Темы самообразования
Документы для скачивания
УТВЕРЖДАЮ: ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ д/ с№ 27 Цуприкова Г. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 года Тема: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора у дошкольников, через кружковую деятельность по ПДД. Воспитатель: Щербинина Н. П. Зеленогорск 2014- 2016г. г. Актуальность работы: Важным направлением в деятельности кружка «Светофорик» является защита, сохранение и развитие здоровья ребёнка. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребёнку и родителям значимость соблюдения правил дорожного движения для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального становления. Занятия ориентированы на формирование у ребёнка чувства ответственности, расширение знаний и навыков по ПДД. В настоящее время участились случаи ДТП, в которые вовлечены не только взрослые, но и дети. Повысился уровень трамватизма из- за несоблюдения элементарных правил поведения на дороге. Только за текущий год в Зеленогорске зафиксировано 9 ДТП с участием детей- пешеходов, на одежде которых не было светоотражающих элементов. В двух случаях переход осуществлялся в неположенном месте, в остальных семи – на пешеходном переходе, но без соблюдения правил перехода по «зебре». В соответствии с анализом, проведенным совместно с инспектором по пропаганде БДД ОГИБДД Дёминой Л. П. , основными причинами ДТП с участием детей является: - Незнание правил дорожного движения; - Отсутствие практических навыков поведения в конкретной дорожной ситуации; - Недостаточный надзор взрослых; - Нарушение родителями правил; - Недостаточная компетентность в решении проблемы формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах. - Отсутствие необходимых условий. Данный факт способствовал организации детского объединения ЮИД и определил приоритетные цели и задачи. Цель работы: обучить детей безопасному поведению на улице; использовать различные методики приёмы, формы в работе для использования на практике знаний, формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения через вовлечение в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте. Задачи: в области познавательного развития: - развитие у детей любознательности и познавательной мотивации через изучение правил безопасного поведения на дорогах и овладение специальной дорожной терминологией; - развитие воображения и творческой активности детей через ознакомление и применение методов и форм пропаганды безопасного дорожного движения; - формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах, умения предвидеть опасные ситуации, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией; В области социально- коммуникативного развития: - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий ребёнка через развитие организаторских способностей и общей культуры личности; - добровольное объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми людьми; - социализация личности ребёнка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности. Литература: 1. Правила дорожного движения. - М, 2004г. 2. Репин Я. С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987 3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г. 4. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД. – М, 2004г. 5. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение, 1985г. 6. Князева Р. А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика, 1997г. 7. Сергей Волков. Про правила дорожного движения. - Сборник стихов. 8. Ирина Гурина. Участники дорожного движения. 9. Г. Демыкиной. Песенка дорожных знаков. - Сборник стихов. 10. Сергей Михалков. МОЯ УЛИЦА. Светофор. ШАГАЯ ОСТОРОЖНО. - Сборник стихов. 11. Сидорова Анна. Правила дорожного движения для детей. - Сборник стихов. 12. Правила дорожного движения. Памятка родителям. 13. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007г. 14. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2009г. 15. Н. А. Извекова. Правила дорожного движения. – М. «Просвещение», 1975. 16. ЭН. Безопасные дороги. - Мурманск, 2009 г. ( диск, 15 серий) . 17. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение», 1998. 18. История транспорта. – СПб, 2002г. 19. Открытия и изобретения. – М. : РОСМЭН, 2011г. 20. Л. Гальперштейн. Моя первая книга о технике. – М. : РОСМЭН, 2006г. Форма проведения самообразования- кружковая: - 2014- 2015 гг. - «Светофорик»( участники- дети старшей группы, проходил еженедельно) ; - 2015- 2016гг. - отряд ЮИД( участники 8 детей подготовительной группы) .
УТВЕРЖДАЮ: ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ д/ с№ 27 Цуприкова Г. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 года Тема: Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста. Воспитатель: Щербинина Н. П. Зеленогорск 2016- 2017г. г. Актуальность работы: Ранний возраст является наиболее важным периодом формирования фундамента общего умственного воспитания ребенка. Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов – формы, цвета, величины. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Проблемы сенсорного воспитания связаны с ролью восприятия, как психического процесса, в жизни и воспитании ребенка. Для каждого психического процесса существуют свои, наиболее благоприятные периоды, развития: для младенческого возраста- ощущения, для раннего возраста- речь, для дошкольного- восприятие, для младшего школьника- мышление. Если ребенок раннего возраста недостаточно был включен в соответствующую для этого периода предметную деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других явлений при переходе на следующий этап. Исходя из отмеченных особенностей возрастного развития, чрезвычайно важно создать благоприятные условия для воспитания детей в соответствии с возможностями детей. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста. Цель р аботы: обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей, развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста. Задачи: — формировать у детей разнообразные обследовательские действия; —формировать у детей знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; —побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов; —развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свой ств пр едметов в самостоятельной деятельности. Сенсорные эталоны- это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии- слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр. , что составляет их системность. Ребенок 1 младшей группы ДОУ знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. После 2, 5 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно- исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Восприятие у детей раннего возраста, становясь под руководством взрослого, управляемым, осмысленным, интеллектуальным, процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Так, с точки зрения А. А. Катаевой, усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно- эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время. Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование З. А. Михайловой, ребенок ориентируется в направлениях вперед- назад, вверх- вниз, вправо- влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реакции( «тут», «там», «здесь» и т. д. , сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений. Формирование более обобщенных представлений о пространстве у детей раннего возраста обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи. Таким образом, главное в сенсорном воспитании детей раннего возраста в ДОУ состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов ( эталонов) к использованию усвоенных представлений. Последовательное, планомерное обследование предмета- словесное описание его разных свойств- трудная задача даже для данного возраста. Возможность ее успешного разрешения в группе детского сада связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Эффективным развивающим средством здесь становится дидактическая игра. В игре дети достигают успехов в сенсорном развитии только при систематическом обучении. Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей сенсорных понятий и представлений. Занятия проводились как фронтально, так и индивидуально 2 раза в неделю. Проводились занятия в игровой форме. Констатирующий этап эксперимента показал, что для работы по сенсорному развитию детей раннего возраста надо обратить особое внимание на следующие умения. 1. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т. д. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур ( форма, цвет, размер) . 2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги. 3. Классификация предметов по одному, двум признакам – по форме, по форме и цвету, по цвету и величине. 4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх развивающего характера по образцу. Формирование сенсорных представлений мы проводили в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в различных видах игр, на прогулке, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по сенсорному воспитанию детей экспериментальной группы. Для этого мы разделили все игры по принципу « от простого к сложному». Вся экспериментальная программа по сенсорному воспитанию детей была приведена в соответствии с программой обучения и проводилась по следующему плану. 1. Выявление подготовленности детей. 2. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Круг, треугольник, квадрат. 3. Сравнение групп предметов. Понятия «больше», «меньше», «столько же». 4. Сравнение предметов по форме. 5. Сравнение предметов по величине. 6. Сравнение предметов по цвету. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Успешному проведению дидактических игр способствует умелое психолого- педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата. Содержание и методика дидактических игр- занятий направлены и на общее развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Для ребенка данного возраста - это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. При построении занятия необходимо использовать потребность детей действовать с предметами и в то же время управлять их активностью в соответствии с поставленной задачей. Ниже приведены конспекты дидактических игр, использованных на формирующем этапе эксперимента. «СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ » Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров( большой и маленький, поднос. Методические рекомендации: педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке ( маленький) . Затем ребенок выполняет самостоятельно. Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков. «НАЙДЁМ КАЖДОМУ ШАРИКУ СВОЙ ДОМИК» Цели: учить совмещать предмет с отверстием ( соотносящие действия) ; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой. Материал: доска с отверстиями, каждое отверстие закрашено определенным цветом, шарики 4- х основных цветов. «СДЕЛАЕМ КАТЕ БУСЫ» Цели: развивать внимание, целенаправленные действия; учить соотносить отверстие шарика со шнурком; развивать зрительно- двигательную координацию при действии двумя руками. Материал: шарики, шнурки. «ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ» Цели: учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно- двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов( форму, величину и т. д. , объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий. Материал: коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету. Усложнение: закрывает коробочки, разные по форме ( выбор из двух) ; закрывает коробочки, разные по величине; закрывает коробочки, разные по цвету. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ» Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие; продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев; совершенствовать координацию и точность движений. Материал: баночки с прорезями: 1) для геометрических форм; 2) для разноцветных крышек; 3) для колпачков от фломастеров. «ИГРЫ С МОЗАИКОЙ» Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами ( мозаикой) ; обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету и форме; развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций ( кровать, стул, скамейка) ; продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев. Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая. «СОСТАВЬ БУКЕТ» Цели: развивать умение действовать в определенной системе, подбирая цветы по цвету стебелька. Развивать ориентировочную активность, умение рационально выполнять действия ( схватывание, перекладывание, накладывание) . Материал: карточки на каждого ребенка с рисунком «ваза с цветами»; дидактический материал- цветы четырех основных цветов. «СОСТАВЬ УЗОР ИЗ ПУГОВИЦ» ( коврик для кошечки) Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами ( пуговицами) ; формировать зрительно- двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий. Материал: пуговицы большие и маленькие различного цвета, полотно с накатанным пластилином. Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать ( взять) пуговицу тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составляя коврик для кошечки». Усложнение: выбор цвета и величины. «КРАСИВЫЕ УЗОРЫ» Цели: продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин; развивать мелкую моторику. Материал: большие и маленькие круги ( квадраты, овалы, треугольники и др. ) ; чистые полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом. Методические рекомендации: педагог выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: «Большой круг, маленький и т. д. ». Показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой- маленький. Дети выполняют, ориентируясь на образец. Усложнение: чередование по цвету. «ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МОЗАИКИ»( дом, дорожка, скамейка, забор, стул, стол, кровать) Цели: развивать внимание к цветовым свойствам предметов, показывая, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения; совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук. Материал: мозаика геометрическая, цветная. «ВЫКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Цели: фиксировать внимание детей на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить детей составлять из геометрических фигур простые предметы ( дом, снеговик, машина, ёлочка др. ) ; развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной задачи; совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук. Материал: геометрические фигуры разного цвета и величины. «ОБВЕДИ И НАРИСУЙ» Цели: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности ( в рисунке) ; понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение; развивать мелкую моторику. Материал: шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы. Методические рекомендации: вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета ( по шаблону) ; затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно. На таких дидактических играх- занятиях взрослый пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. Развитие у детей способности слушать без нарушения одного из основных дидактических принципов- сочетания наглядности и слова- обеспечивается определенным соотношением между наглядными приемами и словом. Важно так организовать зрительные впечатления, чтобы они, выполняя свою воздействующую роль, не отвлекали от слушания. При этом необходимо соблюдение постепенности и последовательности в достижении поставленной цели. Занятия и дидактические игры проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения занятий, игр отводится специальное время в режиме дня. Таким образом, на основании полученных ди агностических данных в группе были созданы необходимые психолого- педагогические условия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста: 1) создана предметно- развивающая среда с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности; 2) использована программа дидактических игр, направленных на расширение сенсорных представлений и знаний ребенка и повышение общего их сенсорного развития. Работа по теме самообразования строится, прежде всего, на расширении предметно- развивающей среды в группе, организации мастерской среди родителей «Шаг за шагом» и изучении методической литературы по теме и использования опыта педагогов в своей работе.