Рабочая программа 17-18гг
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №67 «УМКА»
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ДС № 67 «Умка» _______________ О.В.Щеголева Приказ № ______ от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
Музыкальный руководитель: В.В.Безрукавая
Начат_____________________
Окончен___________________
Содержание
№ п.п. |
Содержание |
Страницы |
|
1.Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1.1. |
Цели и задачи реализации Программы |
4 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к реализации Программы |
4 |
1.1.3. |
Характеристика возрастных особенностей детей по разделу «Музыка» |
5 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения Программы |
7 |
1.2.1. |
Целевые ориентиры дошкольного образования |
7 |
1.3. |
Интеграция образовательных областей |
10 |
|
2. Содержательный раздел |
|
2.1. |
Описание образовательной деятельности |
11 |
2.1.1. |
Задачи разделов группы ОРН 2-3го года жизни |
11 |
2.1.2. |
Перспективно-тематическое планирование группа ОРН 2-3года |
12 |
2.1.3. |
Задачи разделов группы ОРН 3-4го года жизни |
18 |
2.1.4. |
Перспективно-тематиченское планирование группаОРН 3-4года |
19 |
2.1.5. |
Задачи разделов группы ОРН 4-5го года жизни |
26 |
2.1.6. |
Перспективно-тематическое планирование группаОРН 4-5 года |
28 |
2.1.7. |
Задачи разделов группы ОРН 6-7го года жизни |
38 |
2.1.8. |
Перспективно-тематичекое планирование группа ОРН 6-7года |
39 |
2.1.9. |
Задачи разделов группы7го года жизни с нарушением речи (ОНР) |
49 |
2.1.10. |
Песпективно- тематическое планирование группа 7года жизни с нарушением речи (ОНР) |
50 |
2.1.11. |
Календарное планирование группы ОРН 2-3года жизни |
60 |
2.1.12. |
Календарное планирование группы ОРН 3-4года жизни |
75 |
2.1.13. |
Календарное планирование группы ОРН 4-5года жизни |
95 |
2.1.14. |
Календарное планирование группы ОРН 6-7года жизни |
116 |
2.1.15. |
Календарное планирование группы ОРН 7года жизни (ОНР) |
139 |
|
3.Организационный раздел |
|
3.1. |
Учебный план |
165 |
3.2. |
Формы организации образовательной деятельности |
166 |
3.3. |
Взаимодействие с родителями |
166 |
3.4. |
Программно-методическое обеспечение |
166 |
3.5. |
Основные средства обучения |
167 |
3.6. |
Диагностическое обследование музыкальных способностей |
|
3.6.1. |
Планируемые результаты освоения раздела группы детей 2-3 года жизни |
168 |
3.6.2. |
Планируемые результаты освоения раздела группы детей 3-4 года жизни |
170 |
3.6.3. |
Дианостические задания |
172 |
3.6.4. |
Планируемые результаты освоения раздела группы детей 4-5 года жизни |
179 |
3.6.5. |
Дианостические задания |
182 |
3.6.6. |
Планируемые результаты освоения раздела группы детей 6-7 года жизни |
188 |
3.6.7. |
Дианостические задания |
191 |
3.6.8. |
Планируемые результаты освоения раздела группы детей 7 года жизни с нарушением речи (ОНР) |
197 |
3.6.9. |
Дианостические задания |
200 |
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в ДОУ на 2017-2018 учебный год.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- «Закон РФ об образовании»от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008. № 666 (далее – Типовое положение).
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работыв дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».
Рабочая программа по музыкальному развитию младших дошкольников является модифицированной и составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей раннего возраста, младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста.
1.1.1. Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- воспитание интереса к музыке;
- обогащение музыкальных впечатлений детей;
- ознакомление детей с элементарными музыкальными понятиями, обучение простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и ладо-высотного слуха, чувство ритма, формирование певческого голоса;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
1.1.2.Программа построена с учетом следующих принципов:
- связь музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью;
- сочетание высокохудожественной народной, классической и современной музыки;
- сюжетно-игровое единство музыкального занятия. Во всех случаях, когда это возможно, занятия объединяются единым сюжетом. Дети живут в этом сюжете, в этой музыке, которая проходит в нескольких видах музыкальной деятельности;
импровизация. Она касается работы детей и взрослых.
