Разработка урока математики по теме "Одночлен и его стандартный вид"
Документы для скачивания
Тема урока: Одночлен и его стандартный вид.
Тип урока: открытия нового знания.
Учебник: Алгебра. 7 класс. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк.
Цель деятельности учителя: создание условий для формирования понятия одночлена, коэффициента одночлена, стандартного вида одночлена; формировать способность к построению алгоритмов на примере построения алгоритма записи одночлена в стандартном виде.
Задачи урока:
- Образовательные(формирование предметных)
- Учить строить, формулировать и применять алгоритм построения записи одночлена в стандартном виде .
- Учить вычислять значение одночлена.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД)
- Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия, создавать аналогии.
- Развивать умения осуществлять контроль и оценку своих действий по заданным критериям.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД)
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
- Формировать дисциплинированность, усидчивость, культуру труда, положительную мотивацию учебного труда.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты взаимодействия (какиеУУД формировались) |
I. Организационный момент.
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. |
Ученики встают, приветствуя учителя.
Рассаживаются по местам, выражая, таким образом, готовность к уроку. |
Включение учащихся в учебную деятельность.
Личностн.УУД:положительное отношение к учению, познавательной деятельности. Регул.УУД:саморегуляция. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Инструктаж о том, как оценивается деятельность на уроке. На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу и записывать результат в таблицу достижений. Если ответ верный поставите «1». Если затруднились ответить или ответили неверно поставьте «0».
- Попробуйте определить, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? на слайде определения: 1). Алгебраическое выражение – это запись, составленная из чисел, букв, знаков арифметических действий. 2). Числовой множитель в произведении числа и буквенной части называется коэффициентом. 3). Для любого рационального числа а и любых натуральных чисел n и m am × an = am + n.
Задание 1. Учитель предлагает учащимся выполнить диктант с последующей взаимопроверкой в парах по эталону. а)представьте произведение в виде степени: a2∙a3; x5∙x. б) решите уравнение 142∙у=143. Задание 2. Запишите следующие выражения: а) Удвоенный куб числа а. б) Разность квадрата числа х и частного чисел у и z. в) Сумма кубов чисел m, n и k. г) Утроенное произведение квадрата числа b и куба пятой степени числа с. После выполнения задания демонстрируется образец выполнения задания а) 2а3 б) х2 - у : z в) m3 + n3 + k3 г) 3b2(c5)3 - Сопоставьте свои работы с образцом и в парах проанализируйте выполнение задания, зафиксировав места и причины возникших затруднений, исправьте ошибки. - Выполнение, каких заданий вызвало затруднение, почему возникли затруднения? Задание 3. 1) Определите, какие выражения получились, обосновав свой ответ.
2) Определите, на какие группы можно разделить выражения. На доске фиксируются группы выражений: б) х2 - у : z; а) 2а3; в) m3 + n3 + k3; г) 3b2(c5)3. - Сегодня на уроке будут рассматриваться выражения второй группы. Такие выражения называются одночленами. Посовещайтесь в парах и дайте определение понятию одночлен. После озвучивания вариантов определения на экране фиксируется образец: Определение одночлена. Одночленом называется алгебраическое выражение, которое представляет собой произведение чисел и переменных, возведённых в степень с натуральным показателем. В частности одночленами являются все числа, переменные, степени переменных. Задание 4. 1. На карточке приведены примеры различных алгебраических выражений. Определите, какие из них являются одночленами, обосновав свой ответ? а) a+ b; б) ; в) ; г) ; д) ; е) у×х×с×(-2,5)×у×с×а; ж) 2 - 3 + 5; з) ; и) - 2,5ас2ху2 При объяснении обращаем внимание, что Приведите свои примеры одночленов. Задание 5. Приведите одночлен к стандартному виду и укажите коэффициент и буквенную часть. На обсуждение 1 мин.
- Какова же цель нашей дальнейшей работы?
|
Слушают учителя.
Возможный вариант ответа детей: изучаем алгебраические выражения и их преобразования.
Выполняют задание, проверяют по образцу, результат вносят в таблицу достижений.
Дети выполняют задание, одна из пар представляет результат выполнения задания.
Возможный вариант ответа детей: получились алгебраические выражения, использовали определение алгебраического выражения. Выражения можно разбить на две группы: в одной группе – алгебраические суммы, а в другой группе – произведения числовых и буквенных множителей.
Совещаются в парах и предлагают свои варианты определения.
Записывают определение в словарь.
Отвечают, объясняют ответ.
По очереди озвучивают по 1 примеру от пары.
