Доклад
Документы для скачивания
ДОКЛАД на тему «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА » Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика. Э тика — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Н а протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную св ободу творческого самовыражения, И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разд еляя все их радости и невзгоды», Р. Оуэн, А. С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни. Если вы еще не готовы полюбить всей душой каж дого вверенного вам ребенка( и послушного, и озорного, и прилежного, и нерадивого, и аккуратного, и неряху) , то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестаби льности подрастающее поколение нуждается в особой защите. Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности. Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об обр азовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка( 20. 11. 1989) говорится, что каждый ребенок имеет пр аво на полноценное образование- занятия искусством, музыкой, спортом, на собственное мнение и т. д. С ледует сказать о недопустимости любых насильствен ных действий в отношении детей- навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, т. к. э ти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию. Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки. Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Представим такую ситуацию. Вы, молодой специалист, выпускник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический ко ллектив. Советую придерживаться нескольких правил. • Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представителей разных поколений. • Обсуждая открыты й урок или занятие учителя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку. • Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в эт ом дете й, педагога, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах. • Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте. Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе. Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда ( одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности) . Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Эстетика — наука о природе, эмоционально- ценностного отношения человека к миру, о прекрасном( красоте) в жизни и в искусстве. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе. Во- первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно- образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Во- вторых, было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Не случайно В. А Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода, служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой. В- третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. И хотя в педагогической деятельности совсем не обязательно демонстрировать профессиональное актерское мастерство, работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры — «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь словами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств. Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть художником своего урока- сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, критиком. Завершая размышления о связи педагогической и художественной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованными собратьям по перу: Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту? Не относится ли этот вопрос в той же мере к людям, посвятившим себя служению педагогике? Заметим, что успешное использование средств эстетики в учебно- воспитательных целях во зможно лишь тогда, когда педагог имеет соответствующую подготовку. Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевопло щаться. Подготовила и выступила с докладом на Педагогическом Совете школы 10 ноября 2017года