Музыкальные занятия строятся по «блокам» тем, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Времена года», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка и какой она бывает». Каждый из этих блоков конкретизируется в одной или нескольких темах. Всего в году 11 тем. Ни блоки, ни темы не абсолютны и не «привязаны» к определенному времени и месту.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей.
На основании программ: «Истоки» Л.А.Парамонова, «Камертон» Э.П.Костина, и «Музыкальные шедевры»
О.П. Радыновой составлена учебная программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Программа «Ритмическая мозаика» выступает как компонент ДОУ.
Программой предусмотрено перспективно-тематическое планирование по всем возрастным группам.
Для обследования детей используется диагностика «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» - автор К.В.Тарасова,1993год.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 2 раза в год: в начале и конце учебного года (сентябрь, май).
1.1.3. Характеристика возрастных особенностей детей
Группа общеразвивающей напрвленности детей 2-3 года жизни.
Эмоционально реагирует на музыку, испытывает радость.Слушает музыку с интересом.Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).Вместе с воспитателем подпевает музыкальные фразы в песне.Поет неслаженно. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.Выполняет движения: притопы одной ногой ,перетопы,хлопки в ладоши,поворачивания кисти рук.Различает и называет музыкальные инструменты :погремушка, бубен.
Группа общеразвивающей направленности детей 3-4 года жизни
Эмоционально реагирует на музыку, испытывает радость. Внимательно слушает от начала до конца короткие пьесы. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Выделяет отдельные средства выразительности, слышит в музыке изобразительные моменты, определяет к какому из З -х жанров относится (марш, танец, песня) и на каком известном инструменте исполняется. Может выразить свои впечатления в движении и рисунке. Певческий голос слабый, дыхание короткое, артикуляция нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще. Примерно половина детей не интонирует чисто большинство 1-2 звука мелодии. На 4 году жизни определяется тип певческого голоса, причем у большинства - средний. У младших дошкольников развит тембровый слух, что позволяет ориентироваться в звучании инструментов и контрастных регистров.Различает яркий контраст в музыке, могут поплясать (веселая музыка), постоять и послушать (грустная музыка). Воспроизвести образный несложный сюжет. Плохо ориентируется в пространстве зала (двигаются стайкой, не охватывают пространство в процессе движения).
Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 года жизни
Активны, моторы. В окружающем пространстве ориентируются увереннее. В движении воспроизводят и менее контрастную музыку и более сложную. Самостоятельно определяют жанры: марш, танец, выбирая соответствующие движения. На 5 -м году происходит качественный скачок в развитии интонирования. Высокая степень развития динамического слуха делает возможным воспроизведение не только контрастных степеней громкости, но и тонких переходов между ними. В системе чувств ритма в наибольшей степени представляет чувство темпа. В младшем дошкольном возрасте деятельность подбора музыки по слуху проходит две ступени, ориентировочно тембровую и ритмическую. Основной вид музыкального творчества импровизация.
Группы общеразвивающей направленности детей 6-7 года жизни
Старший дошкольный возраст отличает более богатый жизненный и музыкальный опыт. При определении общего характера, настроения музыки дети ориентируются на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп, тембр; темп и динамика одновременно). У большинства детей появляется интонационно мелодическая ориентация музыкального восприятия, обогащается индивидуальная интерпретация музыкального образа,ассоциации. Восприятие музыкального образа становится более адекватным. Дети усваивают понятия жанр, ключевые понятия музыки (инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец, плясовая, вальс, полька и др.). Обобщаются представления о форме, легче определяют ее, занимаясь музыкальными движениями, игре на инструментах. Дети слышат и передают в движениях темп. Динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Владеют главными видами основных движений (шаг, бег, прыжки). Однако не достает пружинности, легкости, не отработана техника поскоков и танцевальных движений.
