Игровое экспериментирование
Игры с водой
- Переливание воды: из кружки в кружку, через воронку, через решето
- Пускание плавающих целлулоидных, резиновых игрушек («Весёлые путешественники», «Уточки плавают»).
- Пускание лодочек, корабликов, пароходов(«Весёлые кораблики»).
- Вылавливание из воды сачком мелких предметов(рыбок)
- Бросание в воду: целлулоидных шариков, маленьких камешков, деревянных шариков, резиновых мячей
- Тёплая и холодная вода.
- «Цветная вода»(краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды).
- «Волны»(дети дуют на воду).
- «Ветер»(дети дуют на кораблик, чтобы он скорее причалил к другому берегу).
- «Нырки»(дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы – и игрушки выпрыгивают из воды).
- «Вот какая пена»(дети взбивают пену в тазу).
- «Ловкие пальчики»(дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного таза в другой).
- «Бульбочки»(в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой).
- «Чудесный мешочек»В любую ёмкость с водой опустить игрушку или предмет. Ребёнку завязывают глаза. Необходимо на ощупь определить, что это за предмет, по каким признакам узнал?
- «Мыльные пузыри»У кого пузырь поднялся выше? Все красивые, переливаются на свету, уточнить их величину.
- «Фонтанчик»(вода течёт, журчит, брызги летят, капельки капают).
- «Тонут – плавают»(лёгкие предметы в воде плавают, тяжёлые – тонут).
- «Дождик»- сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.
- «Следы на доске»- намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками.
- «Игра - забава заводными игрушками для воды ».
Игры с песком
- Сгребание песка в кучу лопаткой.
- Переноска песка в ведёрках («Мало – много; легко – тяжело; сырой – сухой»).
- Пересыпание песка через воронку в просвечиваемую посуду.
- Выкладывание форм из сырого песка («Лепим колобки», «Делаем фигурки»).
- Печатание на сыром песке (следы разной обуви, отпечатки следов игрушек с колёсами или полозьями, протаптывание дорожки к домикам игрушек, «трактор»).
- Построение домика для игрушечных животных, кукол.
- Рисование палочкой на сыром песке («Солнышко», «Дождик», «Дорожки»).
- Копание песка совком (выкопать большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышки).
- Подготовка канавки или горки для прогулки кукол.
- Игра «Что я закапала в песке».
- «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведёрка с дырочкой в дне, делая разные узоры).
- « Песочный дождик»-сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- «Необыкновенные следы»- идут медвежата, кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях, ползут змейки» -расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой в разных направлениях, бегут жучки-паучки» -двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются».
Игры с бумагой
- «Смятая бумага»- листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.
- «Колобок»-нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство, папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький
- «Найди сюрприз»-завернуть в бумагу небольшой предмет, обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»
- « Обед для кукол»-отрываются пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки.
- «Тропинка»-соорудить тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы.
- «Веселая полянка»-чистый лист бумаги смазать его клеем, цветную бумагу разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски.
- « На что это похоже?»-нарвать много кусочков бумаги, рассмотрите эти части, сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.
- «Угадай пальчиками» -потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной бумаге, картону и определить на ощупь какая это бумага
- «Рулончики»-скатывание бумаги в рулончики.
- « Дождь и снег» сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».
- «Полет в космос»- в пластиковую бутылку-ракету посадить «пассажиров», засунуть порванные кусочки в горлышко бутылки.
- «Снежки»-сомнуть ее в комочки, метать друг в друга
- « Самый меткий »-скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку.
Предыдущие материалы