a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогические чтения

Автор: Бушкина Татьяна Николаевна Опубликовано: 2018-01-23 13:31:42

Документы для скачивания

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» Доклад по педагогическим чтениям «Реализация ФГОС дошкольного образования: от теории к практике » Работа с родителями детей с ОВЗ Подготовила: учитель- логопед Бушкина Т. Н. 2016г. Свирск Содержание Введение…………………………………………3 Концептуальная часть…………………………. . . 3 Практическая часть………………………………5 Выводы ……………………………………………9 Список литературы ………………………………10 Введение Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной, приобретая порой обострённый характер. Сложности в отношениях между семьями и ДОУ могут быть связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей, с недостатком знаний в деле воспитания. Необходимы такие формы взаимодействия, которые помогут создать не доминирующие, а дружелюбные, партнёрские отношения между детским садом и семьёй. Особенно важно это партнёрство, если у детей имеются проблемы в физическом, психическом и в речевом развитии. Задача педагогов ДОУ – сформировать позитивное отношение родителей к коррекционно- образовательному процессу детского сада, повысить компетентность родителей. Концептуальная часть Концепция взаимодействия детского сада и семьи ориентируется на то, что семья – это центр жизни ребенка, каждый родитель – это первый воспитатель и педагог, а педагоги – это помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования ребенка. Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Дети с ОНР являются детьми с ОВЗ. К тому же в последнее время логопедические группы посещают дети с задержкой интеллектуального развития, с умственной отсталостью. Все дети имеют равные права на образование. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя, педагога- психолога и родителей дошкольника.   Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых( не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико- грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуков   и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическую группу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагоги научат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.   На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других- твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами. Если родители сами не в состоянии правильно оценивать ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Естественно, при указанном подходе, с педагогов не снимаются их профессиональные ответственность и обязанность. Просто в отношениях педагоги груп пы- родители несколько меняются акц енты. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку и его дефекту, от его жизненных принципов, моральных норм, уровня знаний, житейского опыта, педагогической наблюдательности и пр. Также родителей не всегда удовлетворяет взаимодействие педагогов с ними, получение информации о деятельности детей в детском саду. Поэтому и необходимо разработать модели партнёрского взаимодействия ДОУ с родителями. Партнёрство – это особый стиль взаимоотношений, основанный на диалоге. В его основ лежит уважение, сопереживание, открытость, доверие ко всем участникам диалога. В нём нет места раздражительности, высокомерия, агрессивности, невнимания. Чтобы этого достичь, необходимы наряду с имеющимися, находить новые формы работы с родителями, переходить от использования обучения и просвещения родителей к признанию ценностей семейного опыта, установлению сотруднических отношений, перейти к объединению. Не нужно стремиться к слишком большому разнообразию форм работы с родителями, постоянно увеличивая их количество. Следует ограничиться такими, которые соответствуют интересам и потребностям родите лей, их ожиданиям, желаниям и возможностям. Планирование дел с родителями следует понимать ни как однажды разработанное, а как открытое, допускающее спонтанные беседы, ситуации, разговоры. Нужно совершенствовать эту работу, анализировать – достигнуто ли партнёрство, главной, общей целью которого является развитие ребёнка. Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и о бучения ребёнка. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению и только с помощью родителей работа педагогов будет успешна. Практическая часть: Взаимодействие с родителями нашей группы началось с установления партнёрских отношений между педагогами группы: создание единых правил, требований, планов. Но это не предусматривает их бездумное выполнение, не желание отходить от разработанных эталонов. Вместе ищем то, что подходит именно нам, нашим детям и их родителям. Первое, с чего мы начинаем – это анкетирование. Анкеты используются в целях изучения уровня педагогической наблюдательности, выявления преобладающей формы общения ребенка с взрослыми. Традиционной формой коллективной работы являются родительские собрания. Наши собрания не сводятся к скучному перечислению д остоинств педагогов, назидательным нотациям. Родители на собраниях являются полноправными участниками. Они рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, праздниках, о проблемах. На собрания идут с удовольствием, но, к сожалению, не все. Стараемся таких родителей привлечь какими- то особыми способами, например, говорим, что будем рассказывать об успехах ребёнка, что он будет участвовать в концерте для родителей и т. д. На собраниях смотрим семейные видео, рассматриваем фотографии. Последнее время стали замечать, что мамы, приходя на собрание, стали принаряжаться, приносить с собой красивую сменную обувь; домашнюю выпечку. Часто участниками собраний являются дети, участвуют в диалоге, а на следующий день с удовольствием смотрят семейные фото и видео. Дети рассказывают, какие события запечатлены, какую роль в них играют. Ребята вступают в диалог, рассказывают о своих праздниках. Анализ семейных видео – это ещё одна из форм работы с родителями. Обращаем внимание на удачные моменты, очень осторожно на ошибки в воспитании( окрики, шлепки) . Так как группа у нас коррекционная, важны консультации, мастер – классы, семинары- практикумы. Родители не всегда понимают значимость артикуляционной гимнастики, роль пальчиковых игр в развитии речи. В этом помогают мастер- классы, проводимые с помощью детей. Когда дети показывают, как поделить слова на части, сделать звуковой анализ слова, родители спрашивают ребёнка: «Ты это умеешь? » Вместе с родителями дети делают различные поделки из бумаги, пластилина, бросового материала. Устраиваем тематические выставки, персональные выставки, в которых принимают участие и бабушки, дедушки, тёти. Каждую пятницу проводим итоговые занятия по лексическим темам, стараемся провести их совм естно с воспитателем интересно с приходом героев, приглашением родителей. Они являются не просто зрителями, а часто активными участниками. Недавно, знакомясь с различными видами посуды, её назначением и значением в жизни человека, отмечали День рождения Федоры с подарками, пирогом, караваем, гостями. Гости- конечно ж е родители! Когда говорили о почте, посылку детям принёс настоящий почтальон, мама Карины, которая работает на почте. Когда говорим о профессии доктора, к заболевшей кукле «неожиданно» приходит настоящая медсестра, мама Маши в белом халате, с настоящим фонендоскопом. Не забываем, что все мы – педагоги, дети и их родители – партнёры, делающие одно дело. Поэтому мы не препятствуем посещению родителей группы не только во время занятий, но и просто побыть с детьми, папе учить детей игре в шашки, отремонтировать стульчик или шкафчик, мамам показать кукольный театр детям, а дети могут показать родителям. Важна индивидуальная работа с родителями. Индивидуальная работа планируется и тщательно продумывается. В коррекционной группе, где уровень развития детей может отличаться, а нестандартность поведения- дело обычное, важна такая форма работы, как беседа. Целью бесед является вступление в контакт с родителями, выявление уровня наблюдательности родителей, степени познания ребенка. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском с аду, дома, со сверстниками. Когда приглашаю родителей на индивидуальные занятия, обращаюсь к ребенку и родителю. Это создает непринужденную обстановку на занятии и постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса. В группе есть ребёнок с умственной отсталостью, форма работы с ним в основном индивидуальная. Как с ним работать дома, рассказываю и показываю на индивидуальных занятиях. Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания по поводу поведения или незначительных успехов ребенка. Поэтому, особенно в начале учебного года, отмечаем всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребенка. Здесь учитывается принцип" Не спешить огорчать родителей» Во время беседы с роди телями придерживаемся следующих правил: не прибегаем к назидательному тону, рекомендации даём в форме пожеланий; - в беседе о ребенке сначала обязательно сообщаем о его успехах, в любом случае- что- либо положительное, о трудностях говорим в мягком, сочувственном тоне. У родителей должно оставаться благоприятное впечатление о педагогах, о возможностях ребенка в преодолении дефекта. Наиболее эффективные методы индивидуальной работы с родителями- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; - анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместная выработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи: . - индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми( артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, ) - обучение элементам самомассажа, - знакомство с речевым материалом для автоматизации поставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, - знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексико- грамматического строя и связной речи и др. ) Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении детьми под руководством родителей домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Наприм ер, в теме" овощи- фрукты" было домашнее задание: взрослый должен нарисовать контур фрукта или овоща, а ребенок раскрасить красками, вырезать по