Более чистым становится интонирование голосом. Улучшается артикуляция крепнет и удлиняется дыхание.
Группа общеразвивающей и компенсирующей направленности 7 года жизни с нарушением речи (ОНР).
в подготовительной группе одна треть детей чисто интонирует с аккомпанементом, и лишь отдельные дети поют без аккомпанемента. Дети владеют основными приемами игры на ударных и звуковых инструментах. С легкостью воспроизводят общий характер произведения, тембровые и динамические краски, ритм, структуру, некоторые элементы мелодии, чувствуют форму. Учатся подбирать мелодию на фортепиано и переносить способы действия на другие музыкальные инструменты.
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. Целевые ориентиры художественно - эстетического развития (музыкальное развитие)
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Младший дошкольный возраст
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребёнок эмоционально вовлечён в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.
Ребёнок умеет:
- слушать музыкальные произведения до конца;
- узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте (октава);
- замечать динамические изменения (громко – тихо);
- петь, не отставая друг от друга;
- выполнять танцевальные движения в парах;
- двигаться под музыку с предметами.
Средний дошкольный возраст
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
Ребёнок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.
Ребёнок умеет:
- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
- узнавать песни, мелодии;
- различать звуки по высоте (секста – септима);
- петь протяжно, чётко произносить слова;
- выполнять движения в соответствии с характером музыки;
- инсценировать вместе с педагогом песни;
-играть на металлофоне.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребёнок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.
Ребёнок умеет:
- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
- петь без напряжения, лёгким звуком, отчётливо;
- произносить слова, петь с аккомпанементом;
- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с трёхчастной формой произведения;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу;
- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.
Старший дошкольный возраст (7 лет)
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
ребёнок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.
Ребёнок умеет:
- определять музыкальный жанр произведения;
- различать части произведения;
- определять настроение, характер музыкального произведения;
- слышать в музыке изобразительные моменты;
- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;
- сохранять правильное положение корпуса при пении;
- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
- передавать несложный ритмический рисунок
- качественно выполнять танцевальные движения;
- инсценировать игровые песни
- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.
1.3.Интеграция образовательных областей
Музыка |
«Физическое развитие». Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
«Познавательное развитие». Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
«Социально – коммуникативное». Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Художественно – эстетическое направление». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
2.Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности
2.1.1. Задачи разделов группы общеразвивающей направленности детей 2-3 года жизни
Цель: Воспитывать интерес к музыке , желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Виды деятельности |
Задачи |
Слушание- восприятие
|
Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музы-кальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать
|
Певческая деятельность |
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление вни- Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению. |
Музыкально-ритмическая деятельность:
упражнения пляски |
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через |
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах |
Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка, и т. п. а так же со звучащими игрушками типа шарманки. |
2.1.2. Перспективно - тематическое планирование области «Музыка»
группы общеразвивающей направленности детей 2-3года жизни
Сентябрь
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Репертуар |
Слушание |
Учить детей слушать музыку спокойного характера. Воспитывать любовь и интерес к музыке.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.Учить различать тихое и громкое звучание музыки. |
«Ладушки-ладошки» Иорданского, «Зайка» р.н.прибаутка, «Танечка, баю-бай», Агафоникова |
Развитие слуха и голоса |
Учить детей различать тихое и громкое звучание музыки, отмечать хлопками изменение в динамике музыки. |
«Тихо-громко» Е.Тиличеевой
|
Пение |
Приобщать детей к пению, учить подпевать повторяющие слова. Подстраиваться к интонации воспитателя. |
«Да-да-да» Е.Тиличевой, «Баю-баю» М.Красева |
Музыкально-ритмические движения: упражнения |
Учить детей ходить в разных направлениях, подпрыгивая на месте, бегать.Учить ориентироваться в окружающей обстановке. |
«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой «Птички летают»Серова. |
Пляски- хороводы |
Учить детей выполнять простые танцевальные движения в соответствии с текстом песни по показу воспитателя. |
«Маленькая полечка» Е.Тиличеевой, «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева |
Игры |
Учить детей следовать правилам игры, выполнять несложные действия |
«Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Прогулка и дождик» М.Раухвергера |
Октябрь
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Репертуар |
Слушание |
Обогащать детей музыкальными впечатлениями. Учить слушать песню до конца, эмоционально откликаться на нее.
