Разработка урока математики по теме "Умножение десятичных дробей", 5 класс+презентация.
Документы для скачивания
Тема урока:Умножение десятичных дробей».
Тип урока: открытия нового знания.
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика – 5»
Цель деятельности учителя: Создание условий для развития умений умножать десятичные дроби.
Задачи урока:
- Образовательные(формирование предметных)
- Учить формулировать алгоритм умножения десятичных дробей.
- Учить применять алгоритм умножения десятичных дробей при решении примеров.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД)
- Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
- Формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия, создавать аналогии.
- Развивать умения осуществлять контроль своих действий по заданным критериям.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД)
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
- Формировать дисциплинированность, усидчивость, культуру труда, положительную мотивацию учебного труда.
- Коррекционная:
- Развивать и корректировать устную и письменную речь учащихся: деж.зв. [ч-с], работа над речевым дыханием.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Структура урока:
- Организационный момент
- Речевая зарядка.
- Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Физминутка.
- Первичная проверка понимания.
- Первичное закрепление.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
Этапы урока |
Целевая установка |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты взаимодействия (какиеУУД формировались) |
|||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент.
|
- настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок.
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно. |
Ученики встают, приветствуя учителя.
Рассаживаются по местам, выражая, таким образом, готовность к уроку. |
Включение учащихся в учебную деятельность.
Личностн.УУД:положительное отношение к учению, познавательной деятельности.Регул.УУД:саморегуляция.
|
|||||||||||||||||||||||||||
II. Речевая зарядка
|
|
/-Как ты думаешь, что мы сейчас будем делать, Даша?
- Скажем вместе … (с дирижированием)
Проводит речевую зарядку по словарю по схеме: учитель сопряженное проговаривание ученик. Словарь:десятичная дробь, четыре целых; тридцать шесть сотых; отделить запятой справа. Фраза на слух:В числе четыре целых шесть сотых две цифры после запятой. -Повтори, … -Скажем вместе … -Что мы делали? |
Даша: -Будем проводить речевую зарядку со звуком [ч-c].
Сопряженное проговаривание.
Участвуют в проведении речевой зарядки. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . |
Организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение и согласовывается цель. 1. Подготовка к основному этапу урока (актуализация опорных знаний).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Найти алгоритм выхода из затруднения. |
Инструктаж о том как оценивается деятельность на уроке. На каждом этапе уроке вы будете оценивать свою работу и записывать результат в таблицу достижений. Если ответ верный поставите «+». Если затруднились ответить или ответили неверно поставьте «?».
1. Учитель заранее выдает наборы карточек с числами: 3,2; 3,02; 3,002; 3,0002; 3,00002. - Я буду говорить число, а вы поднимите карточку, которая соответствует этому числу. За экраном говорит число и имя ученика, к которому обращается. Если ученик ответил верно– «+».
2.На столах у каждого из вас лежат таблицы.
- Угадайте секрет составления таблицы. Вопросына слух: /-Как называются компоненты при умножении? /-Каким числом представлен первый множитель? Второй множитель?
-Заполните таблицу. Если при ее составлении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса. После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу, либо на слайде. - Какие действия и над какими числами не вызывали затруднения?
- А в чем возникли затруднения?
- Какое задание надо было выполнить?
- Вам это удалось?
- Значит возникло затруднение?
- В чем причина затруднения?
- Сформулируйте цель нашего урока -Скажем вместе …
- Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?
- Итак, нужно вывести алгоритм умножения десятичных дробей. - Скажем вместе … |
Слушают учителя.
Повторяют за учителем.
Внимательно слушают, отвечают.
Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.
Отвечают на вопросы: Первая строчка - I множитель, Вторая строчка – II множитель, третья - произведение.
Приступают к заполнению таблицы.
Умножение десятичной дроби на натуральное число).
При умножении десятичных дробей.
Умножить десятичные дроби.
Нет.
Да.
Нет алгоритма умножения десятичных дробей.
Научиться умножать десятичные дроби.
Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. |
Осознание потребности к построению нового способа действий.
Личностн.УУД: самоопределение; осознание ответственности за общее дело. Позн.УУД: обощение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регул.УУД: целеполагание, планирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммун.УУД: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
|||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний |
Найти алгоритм умножения десятичных дробей. |
- Давайте, вспомним как выполняется умножение десятичных дробей на натуральное число: 12,54*16. Комментирует (имя ученика). Записывает решение под комментирование. - А как,по-вашему, выполняется умножение, если вместо натурального числа десятичная дробь: 12,54*1,6? - Нужно обращать внимание на разряды? - Куда поставим запятую? - Попробуйте составить алгоритм. (если затрудняются в помощь карточки со словами составляющими алгоритм).
