Игра - путешествие "Без рук, без топоренка..."
Документы для скачивания
Конспект игры-путешествия
Игра-путешествие «Без рук, без топоренка…»
Возраст детей: средняя группа.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Животные».
Программные задачи:
- актуализировать и дополнять представления детей о жилищах, которые строят животные в природных условиях, учить применять знания для решения учебной задачи;
- развивать познавательный интерес, активизировать словарный запас.
Оборудование и материалы: персонаж Лунтик (игрушка); рисунки с изображением муравейника, норы, гнезд аиста, бобровой хатки, осиного гнезда, черепахи, улитки; шапочки (либо картинки) муравья, аиста, бобра.
Предварительная работа. Чтение произведений о животных (В. Бианки, Н. Сладков, Д. Мамин-Сибиряк, Е. Чарушин и др.), дидактическая игра «Кому что?», настольно-печатная игра «Кто где живет?», беседы о жизнедеятельности диких животных, компьютерная презентация «Дома животных».
Ход игры-путешествия
Мотивационно – ориентировочный этап
К детям приходит Лунтик, он услышал загадку «Без рук, без топоренка построена избенка».
Проблема: Лунтику негде жить, и он хочет найти мастеров, которые упоминаются в загадке, но не знает, где их искать.
Цель работы детей: Помочь Лунтику.
Учебная задача:
- Помочь Лунтику разобраться, есть ли на планете Земля такие мастера, которые строят дома «без рук, без топоренка».
- Помочь Лунтику выбрать себе жилище.
Поисковый этап
Педагог предлагает детям высказать свои идеи о том, как они могут помочь Лунтику. По итогам обсуждения создается графический план предстоящей работы.
- Обсудить, где нужно искать мастеров, которые умеют строить дома «без рук, без топоренка».
- Познакомить Лунтика с мастерами, попросить их о помощи.
Практический этап
Разгадывание загадок «Разные жилища»
Организуется обсуждение: могут ли люди строить дома, не используя ни рук, ни инструментов? Кто еще строит различные жилища?
Педагог предлагает детям разгадать загадки о жилищах животных.
Пес, живущий во дворе,
Спит ночами в ….(конуре).
Белке спать зимой тепло,
Если спрячется в ….. (дупло).
В этом доме до весны
Бурый мишка смотрит сны. (Берлога)
Длинный домик под землей
Извивается змеей.
Этот коридор-дыра
Называется….(нора)
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Сладкий домик сторожат. (Улей)
Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты. (Муравейник)
Колыбель для деточек
Из травы и веточек. (Гнездо)
Дети выбирают рисунки, на которых изображены отгадки к загадкам, поясняют, какие жилища сделаны животными. Лунтик хочет узнать, как сделан каждый из «домов». Он уверен, что сможет сделать любой из них, что это очень просто.
Педагог предлагает Лунтику отправиться вместе с детьми в путешествие и узнать, как животные строят свои дома.
Диалог по картинкам «Идем в гости»
Путешествуя по группе, дети попадают в гости к различным животным. Видя изображение того или иного жилища, им нужно предположить, кто в ней живет. Один из детей берет картинку соответствующего животного, «превращается» в него, отвечает на вопросы других детей и Лунтика.
Организуется посещение жилищ муравья, аиста, бобра. В каждом случае роль хозяина выполняет ребенок, подготовивший краткий рассказ об определенном животном.
Образные упражнения «Чтобы дом построить новый»
При посещении каждого из домов Лунтик просит показать, как он построен. Дети отвечают на его вопрос при помощи пантомимы, имитируют действия животных-строителей.
Рефлексивно-оценочный этап
Работа по сюжетным картинкам «Разные дома»
Педагог обращает внимание детей на план, организуется обсуждение: какие пункты плана и как удалось выполнить, получилось ли ответить на вопрос Лунтика. Лунтик благодарит детей, просит их помочь выбрать ему дом. Дети с опорой на вопросы педагога рассуждают, чем удобно то или иное жилище, в чем его недостатки, подойдет ли оно Лунтику. Поскольку Лунтика не устраивают жилища животных, педагог высказывает предположение, что ему нужен дом как у людей. Лунтик соглашается и просит детей нарисовать для него дом.