Проект «Игрушки из глины» для детей 2 младшей группы + презентация по проекту
Документы для скачивания
Утверждаю: Заведующая МАДОУ ЦРР – д/ с №2 «Светлячок»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Харченко А. А. «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 6 г. Проект « Игрушки из глины » для детей 2 младшей группы Автор проекта: Пасынкова Наталья Петровна Рассмотрено и одобрено на педагогическом совете №_ _ _ _ От_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 5 г. 2 01 5- 201 6 учебный год П роект « Игрушки из глины » Участники: дети второй младшей группы; воспитател и группы; родители детей. Длительность проекта: февраль – март 201 6 г Проект интегрируется со всеми образовательными областями. Цель проекта: Формирование у детей интереса к народной культуре через знакомство с народными игрушк ами и играми, в процессе включения в художественно- продуктивную деятельность всех участников образовательного процесса Социально- комму ни кативное развитие Формирование интереса к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к истории и традициям своей Родины. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками Содействовать развитию доброжелательному общению детей с взрослыми и сверстниками. Использовать полученные новые знания в самостоятельной игровой деятельности. Познавательное развитие С формировать у детей представление о русских народных игрушках( Дымк а, Филимоновск ая игрушка) . Развивать познавательн ый интерес и умения детей узнавать в изображении знакомые предметы, называть их, выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек, в процессе совместной исследовательской деятельности Форми ровать исследовательские навыки. Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с условиями создания различных народных игрушек Способствовать овладению умениями украшать народными узорами силуэты игрушек и других предметов Речевое развитие Развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, используя все виды фольклора( сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) . Знакомить детей с русским фольклором, воспитывать любовь к книге. Способствовать развитию художественного восприятия текста в различных жанрах детской литературы Развивать умение читать наизусть потешки, заклички, прибаутки и т. п. Художественно- эстетическое развитие. Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях. Р азвивать эстетическое восприятие через приобщение детей к декоративной деятельности, учить видеть красоту народных игрушек мастеров и в собственных творческих работах. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, музыкальной и др. ) Физическое развитие Формировать начальные представления о ценности здорового образа жизни. Познакомить детей с русскими народными подвижными играми Содержание работы: Подготовительный этап: Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме. Изготовление дидактических пособий по теме. Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте. оформление альбомов « Каргополь. Народные игрушки », « Филимоновские игрушки», « Дымковская игрушка» Подбор записи русских народных песен. Создание мини- музея народные игрушки. Исследовательский этап: изучение представления детей о многообразии народных игрушек выяснить представление родителей о том, какие знания, должны иметь дети о народной игрушке Продуктивный этап: разработка игровых ситуаций; создание и решение проблемных ситуаций; изобразительная деятельность; экскурсия в мини- музей детского сада « Русская изба» оформление выставки детских поделок. Заключительный этап: О бобщение результатов работы С оздание фотоальбома « Народная игрушка своими руками » Выставка « Кукла сделанная руками моей мамы» С оздание альбома с рисунками, аппликациями детей Защита проекта: проводиться в мае 201 6 года; презентация материалов проектной деятельности. Способы организации работы: принцип добровольного участия родителей и детей; работа проводиться в режимные моменты и дети работают под руководством педагога Организация развивающей среды по теме прое кта: подборка иллюстраций по данной теме подборка альбомов народного творчества подбор и изготовление дидактических игр по данной теме подбор литературы по данной теме выставка поделок « Народная игрушка», « Кукла сделанная руками моей мамы» Дидактические игры: «Разрезные картинки» «Народные узоры» «Чудесный мешочек» «Найди дымковскую игрушку» «Узнай иг рушку» « Составь узор по образцу» « Из какой деревни игрушка» «Найди правильный элемент» Физкультминутки «Ванька- встанька» Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни» «Подарки с ярмарки» Рус с кие народные п одвижные игры: « У медведя во бору» « Колпачок» « Стадо и волк» « К игрушке беги» «Еду- еду к бабе, к деду» « Каравай» Ч тение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички «Ай, качи- качи- качи! . . «Сорока, сорока. . . » «Кисонька- мурысенька. . . » Русские народные сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого «Теремок», обр. Е. Чарушина «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской «Гуси- лебеди», о бр. Булатов «Бычок — ч ерный бочок, белые копытца» «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова «Лиса и Заяц», обр. В. Даля «У страха глаза велики», обр. М. Серовой Исследовани е Изучение свойств глины Музыкальные произведения Произведения для прослушивания «Игрушки- частушки» «Шуточные попевки» «Птичка» Т. Попатенко «Пальчики- ручки» р. н. м. «Пляска с платочками» р. н. м Предполагаемый результат: П риобрет ение родителями знания о народных традициях, праздниках; укреп ление внутрисемейн ых связ ей. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных выставок Научить чувствовать красоту и неповторимость народного искусства. Дети знают традиции и обычаи русского народа, народные игры, потёкши, сказки, загадки, умеют выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек. О беспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности Примерный перечень образовательной деятельности, осуществляемой в разных видах детской деятельности в рамках реализации проекта « Игруш ки из глины » № п. / п. Тема/ Форма проведения Цель Материал Краткое содержание Литература 1 «В дымков ской сказочной с тране»( познавательно- исследовательская деятельность) Познакомить детей с яркой красочно й нарядной дымковской игрушкой, в ызвать у детей радость от восприятия красивых нарядных игрушек, воспитывать у дете й интерес к народным промыслам. столы с дымковскими игрушками, иллюстрации дымковских игрушек Воспитатель предлагает детям отправиться в мини- музей « Дымковских игрушек», предварительно знакомя детей с правилами поведения в музее. Воспитатель рассказывает детям о создании игрушек, рассматривает их с детьми. В конце занятия подводится итог: ребята, вы внимательно рассматривали игрушки, скажите мне, пожалуйста, какими цветами расписаны игрушки? свой конспект 2 Рассматривание игрушек – Дымковская барышня, дымковский конь, уточка( развитие речи) Учить составлять совместно с воспитателем небольшой( 2- 3 предложения) рассказ о глиняной игрушк е, обогащать речь детей прилагательными, характеризующие свойства предметов. Уточнить и закрепить правильное произношение звука[ и] в словах. Развивать связную речь, внимание, мышление. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству Дымковские игрушки и иллюстрации дымковских игрушек Воспитатель предлагает детям отправиться на ярмарку, где продаются дымковские изделия. Очутившись на ярмарке, дети описывают понравившуюся игрушку с помощью воспитателя свой конспект 3 « Глина меняет форму, а камень нет»( опытно- э ксперименталь- ная д еятельность) выявить свойства глины( влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) . дощечки для лепки, глина, вода, камень речной Воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? ( Сухой, твердый. ) Какая глина? ( Влажная, мягкая, остаются ямки. ) Дети по очереди берут ка мень в руки: мнут его, катаю т в ладонях, тянут в разные сто роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? ( Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. ) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стор оны, делят на части. Чем отлича ется глина от камня? ( Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить. ) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? ( Глина вязкая, сохраняет форму. ) Какой еще материал похож на глину? 4 « Украсим узорами юбку дымковской барыни»( рисование) Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных( прямых или волнистых) полос и точек. Закреплять умение рисовать прямые и волнистые линии, точки( ватными палочками) , развивать чувство цвета, ритма в узоре, воспитывать интерес к прикладному творчеству дымковские барыни, иллюстрации дымковских барынь, силуэты юбок, гуашь, кисти, ватные палочки 5 «Украшение платочка»( по мотивам дымковской росписи) Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора( круг, полосы, украшения точками) . Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, ч ё рный для точек. Воспитывать любовь к народному творчеству. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. дымковские игрушки с клетчатым узором и их иллюстраци и бумага белая 15х15 см, гуашь, кисти, салфетки. Приходит дымковская барышня Машенька и рассказывает, что нее беда. Они с подружками хотели выступить на празднике. Платочки для праздника они постирали и повесили сушиться на солнышке, да забыли их прикрепить прищепками. Дунул сильный ветер и платочки улетели. Теперь барышни не смогут выступать. Воспитатель успокаивает Машеньку и говорит, что ребята ей обязательно помогут. Воспитатель показывает детям, как нужно выполнять клетки, напоминает, как рисовать ватными палочками. Детям предлагают провести линии чистой палочкой по листу слева направо и све рху вниз от края до края листа. В конце занятия Машенька рассматривает все платочки, радуется их красоте, благодарит детей за помощь. 6 «Нарисуем дорожку для коня»( дымковский узор) ( рисование) Познакомить детей с новым видом декоративно- прикладного творчества – дымковской игрушкой. Учить рассматривать дымковские игрушки; узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывным движением руки всем ворсом кисти, ставить ватной палочкой точк и. Развивать самостоятельность, эстетические чувства, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративному рисованию. Дымковский конь, кукла- петрушка на руку, бумага белая 5 на 25 см. , гуашь красная, оранжевая, желтая, синяя, зеленая и черная. Салфетки для прома к ива- ния кисти, о браз ец дорожки. Раздается стук в дверь, звучит русская народная песня. Входит петрушка: - Здесь ли детки, которым все интересно, с которыми никогда не бывает скучно? Дети отвечают: - Да! Тогда я точно туда попал. А я приехал на коне, да не простом, а разукрашенном. Хотите посмотреть, полюбоваться на него? А затем предлагает нарисовать коню дорожку такую же разноцветную, как и он и украсим ее кругами. Воспитатель показывает, как нарисовать круги, уточняет, что они должны быть одинакового размера, рисовать надо плавно, не отрывая руки, ворс кисточки бежит за палочкой. В конце занятия рассматриваются дорожки конспект с интернета 7 «Дымковская лошадка»( рисование) Учить детей рисовать кружочки на загривке, правильно держать кисточку, обмакивать в краску, ритмично наносить точки; закреплять знания об основных цветах дымковской росписи; формировать умение понимать выразитеьные средства изображени я( яркий, светлый, цвета: желтый, зеленый) , настроение выраженное в народной игрушке, проявлять любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать предметы; воспитывать бережное отношение к народной игрушке, интерес к декоративно – прикладному творчеству. листы бумаги с контурами дымковской лошади, гуашь по одному цвету на ребенка, кисти, силуэт лошадки. В группе появляется дымковская лошадка, которая рассказывает, что у друзей- лошадок дождем смылись все красивые узоры. И теперь веселые лошадки стали грустными. Лошадка спрашивает детей, смогут ли они помочь ее друзьям. Дети рассматривают лошадку, воспитатель обращает внимание, что узор выполнен по всей игрушке. Воспитатель спрашивает детей, какими узорами украшена лошадка. Обращает внимание детей, что круги разного размера. Во время рисования воспитатель напоминает детям, что круги располагаются по всему силуэту лошадки. В конце занятия лошадка благодарит детей, говорит, что ее друзья снова стали веселыми и нарядными. Н. Н. Леонова « Художест- венное творчество. Вторая младшая группа » стр. 85 8 «Веселый хоровод дымковских игрушек»( аппликация) Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой и ее росписью. Вызвать желани е украшать дымковскую игрушку. З акрепить умение последовательно выполнять работу( разложить узоры на игрушке, намазать круг кисточкой на клеенке, приклеить, пригладить салфеткой, правильно держать кисть) . Упражнять в назывании цвета( красный, синий, черный, белый) и формы( круг) Воспитывать самостоятельность и аккуратность. Развивать мелкую моторику рук иллюстрации дымковских барышень, заготовки из белой бумаги дымковских игрушек, круги разного цвета и размера, полоски, клей, клеенки, кисти, салфетки, воспитатель предлагает детям украсить игрушки красивыми узорами. Предлагает рассмотреть образцы, обсуждает с детьми, как они будут украшать игрушки. В конце занятия в оспитатель предлагает полюбоваться яркими игрушками и украсить ими группу Н. Н. Леонова Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ». стр. 132 9 « Башня для дымковской барышни»( конструиров а- ние) Д ать представление о башне как о высоком сооружени и, созданном людьми для хорошего обзора местности. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек. Помочь осмыслить структуру( башня, крыша, фундамент) . Инициировать поиск способов изменения высоты постройки. Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма. Воспитывать любознательность, активность уверенность, интерес к своим поискам и открытиям. Иллюстрации с изображениями несложных башен. У каждого ребенка: 4 кубика, 1 кирпичик, 1 трехгранная призма или конус Дети свободно располагаются на ковре. Педагог показывает изображение башен, иллюстрации, репродукции. Проводится беседа « Для чего нужна башня? » Затем сооружаются постройки. Далее создаются условия для поиска способов изменения высоты постройки, показываются образцы. Далее дети самостоятельно конструируют. В конце занятия дети рассказывают свои способы изменения высоты башни для барышни. И. А. Лыкова « Конструиро в ание в детском саду. Вторая младшая группа» стр. 58 10 «Дымковская собачка»( пластилиногра- фия) роспись дымковских животных пластилином. закрепить знания о дымковских игрушках, элементах росписи, закрепление умения работы с пластилином, учить составлять знакомые узоры из пластилина, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь и интерес к народным промыслам пластилин, стека, рисунок силуэта на белом картоне 11 « Лепим курочку»( по мотивам народного де коративно- прикладного искусства) Знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народной декоративно- прикладного искусства; учить лепить фигурки из пластилина( соленого теста) в стиле дымковской игрушки из одного куска способом вытягивания; развивать память, образное мышление, внимание, воображение, формиро- вать начальное представление о народных промыслах, воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному дымковская игрушка, иллюстрации дымковской игрушки- курочка, соленое тесто, дощечки для пластилина, стеки, бумажные салфетки Воспитатель демонстрирует дымковские игрушки, и рассказывает, что делают их из глины и расписывают яркими узорами. Предлагает детям слепить курочку из одного кусочка теста, а затем ее украсить. В конце занятия рассматривают игрушку Н. Н. Леонова « Художест- венно- эстетиче- ское развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» стр. 108 1 2 « Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. . . »( познавательно- исследовательская деятельность) Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам иллюстрации филимонов- ских игрушек, ИКТ, презентация Воспитатель рассказывает об истории филимоновских игрушек, используя подготовленную ранее презентацию 1 3 Рассматривание филимоновскойигрушки и сравнение ее с дымковской игрушкой( развитие речи) Учить составлять совместно с воспитателем небольшой( 2- 3 предложения) рассказ о глиняной игрушк е, обогащать речь детей прилага- тельными, характеризующие свойства предметов. Уточнить и закрепить четкое произношение звука[ с] в словах. Развивать связную речь, внимание, мышление. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству Филимонов- ские и дымковские игрушки и иллюстра- ции к ним Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки и описать понравившуюся игрушку, сравнивая ее с дымковской игрушкой( с помощью воспитателя) 1 4 «Коврики для филимоновских игрушек» П родолжать знакомить с народными филимоновскими игрушками. Обратить внимание на узоры. Учить выделять и н азывать отдельные элементы узора, их цвета. Учить детей составлять узор в полосе, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти. Воспит ывать интерес к декоративному декоративно- прикладному искусству. бумага белая 5 на 25 см. , гуашь кра сная, оранжевая, желтая, синяя, зеленая Салфетки для прома кива- ния кисти, образец коврика. Воспитатель предлагает нарисовать к оврики для игрушек такие же разноцветн ые, как и они. Воспитатель показывает, как нарисовать полоски, уточняет, что они должны быть одинакового размера, рисовать надо плавно, не отрывая руки, ворс кисточки бежит за палочкой. В конце занятия рассматриваются коврики 1 5 «Петушок да курочка»( рисование декоративное) продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить рисовать узоры на силуэтах( проводить тонкие прямые линии кисточкой) Воспитание интереса к декоративному декоративно- прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры силуэты петуха и курочки тонкие кисти Воспитатель показывает филимоновскую игрушку, обращает внимание детей на то, какими узорами они расписаны и где расположены эти узоры( хвосты птичек, юбки барышень, шеи животных и т. д. ) . После рассматривания игрушек показывает и объясняет приемы рисования самых характерных элементов – « до- рожка »- полоса, «ягодка»_ пятнышко, «листик»- мазок и т. д. В конце занятия устраивается выставка работ. И. А. Лыкова « Изобразитель- ная деятельность в детском саду. Младшая группа » стр. 138 1 6 « Филимонов- ские игрушки- свистульки »( лепка) Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства. Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Научить лепить фигурки по мотивам народной пластики. Воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусство. Развивать мелкую моторику рук филимоновс- кие игрушки иллюстрации игрушек, пластилин белого цвета( или соленое тесто) , дощечки, стеки, салфетки бумажные Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки, и рассказывает, что это игрушки не простые, а расписные, делают их из глины и расписывают яркими узорами. Предлагает детям слепить курочку или петушка из одного кусочка пластилина. В конце занятия рассматривают игрушку И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа » стр. 136 1 7 « Игрушка из песка и глины»( опытно- экспериментальная деятельность) Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства леска и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам( «песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое- то время сохраняет форму) . 1 8 1. Чтение сказок, стихов о народных промыслах 2. Загадывание загадок об народных игрушках Учить детей выразительному чтению стихотворения. Развивать внимание и память детей. Закреплять умение отгадывать загадки. Воспитывать интерес к художественному слову Подбор стихотворений и загадок по данной теме Предложить детям прослушать стихотворения о народных игрушках Предложить детям отгадать загадки о народных промыслах и игрушках 1 9 «Народные игрушки для игры»( знакомство с игрушками забавами) Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке, уметь подудеть, посвистеть, потрещать. трещотка, свистулька, балалайка, дудочка Вос питатель предлагает детям рассмотреть игрушки. Спрашивает, ка кие игрушки им знакомы? Дети называют: дудочка, балалайка, неваляшка, мяч и т. д. Вос питатель: Многие из них называют забавами, это потому, что игрушки веселят детей. В оспитатель предлагает детям подудеть, позвенеть, потрещать, постучать. Дети меняются игрушками, каждый пытается освоить её. Работа с родителями по проекту: 1. Рекоме ндовать п росмотр мультфильма «Матрёшки». 2. Консультаци и: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников », «Использование музыкальных игрушек для развития музыкальн ых способностей в детском саду», «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке» «Ознакомление с дымковской игрушкой», « История промысла филимоновской игрушки», « Мастер- класс по изготовлению дымковской игрушки из соленого теста» 3. Папка- передвижка «Народные игры для малышей» 4. Помощь в организации тематических выставок Список литературы к проекту: № п. / п. Автор Название Издательство Год издания 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации От 17 октября 2013г. N 1155 2. Н. Н. Леонова Художесивенно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» Санкт – Петербург ДЕТСТВО- ПРЕСС 2014 г 3. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа Москва « КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА» 2008 г. 4. И. А. Лыкова Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа Москва ИД Цветной мир 2015г 5. Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий Москва Мозаика- Синтез 2010 г