Поиграйте дома. Тактильные игры.
Поиграйте дома
Тактильные игры для детей раннего возраста
Тактильные игры служат налаживанию, развитию и поддержанию эмоционального контакта мамы и малыша. Кроме того, позволяют отлично разнообразить их будни, стимулировать ребенка к ответному общению, речевому и психологическому развитию и просто успокаивать его в определенные моменты.
"А ты можешь так сделать?"
Держа малыша на руках, встаньте перед большим зеркалом и скажите:
"Посмотри на прелестного малыша". Пока малыш смотрит в зеркало,
придавайте своему лицу, отражающемуся в зеркале, разные выражения. Ребенок
не преминет скопировать их. Возьмите руку ребенка и скажите: "Видишь ручку
малыша?" Проделайте то же самое с различными частями тела ребенка.
Поцелуйте ребенка, поцелуйте свое отражение, подмигните, поиграйте в
"ку-ку".
"Где ты?"
Играйте в эту игру, когда малыш сидит на своем высоком стуле. Сделайте вид,
что вы не можете найти его. Несмотря на то, что он прямо перед вами.
Спросите: "Где (имя ребенка)?" спросив так, посмотрите по сторонам, в свой
карман, в выдвижной ящик стола, под стол, за высокий стул и т.д. После того,
как вы все обыщете примерно в течение минуты, обнаружьте малыша и
выразите удивление: "Вот ты где?" Обнимите и расцелуйте малыша.
"Ку-ку"
Играть в прятки с малышом можно по-разному. Закройте глаза ладонями.
Прикройте глаза ребенка его руками. Повесьте одеяло между собой и малышом.
Выглядывайте из-за одеяла - справа, слева, выше и ниже его. Прячьтесь за
большую игрушку, куклу, полотенце. Положите ребенка на постель. Накиньте
на него легкое одеяло и заглядывайте под него, приподнимая и снова опуская.
"Скачет конь"
Посадите ребенка себе на колени лицом к вам. Декламируйте стишок.
Скачет, скачет конь полями,
Скачет, скачет конь лесами.
Пыль летит из-под копыт -
Конь на ярмарку спешит.
Только он на мост взлетел -
Мостик громко заскрипел,
На две части разломился,
Прямо в речку обвалился!
При словах "разломился" и "обвалился" раздвиньте ноги, чтобы малыш мог
"упасть" между ними, затем сразу же поднимите его назад. На всякий случай
держите его за талию. Покажите ребенку, как играть в эту игру с куклой или
игрушечной зверюшкой.
"Где я?"
Скажите малышу, что вы сейчас спрячетесь. Спрячьтесь за стулом или под
столом. Очень важно, чтобы ваш ребенок видел, куда вы спрятались: тогда он
сможет вас найти. Когда вы спрячетесь, начинайте петь на мотив, который вам
нравится, незамысловатую песенку:
Сможешь ли найти меня,
Найти меня, найти меня?
Где же я, где же я?
Можешь быть, я под столом?
Под столом, под столом?
Где же я, где же я?
Когда малыш найдет вас и потянется к вам, крепко обнимите его. Продолжая
игру, прячьтесь в различные места в этой и в других комнатах. Ваш ребенок
научится без страха ходить из комнаты в комнату и больше узнает о том, где он
живет.
"Стук да стук каблучком, это мы на холм идем"
Рассказывайте стишок, держа ребенка у себя на коленях.
Стук да стук каблучком, Пока вы читаете первые две строчки,
Это мы на холм идем. подбрасывайте малыша осторожно
вверх-вниз.
Вверх-скок, Высоко поднимите его, попросите его при
этом поднять руки над головой.
Вниз-прыг, Опустите ребенка вниз.
По снежку же - кувырк. Начинайте снова его подбрасывать.
"Плывет, плывет кораблик..."
Сядьте на пол лицом к ребенку. Слегка раскиньте его ноги в стороны и
положите на них свои. Возьмите его за руки и начинайте раскачиваться вперед
и назад. Наклоняйтесь вперед до тех пор, пока спина ребенка не коснется пола,
затем возвращайте его в исходное положение. Пойте песенку, сопровождая ею
эту игру.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
"Крольчонок"
Декламируйте стишок и изображайте руками то, что делает крольчонок.
Поднимите вверх указательный и средний пальцы, чтобы изобразить длинные
уши крольчонка, пригните свои большой, безымянный пальцы и мизинец к
ладони. (Тогда из двух поднятых пальцев у вас получится "V".)
Вот здесь, на макушке,
У крольчонка длинные ушки. (Изобразите уши
крольчонка.)
Розовый носик его украшает. (Дотроньтесь до своего
большого пальца.)
Вот так он прыгает, когда убегает. (Изобразите прыжок
крольчонка.)
И бегает быстро весь день напролет.
А вот так он еле-еле бредет. (Перемещайте
руку-крольчонка вверх к подбородку.)
И вмиг засыпает, глазки сомкнув. (Закройте глаза.)
Лапки-малютки свои подогнув. (Погладьте крольчонка.)
"Что мы сделаем с малышом, а?"
Подбрасывайте ребенка на коленях и декламируйте стишок:
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Отнесем-ка его к папе. (Крепко обхватите ребенка и
опустите вниз, между коленями.)
