«Развитие ребёнка. Культурно-гигиенические навыки»
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Развитие ребёнка. Культурно- гигиенические навыки» Подготовил: Воробьева Людмила Александровна, воспитатель1кк, МКДОУ детский сад №2 Воронежская обл, г. О строгожск Вхождение малыша в мир взрослых осуществляется с первых дней жизни. Формирование культурно- гигиенических навыков - чрезвычайно важный процесс социализации. Этот процесс нельзя оставлять на потом. Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы: игрушки, одежду, столовые приборы и т. д. , следить за собой. При знакомстве с предметами и освоении их, у ребенка развивается его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, качества, названия – при этом, развивается его память и речь. При действии с предметами, ребенок размышляет, развитие при этом мелких мышц, движений рук влияет на развитие его речи, интеллекта. «Держим ложку в правой руке»; «Вытираем губы салфеткой»; Говорим «Благодарю! » после еды Ребенок ещё мало чего умеет делать, поэтому всякие действия даются с большим трудом. И не всегда начатое дело доводится до конца, особенно если ничего не получается. Пусть родители или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь трудно удержать мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». «Оденемся сами». Для того чтобы завершить начатые действия, получить нужный результат, сделать всё в нужной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом для ребёнка важным становится качество выполнения действий, он учится доводить начатое дело до конца, стремясь к цели деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно- гигиенических навыков создают необходимые условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы родители, ненавязчиво, а порой и в игровой форме, обращали внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. В зеркале малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к управлению своим внешним видом. «Давай причешем волосы сами». Дети до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия сначала вместе с взрослыми, а потом самостоятельно. Наибольшее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действий, что подтверждается соответствующей оценкой взрослых. Стремление заслужить одобрение, похвалу становится стимулом, побуждающим ребенка к выполнению действий. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с правилами. Теперь он радуется не тому, что он причесался, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно! ». Пути формирования культурно- гигиенических навыков ( КГН) . Пути формирования КГН совпадают с основной линией психического развития в раннем возрасте- становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом- орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: ребенок закрывает и открывает дверки шкафа, кладёт игрушки на место, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: у игрушек должно быть свое место, в ванной комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности- игры. В играх ребёнок отражает ( особенно первоначально) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности- труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать брюки, носки, ботинки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. Сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит увеличение единиц действия, когда ребенок работает уже не с одним предметом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. Ребенок переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и за своими вещами, за порядком. Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание опыта ребёнка.