Возможный ответ детей: надо записать данный одночлен в стандартном виде, нет знаний, которыми можно было бы воспользоваться, потому что нет определения стандартного вида одночлена и способа записи одночлена в стандартном виде.
Возможный вариант ответа детей: узнать, какие одночлены называются одночленами стандартного вида, и составить алгоритм записи одночленов в стандартном виде. |
Личностн.УУД: самоопределение; осознание ответственности за общее дело. Позн.УУД: обощение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регул.УУД: целеполагание, планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммун.УУД: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
III. Построение выхода из затруднения |
Тема урока: «Одночлен и его стандартный вид». Рассмотрите одночлены е) и и) на карточке: найдите сходство и различия, проанализируйте запись второго одночлена. Что можно сказать про одночлены е) у × х × с × (- 2,5) × у × с × а и и) - 2,5ас2ху2? Комментарий учителя: выполняя запись у × х × с × (- 2,5) × у × с × а = - 2,5ас2ху2 математики говорят, что данный одночлен представили в стандартном виде. Что математики называют одночленом стандартного вида?
Фиксируем алгоритм записи одночлена в стандартном виде:
|
Возможный ответ детей: одночлены равны.
Возможный ответ детей: стандартным видом одночлена называется его запись, при которой: 1) числовой множитель стоит на первом месте; 2) каждая переменная участвует в записи одночлена лишь один раз в виде соответствующей степени; 3) буквы в записи одночлена (если они есть) следуют в алфавитном порядке.
|
Личностн.УУД: самоопределение. Позн.УУД: обощение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регул.УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, прогнозирование. Коммун.УУД: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
IV. Реализация построенного проекта |
Что называют коэффициентом одночлена?
|
Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена. |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи |
Задание выполняется у доски с проговариванием. a) По алгоритму записи одночлена в стандартном виде надо: 1) найти произведение числовых множителей и записать его на первом месте: 2) найти степени всех переменных и записать в алфавитном порядке: 3) =
Коэффициент одночлена: ; буквенная часть
Степенью одночлена называется сумма показателей всех входящих в него переменных. Если одночлен не содержит переменных, т.е. является числом, то его степень считают равной нулю. В выполненном задании степень одночлена: 9 + 7 + 6 =22. При решении следующего задания проводятся аналогичные рассуждения: г) Коэффициент одночлена: ; буквенная часть ; степень одночлена 13.
|
Работают у доски и в тетради.
В парах, проговаривая соседу, выполняют задание. Выполняют самопроверку по образцу, озвучивают возникшие затруднения.
|
Позн.УУД: Подведение под понятие, аналогия, обобщение, структурирование знаний, построение цепочки рассуждений. Регул.УУД: Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. Коммун.УУД: Аргументация свего мнения и позиции в коммуникации. |
VI. Самостоятельная работа
|
Уровень 1 1. Запишите номера выражений, которое является одночленом: 1) 2,1; 2) х2+х; 3) –m; 4)2(х+у)2. 2. Запишите номера одночленов, которые записаны в стандартном виде: 1) 8х2х; 2) 6ху; 3) 0,5m∙2n; 4) -bca. 3. Какова степень одночлена 2a3bc2? Уровень 2 1. Составьте одночлен и выражений a2, b, (-3) и арифметических действий. 2. Представьте одночлен -8ab(-2,5)b2 в стандартном виде и назовите его коэффициент. 3. Укажите степень одночлена 12х2у и найдите его значение при х=-0,3 и у= Уровень 3 1. Определите, какие из данных выражений являются одночленами и запишите их в порядке возрастания степеней: -bca; a∙(-0,2); y3+y; (a-2b)+2x; 0,8mnk2. 2. Решите уравнение: 4+0,5∙х∙10=х∙1,5∙2-6. 3. Придумайте и запишите одночлен шестой степени, состоящий из трёх множителей. |
Определяют задания какого уровня смогут решить и выполняют их с последующей проверкой по эталону (кроме 1(2 ур-нь), 3 (3 уровень)) |
Позн.УУД: Выполнений действий по алгоритму. Регул.УУД: Контроль, коррекция, волевая саморегуляция, самооценка. |
VII. Информация о домашнем задании |
Откройте дневники, запишите домашнее задание: 1. учить алгоритм; 2. в учебнике с. 102 №455 (3 примера на выбор), №459. |
Записывают в дневники задание.
Слушают инструкцию по выполнению домашней работы.
|
Коммун.УУД: Внимательность. |
VIII. Рефлексия
|
- Какую цель сегодня ставили перед собой? - Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.
|
Отвечают на вопросы. Определяют свою отметку по заданным критериям. |
Личностн.УУД: Самооценка на основе критерия успешности. |