Алгоритм: Чтобы перемножить десятичные дроби, надо: 1. Выполнить умножение, не обращая внимания на запятые; 2. Отделить запятой столько цифр справа, сколько их после запятой в обоих множителях вместе. Показать применение алгоритма на примере 1,35*0,21. - Запишите алгоритм в словарь и придумайте к нему свой пример. Тем учащимся, которые смогли правильно сформулировать алгоритм поставить «+» в таблицу достижений. Также поставить «+» за верно составленный и решенный пример. |
Ученик комментирует решение.
Нет.
Выдвигают гипотезы. Составляют алгоритм по карточкам.
Записывают алгоритм и свой пример в словарь.
|
Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.
Позн.УУД: Подведение под понятие, аналогия, обобщение, структурирование знаний, построение цепочки рассуждений. Регул.УУД: Волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. Коммун.УУД: Аргументация свего мнения и позиции в коммуникации. |
|||||||||||||||||||||||||||
V.Физминутка
|
Концентрация внимания учащихся на собственной работе.
|
- А сейчас, ребята, положите ручки. Немного отвлечемся. Внимательно послушайте задание: Если я сделаю один хлопок в ладоши – нужно поднять руки, еще один – опустить руки. Попробуем … Если я сделаю два хлопка – встать, если еще два - сесть. Попробуем … А теперь всё вместе! Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. На слайде: игра «Руки-ноги» «Один хлопок» - руки поднять или опустить. «Два хлопка» - сесть или встать. |
Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя. |
Регул.УУД Соотнесение своих действий с действиями учителя. Контрол в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Одновременное удерживание нескольких видов деятельности: двигательную, мыслительную. |
|||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичная проверка понимания.
|
Организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: -коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. |
/-Будем работать по цепочке. /-Как будем работать, …? - Нужно не просто решить пример, а показать какой этап алгоритма вы применяете, объяснить решение. 1,36*2,5= 3,161*0,3= Дополнительно: 0,02*9,34= 13,007*2,365= 74,1*2,01=. Если решение показано верно с объяснением, то можно поставить «+». |
На доске и в тетради по цепочке ребята решают примеры (с проговариванием), опираясь на алгоритм. Заполняют таблицу достижений. |
Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей.
Позн.УУД: Выполнение действий по алгоритму, обобщение, понимание текстов, извлечение необходимой информации. Регул.УУД: Контроль своих действий. |
|||||||||||||||||||||||||||
VII. Первичное закрепление.
|
Организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 3,06*2,1; 0,5*2,3; 3,24*12,11. Ответы: 6,426; 1,15; 39,2364. За каждый верный ответ ставится «+». Разбор ошибок, если они есть. |
Выполняют решение, далее самопроверка по эталону.
Заполняют таблицу достижений. |
Позн.УУД: Выполнений действий по алгоритму. Регул.УУД: Контроль, коррекция, волевая саморегуляция, самооценка. |
|||||||||||||||||||||||||||
VIII. Информация о домашнем задании
|
|
Д.З. можно предъявить на слух. Откройте дневники, запишите домашнее задание: 1. учить алгоритм; 2. в рабочей тетради выполнить задания №1, №2, №3 на с. 61. Откройте рабочие тетради, рассмотрим задания. 1. Сколько цифр вы должны отделить запятой в каждом произведении? Запишите число отделяемых знаков цифр в рамках: 5,738*0,4 (4) 123,7*4,2585 (5) 0,003*0,1678 (9) 0,000009*0,004 (5) 5*6,03945 (5) 3,84*1254 (2) 2. Найти значение выражения: 5,389*7,3*0= (6,4+3,6):103= |
Записывают в дневники задание.
Слушают инструкцию по выполнению домашней работы.
|
Коммун.УУД: Внимательность. |
|||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия |
Учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. |
- Какую цель сегодня ставили перед собой? - Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки: Если все плюсы – «5». Если есть хотя бы один «?» - «4» - Молодцы! Вы хорошо поработали!
|
Научиться умножать десятичные дроби.
Определяют свою отметку по количеству + и озвучивают результат. |
Личностн.УУД: Самооценка на основе критерия успешности. |