a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Деятельностный метод обучения в основной школе - основа современного урока"

Автор: Рябчонок Ольга Ивановна Опубликовано: 2018-02-20 17:54:20

Деятельностный метод обучения в основной школе – основа современного урока

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

И перед нами, учителями основного звена, встает вопрос с помощью чего учить, как сохранить преемственность при переходе обучающихся из начальной школы в основную.

По деятельностной направленности различают четыре основных типа уроков:

-урок «открытия» нового знания;

- урок рефлексии и отработки умений;

- урок общеметодологической направленности;

- урок развивающего контроля.

Сегодня мы хотим показать уроки «открытия» нового знания и общеметодологической направленности. Акцент сделан именно на этих типах урока потому, что в 6 классах происходит адаптация учащихся к знаниевым требованиям основной школы. Мы, как учителя, должны понять, чем дети уже владеют и это развивать и чему должны учить.

Как известно, структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в том, что

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель создает проблемную ситуацию.

Ученик принимает проблемную ситуацию.

Вместе выявляют проблему.

Учитель управляет поисковой деятельностью.

Ученик осуществляет самостоятельный поиск.

Обсуждение результатов.

Предлагаем вашему вниманию серию фрагментов различных этапов уроков математики, русского языка, литературы и биологии.

  1. 1. Урок математики в 6 классе А по теме: "Умножение десятичных дробей».

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Этап урока: актуализации знаний и фиксация затруднений.

Учитель предлагает учащимся сначала определить, по какому принципу в таблице расставлены числа. Выясняется, что показано умножение чисел. Далее ребятам необходимо вписать недостающие числа в пустые клетки, а значит выполнить умножение чисел. С умножением натуральных чисел, умножением десятичной дроби на натуральное число учащиеся уже знакомы и с легкостью выполняют задание. Но в последних двух столбцах необходимо перемножить две десятичные дроби, а как их правильно перемножить мы еще не изучали. Ребята либо не выполняют это действие, либо выполняют его с ошибкой, которая выявляется при последующей проверке по эталону. Далее проводится обсуждение, в ходе которого выясняется, что ребята умеют, а чему нужно научиться и, таким образом, уже выводится цель урока: научиться умножению десятичных дробей.

 (просмотр фрагмента урока).

На уроке учителем создается проблемная ситуация, преодоление которой способствует формированию таких универсальных учебных действий как целеполагание, планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения (регулятив.); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений (коммуникатив.); обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

  1. Урок русского языка в 6 классе Б по теме «Правописание О, Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Тип урока: «открытия» нового знания.

Этап урока: построение проекта выхода их затруднения.

(просмотр фрагмента урока).

На данном этапе создаются условия для формирования познавательных ууд (анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения, синтез – составление целого из частей), регулятивные ууд (планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

  1. Урок биологии в 6 классе А по теме «Мхи».

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Этап урока:  построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает детям поработать с рабочими листами и найти ответ на проблемный вопрос, изучив новую тему урока самостоятельно. Ученики выполняли  задания на ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

На этом этапе использован метод – организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включающий в себя такие приёмы как работа с текстом и рисунками, составление схемы, письменные ответы на вопросы. Это способствовало развитию следующих УУД:

  1. Познавательных–умение работать с текстовой информацией: анализировать, выделять главное; умение составлять схему, отвечать на познавательные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Регулятивных–умение работать по плану, организовывать свою учебную деятельность: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Коммуникативных - умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками при работе в группе (в паре).
  4. Личностных – положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

Таким образом, мы показали как осуществляется преемственность в образовательном процессе основной школы посредством использования современных подходов.

Оставить комментарий: