РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Документы для скачивания
Комплекс № 1. 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по¬следовательно указательный, средний и т. д. Проба выпол- няется в прямом( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном( от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три поло¬жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю¬щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку¬лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла¬донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами( « ку¬лак —ребро—ладонь») , произносимыми вслух или про себя. 3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. 4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль¬но- симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, за- метно увеличится эффективность работы всего мозг. 5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно от¬пустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положе¬ние рук «с точностью до наоборот». 6. Добываем огонь. С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями. 7. Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно. Комплекс № 2. 1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. 2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой( вперед, в сторону, назад) . Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. 3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска¬чивайте головой из стороны в сторону. 4. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки( можно прописывать простые геометрические фигуры) . 5. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыха¬ние: вдох в два раза короче выдоха. 6. Качаем палочку. Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку( 2- 3 раза) . 7. Потряхивание. Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе. Комплекс № 3. 1. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой. 2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно. 3. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один- два, один- два- три и т. д. ». 4. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой. 5. Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой. 6. Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т. д. 7. Раздавим орех. Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шар из руки. Комплекс № 4. 1. Сядьте на пол «по- турецки», положите руки на ди¬афрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох. 2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слеп¬ленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерз¬ший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды. 3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до мак¬симальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните. 4. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы¬дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею. 5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки( сначала однонаправлено, затем разнонаправлено) , сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот. 6. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша( палочки) от одного конца до другого вперед и назад. 7. Тигр кусает шар. Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток. Комплекс № 5. 1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе. 2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры( круг, треугольник, квадрат) или цифры. 3. Делайте движения челюстью в разных направлениях. 4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх. 5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движе¬ния, аналогичные велосипеду. 6. Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз. 7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони. Комплекс № 6. 1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз. 2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов ру¬ками, разводя их в стороны. 3. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запя¬стья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой. 4. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по по¬рядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их. 5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрям¬ляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синх¬ронные движения кистями рук. 6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев. 7. Когти дракона сжимают жемчужину. Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев. Комплекс № 7. 1. Дышите только через одну ноздрю( сначала левую, затем правую) . 2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться. 3. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз. 4. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку( ключ, пуговица, скрепка и т. д. ) . 5. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить. 6. Вращаем палочку. Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку( между указательным и средним пальцами) . Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т. д. Происходит вращение палочки. 7. Перекаты( выполняется по возможности расслабленной кистью) . Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами. Во внеурочное время можно использовать игры, формирующие произвольность поведения( игры с правилами) . Игры с правилами не теряют своего смысла, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. В то же время они привлекательны и значимы для детей. Их можно использовать на уроках( кратковременные физминутки) так и во внеучебное время на прогулках. В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Игра позволяет поставить ребенка в ситуацию, где нужно действовать по образцу. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную активность, ситуативность поведения. Что способствует овладению правилами, нормами поведения. При этом изменяется его деятельность, она становится сознательно регулируемой, произвольной. Естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. Сигналами осознания правил становятся: • замечания, которые дети начинают делать друг другу в случае нарушения; • самостоятельно продолжают игру без активного участия взрослого. Комплекс игр с правилами «Запрещенное движение» Цель: развитие внимания. Условия игры. Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: " Руки вверх! " . Тот, кто выполняет" запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями. «Кто быстрее» Цель: контроль импульсивности. Условия игры. Дети должны как можно быстрее дойти от одной черты до другой, однако не бежать, а именно идти. Кто побежит, тот" сошел с дистанции" ( сдерживание столь естественного для дошкольников движения, как бег, особенно трудно дается им, но в то же время это оптимальный способ научить ребенка владеть своим поведением) . «Найди отличие»( Лютова Е. К. , Монина Г. Б. ) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания. Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку( кошку, домик и т. п. ) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой- либо рисунок и отворачиваются( при этом возможность движения не ограничивается) . Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли. «Золушка» Цель: развитие распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью( белой, коричневой и цветной) . Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей. «Фасоль или горох? » Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза. «Скучно так сидеть» Цель: развитие внимания. Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул. «Сиамские близнецы» Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Условия игры. Детям дается инструкция: “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что- то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. ” Примечания. Чтобы “третья” нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинами, головами и т. д. «Мишки и шишки» Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности. Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Вместо шишек можно использовать другие предметы- мячики, кубики и т. п. «Передай мяч» Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи мяча: • над головой; • справа или слева( можно чередуя лево- право) ; • внизу между ног. Примечание. Все это может проделываться под энергичную музыку. «Аисты – лягушки» Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста”( стоять на одной ноге, руки в стороны) . Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки”( присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу) . На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз- так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы. «Поиграем с предметами» Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7- 10 небольших предметов. 1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем- нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы. 2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали. 3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены. 4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. 5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. 6. Разбить предметы на группы по 2- 4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы. Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов( сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию) , увеличивая в дальнейшем их количество. Подобные игры, несмотря на внешнюю простоту их правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и являются определенным шагом в овладении своим поведением. И это преодоление, что особенно ценно, происходит не по приказу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию самого ребенка. Такая маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку. Эти игры могут проводится как на специальных занятиях психологом, так и учителем, воспитателем на занятии во время “физкультминутки”, на прогулках, а также родителями ребенка в домашних условиях. Так же мы считаем важным вместе с детьми обсуждать планы и подводить итоги дня, а именно вспоминать о своих поступках и поступках окружающих. Благодаря этим приёмам появляется способность осмыслять свои действия, подчинять свои сиюминутные желания более важным и отдаленным целям. Правда, такая способность возникает не сразу и требует длительной поддержки взрослых.