контуру и принести в детский сад. Затем эти вырезанные плоды наклеивали на" банки" , вырезанные из картона- готовили дидактическое пособие для игры в" Магазин продуктов" ( покупка банок с соком, вареньем, джемом, повидлом) . Так же дети получают задания на развитие грамматического строя речи, слоговую структуру, а это требует дополни тельных консультаций логопеда. Важной формой работы с родителями является наглядность и осуществляется она в оформлении стендов, уголков для родителей, папок- передвижек, выставок рисунков. Родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,   информационных стендов,   тематических выставок, книг. Там выставляется: справочный   материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы готовим для родителей памятки различного содержания: автоматизация звуков, пальчиковая гимнастика, как развивать связную речь и т. . д. Одной из новых форм партнёрства с родителями являются лэпбуки.    Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой- то определенной теме. При этом лэпбук- это не просто поделка.  Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.         Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.   Лэпбук- отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.   Начала создание лэпбуков я. Один из них: «Гимнастика помогает пальчикам и язычку»  Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Сейчас эту работу подхватили дети и родители, создают лэпбуки о себе, о своей семье, о любимой игрушке. Материал может быть полезен воспитателям детских садов, педагогам, родителям и детям. Чтобы поддержать желание родителей быть активными учас тниками в жизни группы, был и разработан ы проект ы «Бумажная мозаика», «Пальцы помогают говорить», в которых принимали участие дети, педагоги, родители. Недавно разработала проект «Дневник успеха». Актуальность этого проекта определяется реальными потребностями родителей, в повышении компетентности в вопросах речевого развития и оказания помощи своему ребёнку. Такая форма взаимодействия учителя- логопеда и родителей служит для педагога и родителей «телефоном доверия». Взрослый может задать любой вопрос, высказать мнение относительно качества выполнения заданий или своё мнение относительно мероприятия. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. На предложение организации взаимодействия в виде ведения «Дневника успеха» откликнулись пока несколько семей. Сейчас мы на первом этапе, основные направления которого: - консультативно- просветительская работа- к оррекционно- обучающая работа; - мониторинговая работа Для достижения результатов работы в этом направлении пройдёт время, нужна поэтапная вдумчивая совместная работа семьи и педагогов. Но разработанные ранее формы уже дали хорош ие результаты. Родители отмечают( в анкетах, высказываниях) , что совместные занятия, мастер- классы, семинары способствуют значительному улучшению их отношений с ребенком, вели к возникновению большего доверия и взаимопонимания между взрослым и ребенком. После нескольких месяцев такой работы большинство родителей стали очень ответственно относиться к выполнению рекомендаций воспитателей и логопеда. Стали самостоятельно, сов местно с детьми дома делать и приносить поделки, рисунки в группу для персональных выставок. Возросла посещаемость родителями родительских собраний, дней открытых дверей. Родители стали более активными на родительских собраниях, они стали высказываться по обсуждаемой теме, проблеме. Постепенно из пассивных наблюдателей родители становились активными участниками коррекционно- педагогической работы. Небольшая часть родителей шла на сотрудничество с большим трудом, ссылаясь на загруженность. Старались пригласить таких родителей на занятия вместе с наиболее деятельно настроенными родителями. Наблюдая активную работу взрослых с детьми, эти пассивные зрители сами начинали принимать участие в занятиях, постепенно включаясь в учебный процесс группы. Не могу не сказать ещё об одном направлении в работе с родителями – это консультативный пункт, куда обращаются родители с детьми, не посещающие логопедическую группу. Помощь оказываем в виде консультаций, показа упражнений, литературы. Бывают очень интересные случаи, и жаль, что не всегда можно им помочь. Например, обратилась мама с ребёнком, которому поставлен кохлеарный имплантат. Интересно, но помочь ему в наших условиях невозможно. Работа логопеда должна вестись совместно с сурдологом. В ывод ы: Р ебенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни. Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога ДОУ, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кро ме доверительного, партнёрского контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей Список литературы 1. Бабина Е. С. Партнёрство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. / / Логопед 2005, №5 2. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Г. Б. Основы теории и практики. М. 2011. 3. Смирнова О. В. Взаимодействие логопеда и родителей в образовательном процессе. / / Логопед 2016 №7

Оставить комментарий: