Проект "Ладушки-ладушки"
«Ладушки-ладушки»
Проект по теме «развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2017- май 2018)
Актуальность проекта:
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я. Шибицкая, др.).
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
Участники проекта: воспитатели, дети 1 ясельной группы, родители
Цель проекта: разработать систему использования фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Задачи проекта:
- Изучить современную программно-методическую литературу по использованию фольклора.
- Создавать предметно-игровую среду для формирования навыков понимания речи.
- Составить перспективный план работы с детьми раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
- Расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи.
Ожидаемые результаты:
- Дети с помощью взрослого или самостоятельно рассказывают, инсценируют произведения устного народного творчества.
- Эмоционально проявляют свое состояние в соответствии содержаниям произведений устного народного творчества, используя разные выразительные средства (силу, тембр голоса, мимику, жест).
- Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста
- Заинтересованность родителей в развитии речи детей
Реализация проекта:
I этап. Подготовительный
- Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса по использованию фольклора.
- Подобрать литературу по фольклору.
- Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
- Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
II этап. Основной
- Выявить уровень развития речи детей
- Разработать и внедрить перспективный план работы по использованию фольклора разных видах педагогической деятельности.
III этап. Заключительный
- Мониторинг уровня речевого развития детей группы раннего возраста
- Проведение итогового занятия
- Проведение праздника «потешек»
|
|
Перспективный план работы
Сентябрь
Потешка «Идет коза рогатая»
Потешка «Зайка серенький»
Хороводная игра: «Заинька, походи!»
Сказка «Курочка ряба»
Октябрь
Потешка. «Петушок»
Пальч. игры «Сорока- сорока» «Огуречик, огуречик»
Сказка «Репка»
Колыбельная «Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай»
Хороводная игра: «Заинька, топни ножкой
Ноябрь
Потешка «Водичка-водичка»
Пальчик. игра «Пальчик-мальчик, где ты был?
Потешки «Киска», «Сорока-белобока»
Хороводная игра: «Мыши водят хоровод»
Декабрь
Потешка «Вот и люди спят»
Потешка «Ладушки, ладушки»
Потешка «Как у нашего кота»
Хороводная игра: «Зеркало»
Сказка «Колобок»
Январь
Потешка «Большие ноги»
Хороводная игра: «Топ, топ, башмачок, приударь, каблучок»
Потешка «Пошел котик на торжок»
Потешка «Ночь пришла…»
Февраль
Потешка «Наша Маша маленька»
Потешка «Еду-еду…»
Потешка «Наши уточки с утра…»
Март
Потешка «Кисонька-мурысенька»
Потешка «Поехали-поехали»
Хороводная игра: «Ночь пришла -темноту привела...»
Сказка «Волк и козлята»
Апрель
Потешка «Травка-муравка»
Потешка «Привяжу я козлика…»
Колыбельная «Ай, люли, люли…»
Хороводная игра: « По лесной лужайке»
Май
Потешка «Ай, качи-качи…»
Потешка «Ай, ду-ду, ду-ду»,
Закличка «Дождик-дождик»
Потешка «Солнышко-ведрышко»
Хороводная игра: «Мы на луг ходили, хоровод водили…»