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Отнесем-ка его к папе. (Крепко обнимите ребенка и
высоко поднимите.)
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Пощекочем ______ животик. (Назовите имя малыша)
"Верни мне, пожалуйста"
Сядьте на пол напротив ребенка. Дайте какую-либо нравящуюся ему игрушку и
скажите: "Это тебе". После того как малыш посмотрел на нее, потрогает и
всячески изучит, скажите: "Верни мне ее, пожалуйста". Ребенок должен отдать
вам игрушку. Повторите игру.
"Лисичкина нора"
Разместитесь на полу, посадив ребенка на колени лицом к себе. Крепко сожмите
руку в кулак и скажите малышу, что там внутри - лисичкина нора. Пропустите
палец ребенка между своими пальцами внутрь кулака. Затем откройте руку и
скажите: "Лисички нет дома! Лисичка вернется, когда найдет где-нибудь
косточку". Сделайте вид, что вы жуете палец малыша.
От 1,5 до3 лет
"Покружимся"
Возьмите двух мишек или двух других игрушечных зверюшек для себя и
вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите
малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя
в соответствии с его содержанием, и пусть ваш ребенок делает то же самое.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь.
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Развитие эмоций
Найдите картинки с изображением людей, лица которых выражают счастье,
огорчение, людей, которые смеются, кричат и т.п. Легче всего их обнаружить,
просматривая журналы. Наклейте картинки на картонные карточки. Проделайте
отверстие у краев карточек и соедините их вместе шнурком или тесьмой. Таким
образом, вы сделаете книжку для занятий со своим малышом. Рассматривайте
картинки вместе с ребенком и рассказывайте ему о каждой из них. Если вы
увидите смеющегося человека, громко засмейтесь и, пусть малыш сделает то
же. Если на картинке будет изображен плачущий человек, притворитесь, что и
вы плачете, и пусть ваш малыш сделает то же. Очень важно, чтобы малыш без
принуждения выражал те же чувства, что и люди на картинках. Вскоре ваш
ребенок будет рассматривать эту книжку самостоятельно.
"Две сосиски"
Читайте стишок и действуйте в соответствии с ним вместе с малышом.
Две маленьких сосиски в большой варились миске.
Вода вскипела, в тот же миг сосиска вдруг из миски - ПРЫГ!
Потом одна сосиска в большой варилась миске.
Вода вскипела, в тот же миг сосиска вдруг из миски - ПРЫГ!
Две маленьких сосиски мы скушали с тобой.
Осталась наша миска пустой, пустой, пустой!
Она так огорчилась, что вдруг с плиты свалилась! При чтении первых строчек
первого и второго двустиший смирно лежите на спине, "как сосиски". На
последних строчках всех двустиший быстро переворачивайтесь.
"Ах, какие чудеса!"
Играйте в эту игру, либо посадив ребенка себе на колени, либо стоя и крепко
держа его. Читайте стишок и подбрасывайте малыша.
Ах, какие чудеса -
(Легонько подбрасывайте малыша.)
Свинка взмыла в небеса.
(Поднимите его высоко вверх.)
Человечек тут бежал,
(Продолжайте подбрасывание.)
Он за хвост ее поймал,
Крепко-накрепко вцепился
(Прекратите подбрасывание - крепко держите малыша.)
И на землю с ней свалился.
(Быстро, но бережно опустите его на пол.)
Ах, какие чудеса!
"Если ты малыш хороший..."
Эта игра вызывает массу смеха. Передвигайте свои пальцы по ножке ребенка,
начиная с его лодыжки. Одновременно читайте, например, такой стишок:
Если ты малыш хороший,
А я знаю - ты хороший,
Будешь ты сидеть спокойно,
Улыбаться и молчать,
Когда палец мой проворный
Твою маленькую ножку,
Твою маленькую ножку,
Будет быстро щекотать!
Щекочите малышу коленку, произнося две последние строчки. Повторяйте
стишок, каждый раз называя другую часть тела ребенка. Когда малыш освоит
эту игру, читайте стишок, а он пусть щекочет вас.
"Чепушинка"
Читайте своему ребенку этот незамысловатый стишок:
Крестик, крестик, ("Нарисуйте" крестик на спинке ребенка.)
Чепушинка, (Дотроньтесь до его носика.)
Паучок бежит по спинке, (Пощекочите ему спинку.)
А подул холодный ветер, (Нежно подуйте малышу на шейку.)
Задрожали все на свете. (Пощекочите все его тельце.)
"Я прячусь"
Это увлекательная игра, которую очень любят детишки. В момент, когда ваш
ребенок не смотрит на вас, спрячьтесь и скажите: "Я прячусь, подойди и найди
меня". Прячьтесь за что-нибудь такое, что оставит вас частично видимым,
например, за куст, дерево или угол дома. Сначала ребенок научится на слух
определять, откуда раздается ваш голос, а потом уже будет находить вас
глазами. Эта игра также поможет малышу понять, что плечо или рука, которые
он видит, - это части вашего тела. Малыш будет крайне взволнован, найдя вас.
Тут и следует крепко его обнять.
"Хоровод"
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
Держите ребенка за руки и ходите по кругу, а когда произнесете последнюю
фразу, вместе упадите на землю. Еще вариант:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.