимнастикой, делают звуковой анализ слова. Одно из занятий назвали «Мы вместе». Дети выручали родителей, попавших в Королевство кривых зеркал. Дети в группе живут полноценной жизнью. Никто их не делит на тех или иных. Были случаи, когда родители, переводили своих нормальных детей в обычную группу. Последние 3 года об этом нет речи. Мы все вместе. В группе часто звучит это словосочетание. И девиз группы; « Нет ограничениям». Слайд 21. Игра без ограничений. Слайд 22. Обучение без ограничений. Слайд 23. Увлечения без ограничений. Слайд 24. Физкультура без ограничений, если нет медицинских противопо казаний. Слайд 25. Дружба без ограничений Слайд 26. Детство без ограничени й. Слайд 27. Мы вместе. .