Доклад "Деятельностный метод обучения в основной школе - основа современного урока"
Деятельностный метод обучения в основной школе – основа современного урока
Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
И перед нами, учителями основного звена, встает вопрос с помощью чего учить, как сохранить преемственность при переходе обучающихся из начальной школы в основную.
По деятельностной направленности различают четыре основных типа уроков:
-урок «открытия» нового знания;
- урок рефлексии и отработки умений;
- урок общеметодологической направленности;
- урок развивающего контроля.
Сегодня мы хотим показать уроки «открытия» нового знания и общеметодологической направленности. Акцент сделан именно на этих типах урока потому, что в 6 классах происходит адаптация учащихся к знаниевым требованиям основной школы. Мы, как учителя, должны понять, чем дети уже владеют и это развивать и чему должны учить.
Как известно, структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в том, что
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель создает проблемную ситуацию. |
Ученик принимает проблемную ситуацию. |
Вместе выявляют проблему. |
|
Учитель управляет поисковой деятельностью. |
Ученик осуществляет самостоятельный поиск. |
Обсуждение результатов. |
Предлагаем вашему вниманию серию фрагментов различных этапов уроков математики, русского языка, литературы и биологии.
- 1. Урок математики в 6 классе А по теме: "Умножение десятичных дробей».
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Этап урока: актуализации знаний и фиксация затруднений.
Учитель предлагает учащимся сначала определить, по какому принципу в таблице расставлены числа. Выясняется, что показано умножение чисел. Далее ребятам необходимо вписать недостающие числа в пустые клетки, а значит выполнить умножение чисел. С умножением натуральных чисел, умножением десятичной дроби на натуральное число учащиеся уже знакомы и с легкостью выполняют задание. Но в последних двух столбцах необходимо перемножить две десятичные дроби, а как их правильно перемножить мы еще не изучали. Ребята либо не выполняют это действие, либо выполняют его с ошибкой, которая выявляется при последующей проверке по эталону. Далее проводится обсуждение, в ходе которого выясняется, что ребята умеют, а чему нужно научиться и, таким образом, уже выводится цель урока: научиться умножению десятичных дробей.
(просмотр фрагмента урока).
На уроке учителем создается проблемная ситуация, преодоление которой способствует формированию таких универсальных учебных действий как целеполагание, планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения (регулятив.); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений (коммуникатив.); обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
- Урок русского языка в 6 классе Б по теме «Правописание О, Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».
Тип урока: «открытия» нового знания.
Этап урока: построение проекта выхода их затруднения.
(просмотр фрагмента урока).
На данном этапе создаются условия для формирования познавательных ууд (анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения, синтез – составление целого из частей), регулятивные ууд (планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
- Урок биологии в 6 классе А по теме «Мхи».
Тип урока: «открытия» новых знаний.
Этап урока: построение проекта выхода из затруднения.
Учитель предлагает детям поработать с рабочими листами и найти ответ на проблемный вопрос, изучив новую тему урока самостоятельно. Ученики выполняли задания на ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.
На этом этапе использован метод – организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включающий в себя такие приёмы как работа с текстом и рисунками, составление схемы, письменные ответы на вопросы. Это способствовало развитию следующих УУД:
- Познавательных–умение работать с текстовой информацией: анализировать, выделять главное; умение составлять схему, отвечать на познавательные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Регулятивных–умение работать по плану, организовывать свою учебную деятельность: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
- Коммуникативных - умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками при работе в группе (в паре).
- Личностных – положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
Таким образом, мы показали как осуществляется преемственность в образовательном процессе основной школы посредством использования современных подходов.