|
«Пляска с погремушкой» И.Арсева, «Лошадка» Е.Тиличевой, «Машина» А.Волкова |
Развитие слуха и голоса |
Развивать ритмический слух
|
«Кукла шагает и бегает» Е.Тиличеевой. |
Пение
|
Развивать у детей умение подпевать взрослому окончания музыкальных фраз, подстраиваясь к интонации воспитателя.Развивать речь детей.Интоноровать звукоподражание |
«Я на лошади скачу» А.Филиппенко «Вот как пляшут наши ножки» Арсеева «Ладушки-ладошки» Иорданского |
Музыкально-ритмические движения: упражнения |
Учить детей ходить по кругу за воспитателем, делать остановку с окончанием музыки. Воспитывать умение обращать на начало музыки и её окончание.
|
«Устали наши ножки» Т.Ломовой |
Пляски-хороводы |
Учить детей выполнять простые танцевальные движения (легкий бег, притопы, хлопки), по показу воспитателя.
|
«Стукалка» обр. Н.Метлова «Веселый танец» укр.нар.мел. |
Игры |
Учить детей выполнять простые игровые действия в соответствии с текстом песни |
«Где же наши ручки» Т.Ломовой |
Ноябрь
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Репертуар |
Слушание |
Учить детей слушать музыку разного характера: веселую и спокойную. Учить внимательно слушать песенки. Воспитывать умение откликаться на песенку. |
«Песня петушка» Р.Рустамова «Собачка» М.Раухвергера «Песня кошечки» Р.Рустамова |
Развитие слуха и голоса |
Развивать ритмический слух детей.
|
«Похлопаем в ладошки» Е.Макшанцевой
|
Пение |
Развивать умение детей подпевать слова в песне, подстраиваясь к голосу воспитателя. Петь дружно, вместе. Развивать эмоциональную отзывчивость на песенку.
|
«Мяу» Е.Макшанцевой «Бобик» Т.Попатенко «Курочка» Т.Попатенко |
Музыкально-ритмические движения: упражнения |
Учить детей бегать стайкой в одном направлении, делать остановки с окончанием музыки. |
«Мы учимся бегать» А.Степового. |
Пляски-хороводы |
Побуждать детей выполнять танцевальные движения: притопы, легкий бег, постукивание каблучком.Двигаться в соответствии с характером музыки.
|
«Пляска» Т.Ломовой. «Гопачок» М.Раухвергера |
Игры |
Учить следовать правилам игры, выполнять несложные действия по показу воспитателя.Передавать в движении характер музыки.
|
«Прятки» Р.Рустамова, |
Декабрь
Виды деятельности |
Цели и задачи |
Репертуар |
Слушание |
Обогащать детей музыкальными впечатлениями. Приучать слушать музыку изобразительного характера. Учить детей слушать песенку до конца, понимать о чем в ней поется
|
«В лесу» В.Петрова «Елочка» М.Красева |
Развитие слуха и голоса |
Развивать у детей тембровый слух
|
«Волшебный мешочек» музыкально дидактическая игра. |
Пение |
Приобщать детей к пению несложных песенок вместе со всеми.Учить детей петь слаженно подстраиваясь к голосу воспитателя. |
«Фонарики» Р.Рустамова «Елка» Т.Попатенко |
Музыкально-ритмические движения: упражнения |
Учить детей двигаться по кругу с погремушками, передавая равномерный ритм, меняя движения во 2ой части музыки |
Предыдущие материалы
|